Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обеспечение законности и укрепление верховенства права охватывают, широкий спектр деятельности. Это социально-экономические преобразования и меры политического и организационного характера, а также просветительские и профилактические усилия, в том числе содействие соответствующим общественным и религиозным объединениям и, конечно же, применение государственного принуждения к лицам, не желающим считаться с требованиями законов и других правовых актов.
В системе таких мероприятий одно из центральных мест всегда было и остается занятым и продолжает занимать деятельность по борьбе с преступностью. И это естественно: преступления – это социально-опасное посягательство на права и свободы личности, законные интересы общества и государства. Они вредят гражданам, государственным и негосударственным организациям в целом нормальному развитию социальных отношений гораздо больше, чем другие правонарушения.
Такая деятельность традиционно делится на несколько взаимосвязанных основных форм. Достойное место среди них занимает поиск оперативных действий, следствий, правосудия, осуществления окончательных судебных решений по уголовным делам.
Для обеспечения упорядоченности такой деятельности устанавливались правила, основанные на многолетнем опыте и закрепленные преимущественно в законодательстве. При характеристике тех или иных институтов уголовного судопроизводства существует множество таких правил.
В любом случае проблема возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела тщательно изучается, когда речь идет о привлечении кого-то к уголовной ответственности.
После принятия решения о возбуждении выявляются, собираются, проверяются и оцениваются доказательства, подтверждающие или опровергающие вину конкретного лица в совершении преступления. Во-первых, такие действия осуществляются следователем или дознавателем под наблюдением прокурора или суда с целью проверки законности и обоснованности их действий. Затем должен действовать суд, который, приняв дело для его разбирательства, рассмотрев и оценив собранные доказательства, решит вопрос о виновности или невиновности обвиняемого и применении или неприменении наказания к нему.
Иными словами, все мероприятия, связанные с уголовным делом, должны осуществляться в определенном порядке в соответствии с установленной процедурой. Поскольку он возникает и происходит в связи с применением уголовного права, его принято называть уголовным процессом.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что для определения роли и места уголовно-процессуального права в системе российского права представляется важным рассмотреть и изучить понятие и значение уголовного судопроизводства, уголовно-процессуального права.
Целью данной курсовой работы является анализ существенных нарушений в истории отечественного уголовного судопроизводства и в зарубежном уголовном процессуальном праве.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность уголовного судопроизводства;
- выделить нарушения в истории отечественного уголовного судопроизводства;
- изучить сущность зарубежного уголовного процессуального права;
- проанализировать существенные нарушения в зарубежном уголовном процессуальном праве.
Объектом исследования являются уголовное судопроизводство и уголовное процессуальное право.
Предметом исследования выступает нарушения уголовного судопроизводства и уголовного процессуального права.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех объединяющих параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Содержание уголовного судопроизводства
1.1 Сущность уголовного судопроизводства
Судопроизводства с этимологической точки зрения – это судебное производство, соответствующие рассмотрению гражданского, административного и арбитражного разбирательств. Законодатель использует тот же термин по отношению к разбирательству в уголовном деле, в котором наряду с разбирательством проводится очень значительное и длительное досудебное производство.
В теории уголовного процесса традиционно преобладает мнение, что понятия уголовный процесс и уголовное судопроизводство идентичны.
Согласно п. 56 ст. 5 УПК РФ содержание понятия "уголовное судопроизводство" включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу. Досудебное производство распространяется на период от получения сообщения о преступлении до передачи уголовного дела в суд для рассмотрения по существу (пункт 9 статьи 5 УПК РФ).
Закон не вводит понятие судебного производства. Анализ структуры Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (часть III. Судебное производство), позволяет сделать вывод, что эта концепция включает в себя производство в суде первой инстанции. Производство в суде второй инстанции, приведение в исполнение приговора, пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда.
В юридической литературе существуют различные определения термина "уголовный процесс". Однако наиболее распространенным суждением является то, что уголовный процесс – это деятельность, строго регламентированная уголовно-процессуальным законом.
Эта деятельность в рамках уголовного судопроизводства осуществляется только уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Для этого они обладают общими и специальными компетенциями.
Общая компетенция определяется наличием соответствующих полномочий, закрепленных в действующем законодательстве. Специальная компетенция возникает в случаях, когда государственный орган или должностное лицо в установленном законом порядке возбуждают уголовное дело, принимают его к собственному производству или иным образом возбуждают уголовный процесс по определенному уголовному делу.
Закон включает в себя суд, прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознание, руководителя дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя и других должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.
Содержанием деятельности, осуществляемой в рамках уголовного судопроизводства, является возбуждение уголовных дел, их предварительное расследование, судебное рассмотрение и решение.
Деятельность государственных органов и должностных лиц на основе закона приводит к определенным уголовно-процессуальным правоотношениям, в которых участвуют другие участники - потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, подозреваемый, обвиняемый, законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский истец, свидетель, эксперт, переводчик, понятой .
Уголовное судопроизводство, следовательно, деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц, законом строго предписана деятельность по возбуждению, предварительному расследованию, судебному рассмотрению и разрешения уголовных дел, а также правовые отношения этих государственных органов и должностных лиц, которые возникают в связи с этой деятельностью, как между собой, так и между других участников уголовных судопроизводства.
Чтобы понять суть уголовного процесса, важно правильно соотнести его с такими понятиями, как "правосудие" и "оперативно-розыскная деятельность", и воспринимать уголовный процесс как науку и учебную дисциплину.
Правосудие состоит из судебного разбирательства не только в уголовном, но и в гражданском, административном и арбитражном процессах. Уголовный процесс включает в себя не только деятельность суда, но и органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора и других участников уголовного судопроизводства. Таким образом, понятия "уголовный процесс" и "правосудие" пересекаются, но не совпадают.
Хотя уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность взаимосвязаны, между ними существуют существенные различия:
- ОРД соприкасается уголовным процессом только в той части, которая призвана оказывать помощь в раскрытии преступлений и раскрытии преступников. В то же время он находится вне сферы уголовной судопроизводства, это независимый вид государственной деятельности;
- Если уголовное судопроизводство требуют детального правового регулирования и исключительно правовой регламентации, то ОРД допускает довольно широкое усмотрение своих ведущих должностных лиц в рамках полномочий, переданных им законом и другими нормативными актами. Оно не предусматривает исключительно правового регулирования, так как помимо закона и в пределах, предусмотренных законом, применяются подзаконные, ведомственные акты (положения, инструкции, распоряжения), без которых нормальное правовое регулирование невозможно.
- Различают государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство (суд, судья, прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель), и ОРД (только органы дознания, указанные в пункте 1 статьи 40 части 1 УПК РФ и наделенные в соответствии