Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня буквально отовсюду на нас обрушиваются потоки самых разных данных, в которых легко запутаться. Хорошая память способствует развитию навыка выявления полезной и нужной информации и отброса всего ненужного и недостоверного.
Отменная память пригодится в любой области независимо от того, учитесь вы в школе, заканчиваете аспирантуру или повышаете квалификацию. Чем более развита ваша способность к запоминанию, тем больше вы можете знать и применять на практике, что уже само по себе повышает вашу эффективность.
Качество мышления зависит от количества и качества нейронных связей в головном мозге. Постоянные восприятие, обработка, запоминание и воспроизведение данных благотворно сказываются на здоровье мозга, делают интеллект более подвижным и живым.
Как известно, с возрастом мозг человека неизбежно претерпевает изменения, вследствие чего ухудшается кратковременная память, снижаются когнитивные способности, развиваются опасные недуги типа болезни Альцгеймера. Регулярные занятия по развитию памяти помогают обойти все это стороной.
Больше помнить – это самое очевидное преимущество развитой памяти. Однако благодаря ей вы сможете не только помнить важную информацию или прочитанные книги, а надолго сохранять в голове яркие моменты жизни, приятные эмоции и радостные впечатления, и «выглядеть» они при этому будут четче самых классных фотографий. Без развитой памяти человек просто не сможет полноценно функционировать в мире.
Память – это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях памяти и методах ее развития, а также о техниках и приемах запоминания и пойдет речь в данном курсе.
Объектом в настоящем исследовании является память.
Предметом исследования являются особенности методов и приёмов улучшения памяти человека.
Цель исследования заключается в анализе развития памяти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение памяти, охарактеризовать процессы памяти;
рассмотреть виды памяти, дать их характеристику;
проанализировать приемы и способы развития памяти;
рассмотреть мнемотехнику для развития памяти: упражнения и процесс;
провести анализ упражнений для развития памяти.
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
систематизацию, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Память, её особенности и классификация видов
1.1. Определение памяти. Процессы памяти
Изучение памяти началось «на заре» становления психологии как науки – в 80- х годах 19 века. У истоков экспериментального исследования памяти стоял немецкий психолог Г. Эббингауз. В отечественной психологии огромный вклад в изучение процессов памяти, её видов, закономерностей развития в онтогенезе внесли такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.
Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память имеет огромное значение для жизнедеятельности человека. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой для приобретения новых знаний, умений, навыков и для их последующего использования. Многочисленные исследования позволили установить, что память лежит в основе любого психического явления, ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Без её включения в акт познания ощущения и образы восприятия будут переживаться как впервые возникающие, что сделает невозможным ориентировку в мире и его познание. Без опоры на память невозможно мышление. Разрушение памяти равноценно распаду личности: человек превращается в «живой автомат», способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент. Таким образом, память служит необходимым условием единства психической жизни человека, единства его личности.
Итак, без участия памяти не осуществляется ни один из психических процессов, без неё невозможно функционирование человека как полноценной личности. Но важно отметить, что и сама память немыслима вне других психических процессов. Она связана со всеми другими психическими познавательными процессами. Так, связь памяти и восприятия проявляется в том, что существует образная память (память на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные образы). Связь памяти с вниманием выражается в том, что процесс запоминания невозможен без преднамеренной или непреднамеренной фиксации внимания на чем-либо. Связь памяти и мышления фиксируется в известной психологам идее: лучше запоминается то, что понимается.
Отечественные психологи полагают, что запоминает не мозг сам по себе, а человек, наделенный мозгом. Процессы памяти нельзя рассматривать независимо от особенностей личности человека, от характера его деятельности. Конкретизируем данную идею, раскрывая процессы памяти.
В структуре памяти выделяют несколько относительно самостоятельных процессов и соответствующих им функций: запоминание, узнавание, сохранение, воспроизведение и забывание.
1. Запоминание – процесс запечатления (фиксирования) информации, представленной в форме ощущений, субъективных образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий и актов общения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непреднамеренно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимой информации; память приобретает характер сознательного запоминания. На основе запоминания происходит накопление и расширение жизненного опыта. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избирательность – далеко не вся информация подлежит запечатлению. Большая часть информации используется для оперативной регуляции текущей деятельности и общения и по мере выполнения своего функционального назначения навсегда теряется. Психологические исследования П.И. Зинченко, А.А. Смирнова выявили зависимость запоминания от характера деятельности. Установлено:
лучше запоминается то, что составляет цель действия;
лучше запоминается та информация, которая подвергнута активной мыслительной переработке.
Эффективность запоминания зависит от установок субъекта. Установка запомнить материал для сдачи зачета или получения хорошей отметки на уроке оборачивается тем, что после этих событий материал быстро забывается. Иное дело – понимание значимости материала для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. Запоминаемый с такой установкой материал помнится дольше.
Установлено, что лучше запоминается эмоционально окрашенный материал, т.к. он связан с потребностями, мотивами, интересами человека. При этом в одних случаях лучше запоминается приятное, в других – неприятное, в зависимости от того, что в данном конкретном случае более актуально, более значимо для человека.
Существенное влияние на успешность запоминания оказывает состояние здоровья, жизненный тонус, настроение человека.
На деятельность памяти оказывают влияние и волевые качества личности. К.Д. Ушинский писал, что запоминание материала есть труд, требующий усилий, умения преодолеть свою леность, организовать себя, распределить свое время.
Эффективность произвольного запоминания зависит от умения человека осуществлять мнемические действия и пользоваться разнообразными мнемотехническими приемами переработки информации (группировка, выделение опорного пункта, схематизация, перекодирование, классификация, структурирование, аналогия и др.).
Рассмотрев запоминание, перейдем к рассмотрению других процессов памяти.
2. Узнавание – восстановление (воспроизведение) информации, осуществляемое в условиях повторного восприятия объектов, закрепившихся ранее в памяти.
3. Сохранение – процесс удержания информации, её переработки и преобразования. Предметом его выступают не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования (переживания, отношения, интересы и т.п.). Сохранение следует понимать как активный мнемический процесс, в ходе которого субъективные образования подвергаются непрерывным изменениям. Непрерывно объединяя элементы опыта человека в некоторую субъективную целостность, память осуществляет своеобразное психологическое творение его личности.
4. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Процесс воспроизведения может иметь следующие формы: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. Узнавание – это, как уже было сказано, воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Собственно воспроизведение осуществляется без повторного восприятия соответствующей информации. Оно может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное воспроизведение осуществляется автоматически без специального намерения. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент. Произвольное воспроизведение вызывается задачей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов А.Ю. Общая психология. Память и представления / А.Ю. Агафонов. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2013. – 125 с.
2. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: «Питер» 2015. – 288 с.
3. Боднар А.М. Психология памяти /А.М. Боднар. – Екатеринбург: Изд- во Урал. ун-та, 2018. – 100 с.
4. Болотова А.К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум / А.К. Болотова. – М.: Юрайт, 2019. – 340 с.
5. Глуханюк Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
6. Гонина О.О. Психология. Учебное пособие / О.О. Гонина. – М.: КноРус, 2019. – 320 с.
7. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата / П.С. Гуревч. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
8. Иванников В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 с.
9. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие / З.М. истомина. – М.: Вильямс, 2019. – 286 с.
10. Калинина А. Как заставить память работать / А. Калинина. – Донецк: Сталкер, 2015. – 489 с.
11. Константинов В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата / В.В. Константинов. – М.: Юрайт, 2019. – 200 с.
12. Макарова И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 182 с.
13. Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2019. – 583 с.
14. Нуркова В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 524 с.
15. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. – М.: Просвещение, 2016. – 422 с.
16. Шадриков В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 с.
17. Штейнмец А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. – М.: Академия, 2018. – 496 с.