Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Ведущим звеном любой деятельности являются поставленные цели. Танцевальное искусство как вид эстетического воспитания имеет большую силу. Занятия танцами приобщают ребенка к прекрасному, воспитывают художественный вкус. На уроке танца ребенок развивается физически, укрепляет здоровье, приобретает творческую фантазию, учится образно мыслить.
Процесс обучения на уроке - это совокупность направленных действий педагога и ученика на получение системы знаний, умений, навыков и развития творческих способностей хореографического искусства.
Учебно-воспитательный процесс на уроке базируется по таким принципам как:
- строгая последовательность в овладении танцевальной лексики и технических приемов танца;
- систематичность и регулярные занятия;
- доступность и овладение техническими средствами;
- индивидуальный подход к каждому ребенку.
Такая организация учебного процесса дает возможность не только овладеть основами хореографии, но и углубить знания в этой сфере.
Глава 1 Воспитание таланта ученика
1.1 Творчество педагога и творческие способности ученика
Если вопрос художественной подготовки в течение жизни решается благодаря единству направлений и отраслей подготовки, наличия заочного обучения, то мобильность студентов творческих специальностей, как и преподавателей, связана с получениями и передачей творческого опыта различных художественных школ. По своему содержанию учебный процесс в учреждениях художественного направления в большинстве связан с практической деятельностью, и, как следствие, зависит от профессиональной – преподавательского и художественного – творчества педагога и творческих способностей ученика .
Именно поэтому наше исследование посвящено особенностям педагогического творчества преподавателей дисциплин художественного направления. Целью работы является анализ выявления педагогического и художественно-художественного творчества в работе преподавателей классического танца.
В современных исследованиях психолого-педагогической сущности творчества уделяется достаточно внимания :
- определению самого понятия педагогического творчества, исследованию его соотношения с сопроводительными признаками, свойствами, качествами;
- рассмотрению индивидуального стиля деятельности личности как важнейшего признака ее творческого характера;
- выяснению механизма взаимосвязи творческого мышления и педагогического мастерства;
- исследованию субъективных аспектов педагогического творчества, видов и механизма педагогической импровизации;
- изучению педагогических условий, путей и средств формирования творческой позиции личности, созданию методик выявления и развития творческих качеств личности, изучение одаренности.
Е.И. Рогов подчеркивал, что работа учителя – это творчество, а не обыденное заталкивание в детей знаний. Призвание учителя он видел в том, чтобы ребенок учился не за ради оценки, а познавал влечение к знаниям, к чему-то новому, к творчеству. Он подчеркивал, что настоящий учитель-мастер не может жить без творчества, повторяя одно и то же всю свою жизнь. Только творческий учитель может развить творческие возможности, творческие способности у детей. Он призвал учителей помнить главное правило педагогической деятельности: «Одаренные и талантливые все без исключения дети» .
По мнению А.К. Маркова творчество является одним из средств повышения эмоционального тонуса учащихся, закрепления комплекса эмоционально-волевой регуляции и, главное, актуализации положительной гаммы переживаний, который сопровождает эффективный труд – переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале .
Именно поэтому, в современной педагогической литературе педагогическое творчество учителей, руководителей школ часто рассматривают в контексте изучения педагогического опыта, педагогического мастерства учителей и их работы по самосовершенствованию.
Педагогическое творчество учителя включает в себя творческую педагогическую деятельность учителя и творческую учебную деятельность ученика в их взаимодействии и взаимосвязи, а также результаты их творческой деятельности, которые ведут к их (учителя и ученика) развитию и саморазвитию.
Творческая педагогическая деятельность учителя всегда обусловлена индивидуально-психологическими особенностями творческой учебной деятельности учащихся, в свою очередь, творческая учебная деятельность учащихся обусловлена уровнем и характером творческой деятельности учителя. В тоже время С.И. Ильина подчеркивает, что творческий процесс каждого учителя, каждого ученика, результаты их совместной творческой деятельности зависят от традиций и особенностей творческой деятельности педагогического и ученического коллективов конкретной школы .
1.2 Влияние личностного потенциала педагога классического танца на развитие таланта ученика в процессе обучения классическому танцу
Третье тысячелетие предъявляет качественно новые требования к человеку как творческой личности. В современном обществе существует потребность в новых формах и изучении опыта подготовки педагога, способного максимально раскрыть творческий потенциал личности учащегося. Уникальный индивидуальный стиль деятельности учителя, уникальный «почерк» профессиональной деятельности определяет манеру педагогических действий, присущую каждому учителю .
Изучение лучших примеров индивидуального стиля в профессиональной деятельности позволяет изучить влияние личности преподавателя на развитие творческого потенциала ученика. Сравнительный анализ индивидуальных стилей деятельности известных танцоров позволяет подтвердить роль педагога в развитии творческого потенциала студента и использовать ценный опыт нескольких поколений с целью формирования индивидуального стиля деятельности у будущих учителей хореографии.
Индивидуальный стиль деятельности - это метод и результат самореализации педагога классического танца в определенном жанре танцевального искусства, который проявляется в методах проведения занятий, манере преподавания и общения, особенностях педагогической и творческой деятельности, специфике развития творческого потенциала учащихся .
Глава 2 Теоретические аспекты изучения роли взаимодействия педагога с учеником в процессе обучения классическому танцу
2.1 Критерии общения педагога классического танца и ученика
Определения признаков недостаточно для характеристики деятельности учителей, а потому мы, опираясь на общепринятые в педагогической науке критерии, предлагаем такой подход к анализу творческой педагогической деятельности учителя классического танца .
1. Совместимость в процессе общения педагога с учениками основывается на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В общении педагог должен обязательно обогащать учеников интеллектуально, морально, эстетически, деятельностно. Общение обязательно предполагает формирование у педагога и учащихся образов друг друга и понятий о личностных свойствах каждого участника общения; оно несет в себе эстетическую характеристику - внешнее и внутреннее сходство участников общения, обусловливает определенное отношение к себе; в общении проявляется и поведенческий компонент - слова и дела, адресованные педагогом ученикам и наоборот. Эти три компонента -познавательный, эстетический и поведенческий - неразрывно связаны между собой.
Особое значение эта совместимость приобретает в процессе совместной творческой деятельности, которая присуща процессу обучения художественным дисциплинам.
Педагог, который учит ребенка искусству, должен не только сам быть творцом, но и иметь авторитет художника в глазах ученика, вместе с ним создавать художественное произведение, понимать внутренние возможности и особенности юного художника, который создает художественный образ, предоставлять возможность саморазвития, способствовать совершенствованию творческих способностей, создавать условия по реализации творческого потенциала ученика.
Следует отметить, что особенностью общения педагога и учащихся на уроках по классическому танцу является большое количество невербальных средств, использование танцевальной лексики как средства передачи информации от учителя к ученику, от исполнителя к зрителю. Учитывая, что качество владения танцевальным языком влияет на проявление взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности, мы считаем, что учитель классического танца обязательно должен иметь высококачественную исполнительскую подготовку, совмещенную с балетмейстерскими знаниями и умениями.
2. Разработка принципиально новых подходов к обучению классическому танцу, воспитания и развития учащихся в процессе занятий классическим танцем. Опираясь на существующие каноны хореографического образования, современный учитель не может не учитывать изменения, происходящие в танцевальном искусстве .
В частности, появление новых танцевальных жанров, развитие стилей. Взаимовлияние различных танцевальных школ, национальных танцевальных традиций, использование искусства танца в современных условиях, возможности танца не только в процессе эстетического, но и физического, духовного развития молодежи. Не следует пренебрегать и тем фактом, что коллектив учащихся воспринимает занятия танцевальным искусством по-разному. Для одних – это досуг, для других – развитие внутренних творческих возможностей, подготовка к дальнейшей профессиональной жизни в искусстве, для третьих – возможность познания окружающего мира, развитие способностей по восприятию красоты окружающего мира.
Важно отметить, что поиски новых подходов к занятиям классическим танцем, позволяют решать целый ряд дополнительных воспитательных и учебных задач, связанных с профилактикой и лечением физических и психических недостатков, психологической коррекцией поведения детей, созданием коммуникативно-положительного среды как в коллективе сверстников, так и в смешанном разновозрастном окружении. Но, наиболее значимым остается поиск новейших приемов именно в методике обучения искусству танца, привлечение к качественному учебно-воспитательному процессу всех достижений современной науки и практики, использование новейших технических достижений, творческая переработка и актуализация классического наследия танцевального искусства и путей обучения ему.
3. Рационализация и модернизация содержания, форм, методов и средств учебно-воспитательного процесса в свете реформирования образования, в частности с целью развития творческих возможностей учащихся, их талантов и одаренности. При этом важно отметить возрождение системы внешкольного образования по танцам и создании современных новейших заведений, имеющих профильную художественную направленность .
Ориентированность этих учебно-воспитательных структур влияет на выбор современных методов обучения и организационных форм отбора, обучения и дальнейшей профориентации учащихся. Кроме того, появление новых танцевальных стилей, жанров, развитие танцевальных школ, взаимовлияние различных танцевальных культур требуют изменений в содержании танцевальной подготовки. В то же время совершенствование оснащения учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях художественного направления вносит свои изменения в организацию процесса восприятия художественных произведений, доступность различного материала для изучения танцевального опыта, использование и подготовку музыкального материала, расширение выразительных средств как на уровне танцевальной лексики, так и на вспомогательных уровнях – костюм, освещение, сценическая площадка и тому подобное.
2.2 Психологические механизмы индивидуального стиля общения
Под механизмами стиля педагогического общения понимаются индивидуальные и типичные особенности социально-психологического взаимодействия учителя и учащихся.
Стиль общения выражает:
а) особенности коммуникативных способностей учителя;
б) достигнутый уровень отношений между учителем и учениками;
в) творческую индивидуальность учителя;
г) особенности студенческого коллектива.
В психолого-педагогической литературе описаны различные стили профессионального педагогического общения. Их обилие обостряет актуальность осознания преподавателем и приобретения им собственного индивидуального стиля общения с учениками .
1. Наиболее плодотворным стилем общения является общение, основанное на увлечении совместной творческой деятельностью.
2. Стиль педагогического общения, основанный на дружеском расположении, также достаточно продуктивен.
3. Довольно распространенным стилем общения является дистанция, которую с готовностью используют как опытные преподаватели, так и новички.
4. Коммуникация-дистанция в ее «чистом виде» является в определенной степени переходным этапом к такой негативной форме, как коммуникация-дистанция. Не менее негативную роль в работе с учениками играет общение-флирт, которое также связано с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. Исследования позволяют условно выделить четыре группы классных руководителей по интенсивности их общения с учащимися.
Заключение
Педагогическое общение на уроке танцев многообразное. Оно включает в себя и непосредственно отношение педагога к ученику, и учеников между собой: их сопереживание и взаимопонимание, обмен информацией и взаимодействие друг с другом. В одних случаях общение педагога с учащимися устанавливается в процессе занятий и репетиций, а в других - в процессе обсуждения конкурсов. Иногда педагог устанавливает общение с одним учеником, а иногда - со всем коллективом.
В соотношении с определением задач педагог осмысливает конкретную ситуацию обучения и воспитания, строит свои действия, сопровождая объяснениями, жестами, показывает ученикам танец или комбинацию в целом. Чтобы ученики могли усвоить материал, они должны его понять и на этой основе повторить за педагогом танцевальные движения, объяснить свое понимание этих движений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андрощук, Л. М. Влияние индивидуального стиля деятельности педагога-хореграфа на развитие творческого потенциала ученика / Л. М. Андрощук. // Научно-издательский центр «Социосфера»
2. Андрощук, Л. М. Формирование индивидуального стиля деятельности будущего педагога классического танца / Л. М. Андрощук. // Моя диссертация [Электронный ресурс].
3. Балет: энциклопедия [Текст] / сост. Ю. Н. Григорович. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. – 623 с.
4. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А. С. Белкин. – Москва: Просвещение, 1991. – 176 с.
5. Бирюкова, Т.А. Творческая активность в деятельности человека [Текст] / Т. А. Бирюкова // Философия образования. – 2004. - № 3 (11). – С. 226-233.
6. Боголюбов, В. И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий [Текст] / В. И. Боголюбов. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. – С.7, 24-25, 32, 35, 111-113.
7. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности [Текст] / Г. Вильсон. – Москва: Когнито-центр, 2001. – С. 22
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: психолог. очерк / Л. С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1991. – 93 с.
9. Гаврильева, М. А. Педагог по призванию [Текст] / М. А. Гаврильева. // Вестник Якутского хореографического училища им. А. В. Посельских. – Якутия, 2009 – №9 – С.15-16
10. Глассер, У. Школы без неудачников [Текст]. Пер. с англ / У. Глассер. Пермь, 1972. – 218 с.
11. Гримак, Л. П. Общение с собой [Текст] / Л. П. Гримак. Москва, 1991. – 288 с.
12. Дункан, А. Танец будущего. Моя жизнь [Текст] / А. Дункан, И. Шнейдер. – Москва: Искусство, 1989. – 349 с.
13. Захаров, Р. В. Слово о танце [Текст] / Р. В. Захаров. – Москва: Молодая гвардия, 1971. – 160 с.
14. Ильина, С. П. Становление образа современного педагога у студентов в процессе изучения педагогических дисциплин [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2003. – С. 11
15. Кан-Калик, В. А. Основы профессионально-педагогического общения [Текст] / В. А. Кан-Калик. – Грозный, 1979. – 138 с.
16. Кобурнеева, Е. О. Традиции и новаторство в хореографическом образовании [Текст] / Е. О. Кобурнеева. // Сборник статей Московской академии хореографии о театре, балете и музыке – 2010 – №20 – С.41-46
17. Козловская, А. З. Значение воспитания в процессе творческого развития [Текст] / А. З. Козловская // Вестник Академии русского балета – 2012. – №28 – С. 274-281
18. Маркова, А. К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя [Текст] / А. К. Маркова, А. Л. Никонова // Вопросы психологии. 1987. – №5. – С. 40-48
19. Мессерер А. Танец. Мысль. Время [Текст] / А. Мессерер. – Москва: Искусство, 1979. – 175 с.
20. Мессерер А. Уроки классического танца [Текст] /А. Мессерер. – Санкт-Петербург: Лань, 2004. – 400 с.
21. Мярина, Ю. Р. Учитель с большой буквы [Текст] / Ю. Р. Мярина. // Вестник Якутского хореографического училища им. А. В. Посельских. – Якутия, 2010 – №10 – С. 24-25
22. Пасютинская, В. М. Путешествие в мир танца [Текст] / В. М. Пасютинская. – Санкт-Петербург: Алатея, 2011. – 368 с.
23. Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика [Текст] / Е. И. Рогов. – Ростов на Дону, 1996. – 512 с.