Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для человека эмоции становятся предметом внимания тогда, когда они в чем-то препятствуют, либо чему-то сопутствуют, помагают. Умение владеть своими эмоциями и умение контролировать их повышает психологическую уравновешенность личности и общий уровень культуры. В связи с этим возникает потребность изучения этой темы с целью формирования умений контролировать эмоции при выполнении различных видов деятельности. Эмоции являются повседневным спутником человека и оказывают влияние на все поступки и мысли человека.
Проблему влияния эмоций на деятельность человека изучали разные ученые: психологии, педагогики, физиологии. В человеческой деятельности: учебной и трудовой, эмоции являются особенным процессом, имеющим то или иное влияние (Рубинштейн С.Л., Симонов П.В., Выготский Л.С., Изард К.Э. и другие). Правильное или неправильное выполнение той или иной деятельности во многом зависит от того, какими эмоциями она сопровождается.
Цель исследования – всесторонне изучить: в теоретическом и практическом аспектах, как влияют эмоции на трудовую и учебную деятельность человека.
Выбранная тема обусловила необходимость решения следующих задач:
- проанализировать психологическую литературу по теории эмоций;
- определить влияние эмоций на деятельность человека;
- определить: стимулируют или тормозят эмоции трудовую деятельность человека.
Объект исследования: теории эмоций человека.
Предмет исследования: особенности влияния эмоций на дчеловека.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды психологов, которые изучали проблему влияния эмоций на деятельность человека: Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Изард К.Э. и другие.
Методы исследования:
- теоретические: историко-теоретический и сравнительный анализ психологических источников.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, двух разделов, выводов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. ЗАРУБЕЖНЫЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
1.1.Эмоции и человек
Теории эмоций - это подходы к объяснению того, что такое эмоции , что их вызывает и как они влияют на поведение живых существ. Есть несколько способов классифицировать эмоции:
Классификация по содержанию эмоций. Эмоции имеют
1.) ориентацию, которую можно описать категориями, так называемыми базовыми эмоциями (презрение, отвращение, гнев, страх, печаль, стыд, вина, радость, удивление, интерес и т. д.). Яркими представителями этой идеи являются Darwin 1872 и Paul Ekman & Friesen 1970. Кроме того, у них есть 2.) характеристика, которую можно описать пространственно (например, от легкого гнева до бешеного гнева). Выдающиеся представители - Вильгельм Вундт (19 век); Рассел (1980-е годы); в настоящее время Б. Грин и Саловей . [1]
Классификация основана на предположениях о природе эмоций. Поведенческие теории или бихевиористские теории определяют эмоции как наблюдаемое поведение, которое запускается определенными событиями (стимулами). Менталистические теории эмоций рассматривают эмоции как психологические состояния, а теории синдромов понимают эмоции как синдромы поведения и психологические состояния.
Классификация, основанная на центральных вопросах теорий. Эволюция Психологические теории эмоций имеют дело с эволюционным развитием и важностью эмоций, в отличие от изучения психологических теорий эмоций, которые имеют дело с ними, в какой степени и каким образом эмоции усваиваются. С другой стороны, теории когнитивных эмоций показывают, как эмоции вызываются интерпретацией события, в то время как нейро- и психофизиологические теории объясняют, что происходит в теле и особенно в мозге, когда живое существо проявляет эмоции.
Пространственная классификация эмоций
Предполагается, что эмоция является результатом более или менее сильного выражения в нескольких конкретных измерениях. Однако существуют разногласия относительно того, какие это размеры.
Вильгельм Вундт предполагал примерно следующие три измерения: [2]
Напряжение - решение
Удовольствие - неудовольствие
Волнение - успокоение
В психофизиологии широко распространено мнение, что эмоции по существу состоят из двух ортогональных измерений [3] [4].
Возбуждение : спокойное - возбужденное
Валентность : положительная / приятная - отрицательная / неудобная
Однако в самоотчете есть указания на то, что могут быть зафиксированы два перекрывающихся измерения: [5] [6]
Интенсивность комфорта: нет - высокая
Интенсивность дискомфорта: нет - высокая
Категориальная классификация эмоций
Сторонники этой теории предполагают, что эмоции состоят из существующих основных эмоций . Это эмоции, которые нельзя связать с другими эмоциями, или эмоции, которые составляют все другие, более сложные, эмоции.
Лотар Шмидт-Ацерт провел исследование, в котором испытуемым были представлены списки эмоционально значимых терминов. Задача заключалась в оценке субъективно воспринимаемого сходства отдельных терминов. Затем эти термины были разделены на группы в зависимости от предполагаемого сходства и объявлены базовыми эмоциями.
Роберт Плутчик, наконец, извлек восемь основных эмоций, каждая из которых могла иметь разную степень интенсивности и быть организована в кольцо. В ринге эмоции были устроены таким образом, что похожие эмоции были максимально близко друг к другу, а разнородные - далеко друг от друга. Кто составлял эмоции из двух, непосредственно примыкающих к этому кольцу эмоций, обозначил Плутчика как первичные диады (включая упомянутые первичные эмоции ), которые возникли из композиции эмоций, в которые вмешалась эмоция, как вторичные диады, и те, в которых две эмоции находятся между ними, как третичные. диады- два последних типа также известны как вторичные эмоции. Здесь третичные диады были более сложными эмоциями, чем вторичные диады , которые, в свою очередь, были более сложными, чем первичные диады , которые, в свою очередь, были более сложными, чем базовые эмоции.
Эмоции, состоящие из эмоций из противоположных областей, в конце концов были настолько разными, что их влияние снова исчезло.
Вот эти восемь основных эмоций:
Страх / паника
Гнев / ярость
Радость / экстаз
Печаль / печаль
Принятие / доверие
Отвращение / отвращение
Сюрприз / изумление
Любопытство / ожидание
Они возникли (согласно Плутчику) вне эволюционного контекста. В частности, каждая эмоция была связана с побуждением к действию - в случае страха, например, с тенденцией к бегству.
Теория основных эмоций часто подвергалась критике, потому что разные исследователи не всегда находили одни и те же базовые эмоции - в частности, даже не одно и то же количество базовых эмоций. Предполагалось, что такую эмпирическую широту результатов нельзя проследить до фундаментальной конструкции, такой как базовые эмоции. Другой критический момент заключается в том, что названия основных эмоций могут отличаться, но то, что отдельные исследователи понимают под ними, вероятно, может быть таким же. Тем не менее, это не меняет того факта, что эти базовые эмоции действительно могут существовать, хотя и обоснованные эмпирические.Пока этому нет никаких свидетельств.
Ортони, Клор и Коллинз разработали структуру эмоций в 1988 году, которую они опубликовали под названием «Валантные эмоции (ценные эмоции)» в своей работе «Когнитивная структура эмоций». Они назвали три категории, которые затем снова разделили. Первая категория этой структуры - это последствия события, которому человек может быть доволен, а может и не быть. Здесь важно, идет ли речь о последствиях для самого человека, здесь он будет чувствовать надежду / страх или радость / страдание, или о последствиях для другого человека, здесь последствия были бы желательными или нежелательными, описать.
Вторая категория касается действий агента, которые человек либо не одобряет, либо не одобряет. Если речь идет об одном из собственных действий человека, он или она испытывают гордость или стыд. Если он судит о действиях другого человека, им восхищаются или обвиняют.
Третья категория включает оценку объекта; человек воспринимает это как привлекательное или нет. Ортони, Клор и Коллинз постулировали, что интенсивность эмоционального ощущения контролируется этими тремя переменными интенсивности: счастливым / несчастливым, неодобрительным / защищающим и нравится / не нравится. Такое структурирование показывает, что, согласно Ortony et al. есть три основные группы чувств. Чувства, основанные на событии, на которые влияет ожидаемость события, чувства, основанные на актерах, и чувства, основанные на объектах. Эти три основные группы могут быть связаны друг с другом и, таким образом, согласно Ортони и др., Вызывать одно из 22 основных чувств, из которых могут быть получены другие эмоциональные состояния.
1.2.Современные теории эмоций
Двухкомпонентная теория (Schachter & Singer). Стэнли Шахтер и Джером Э. Сингер разработали двухфакторную теорию эмоций в 1964 году. Согласно этой теории, эмоциональное переживание является результатом процесса восприятия. На основе восприятия физиологического возбуждения ищется соответствующее объяснение ( причинная атрибуция ) с учетом информации, связанной с ситуацией; ЧАС. одно и то же физиологическое возбуждение может вызывать разные эмоции в разных ситуациях.
Теория подсистем (Шерер)
Клаус Р. Шерер разработал теорию подсистем. [8] Это должно означать, что в эмоциональных процессах задействованы пять подсистем, каждая из которых функционально определена.
Существует подсистема обработки информации, которая оценивает стимул посредством восприятия, памяти и / или предсказания.
Поддерживающая подсистема регулирует внутреннее состояние, контролируя нейроэндокринные, соматические и вегетативные состояния.
Выбор между двумя конкурирующими мотивами и подготовка этих мотивов осуществляется ведущей подсистемой.
Моторные выражения и видимое поведение становятся возможными благодаря действующей подсистеме.
Подсистема обработки информации, с другой стороны, основана на сделанных оценках.
Точно так же в своей совместной работе с Левенталем [9] Шерер выделил три уровня обработки информации.
схематический уровень
сенсомоторный уровень
концептуальный уровень.
Какой уровень используется в конечном итоге, зависит от средства представления.
Эмоции можно понимать как переживание сенсорных восприятий, и они состоят из четырех различных компонентов: физиологического компонента, чувственного компонента, когнитивного компонента и поведенческого компонента. Кроме того, проводится различие между врожденными,первичные эмоции и узнал вторичные эмоции. С помощью теорий эмоций делаются попытки объяснить происхождение и восприятие эмоций.
Мотивация - это внутреннее стремление живого существа к выполнению действия. На него влияют соответствующие мотивы (побуждения) живого существа. Например, мотив голода приводит к мотивации что-нибудь приготовить. Подобно эмоциям, в отношении мотивов проводится различие между врожденными первичными мотивами и усвоенными вторичными мотивами.
С помощью теорий эмоций делается попытка объяснить происхождение и восприятие / интерпретацию эмоций. Множество различных теорий различаются тем, что каждая из них рассматривает разные компоненты эмоции как решающие для ее развития и восприятия. Когнитивные теории эмоций говорят, что эмоции воспринимаются или актуальны только через соответствующую когнитивную оценку. Однако теории эмоций, которые считают физиологический компонент эмоции решающим, предполагают, что переживание физиологических изменений приводит к возникновению и восприятию эмоции. Однако самих по себе теорий недостаточно для удовлетворительного объяснения эмоций. Скорее это полезно
Базовый компонент для создания и восприятия / интерпретации эмоции Теория эмоций
Когнитивный компонент
Двухкомпонентная теория Шахтера и Зингера
В Двухкомпонентная теорияФон Шахтер и Зингер заявляют, что неспецифическое восприятие физической реакции
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. ДВГУ, 2003. 105 с.
2) Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Издательство: ЁЁ Медиа, 2012. 160 с.
3) Гамезо М.В., Домашенко И.А.Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
4) Давыдов, Василий Васильевич. Лекции по общей психологии : учебное пособие для вузов / В. В. Давыдов, 2008.- 176 с.
5) Дмитриева Н. Ю.Общая психология: конспект лекций, серия «Экзамен в кармане»: Москва; 2007. – 75 с.
6) Дубравська Д.М. Основипсихології: Навчальний посібник. – Львів : Світ, 2001. – 280 с.
7) Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000. 464 с.
8) Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с
9) Кордуэлл М.Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 448 с.
10) Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.
11) Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2011. – 583 с.
12) Максименко С.Д. Общая психология. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2004. – 528 с.
13) М’ясоїд П.А. Загальна психологія: Навчальний посібник. – Вища школа, 2000. – 479 с.
14) Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. – М: Юрайт-Издат, 2004 – 484 с.
15) Психологический словарь/ Ред. Зинченко В.П. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 2005. - 440 с.
16) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для вузов, 2003.- 713 с.
17) Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология: Учебник для вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 576 с.
18) Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
19) Сорокун П.А. С 655 Общая психология. Псков: ПГПИ, 2003 - 312 с.
20) Узнадзе Д. Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с.
21) Экман П.Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2010. — 334 с.