Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня в планировании учебно-воспитательного процесса важная роль отводится формированию у школьников познавательного интереса. Необходимость формирования познавательного интереса школьников в условиях реализации ФГОС заключается в том, чтобы научить школьника видеть и использовать свои силы и возможности в процессе обучения, развить интерес к познанию нового, научить оценивать себя в длительном процессе развития, сравнивать себя до и после процесса развития. Всё это должен обеспечить педагог различными способами, методами, технологиями.
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей формирования познавательного интереса учащихся на уроках физики
1.1. Характеристика познавательного интереса и познавательной активности учащихся
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является основным образовательным стандартом, регламентирующим деятельность в области образования. Не является исключением и физика. ФГОС является совокупностью требований, которые необходимо применять при проведении уроков, планировании программы, разработке методики проведения занятий.
ФГОС регламентирует деятельность специалистов в области образования не только в рамках школьной программы, но и в рамках среднеспециального, профессионального, высшего образования. ФГОС распространяется на образовательные учреждения, действующие в рамках государственной программы и имеющие государственную аккредитацию. В основе документа лежит анализ основных психолого-педагогических трудов, культурологических, педагогических психологических и социологических концепций и теорий [3].
Современный образовательный процесс характеризуется процессом модернизации, поэтому в таких меняющихся условиях особую необходимость и значимость приобретает такой нормативно - правовой акт, который направляет и определяет ход образовательного процесса. Новый ФГОС характеризуется тем, что в нем не сформулированы конкретные цели и задачи, имеющие отношение к конкретному предмету. Акцент делается на общих моментах, на необходимости развивать общее мышление, умение анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять информацию. Подчеркивается необходимость развивать у учеников умения общаться, развивать общие коммуникативные навыки, логику, интуицию.
В дальнейшем на базе полученных навыков будет развиваться умение грамотно излагать свои мысли, общаться с другими людьми, высказывать и грамотно аргументировать свое мнение. Именно такие результаты мы и получаем в ходе развития универсальных учебных действий (УУД). Среди УУД ведущая роль отводится формированию познавательных УУД, суть которых состоит в формировании высокого уровня познавательного интереса, познавательной активности учащихся, что в свою очередь, по сути, является основной успешной учебной и поисково-исследовательской деятельности учащегося.
Познавательный интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому). Познавательный интерес формирует познавательную активность учащихся [30].
Целенаправленный интерес к исследованию проблемы познавательного интереса и познавательной активности возник среди отечественных ученых примерно в 20-е годы ХХ века. В основе управления познавательным интересом в то время лежали различные методы активного обучения, такие как исследовательский, эвристический, проектный, экскурсионный. Они были разработаны именно в 20-е годы ХХ века, и остаются актуальными и сегодня. В качестве основных показателей высокого уровня познавательного интереса выступала самостоятельность, активность, инициативность обучающихся, заинтересованное отношение к учебной деятельности, применение полученных знаний на практике. Определенный вклад в понимание познавательной активности сделали такие педагоги-классики, как Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, М.А. Данилов, Н.А. Половникова, Б.П. Есипов, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова.
Н.К. Крупская утверждала, что развитие познавательного интереса невозможно без достаточного уровня социализации обучающихся. Также условием развития познавательного интереса она считала преобразовательную и созидательную деятельность. Примерно в 50-70-е годы А.С. Макаренко разработал основные положения воспитательной работы. Он указывал на то, что познавательный интерес необходимо развивать с ранних лет и поддерживать в течении всей жизни. В качестве основных показателей познавательного интереса он рассматривал активность, целеустремленность, настойчивость. Он всячески стимулировал положительное отношение к учебе.
В 50-70-е годы М.А. Данилов выдвинул ряд требований к развитию познавательного интереса обучающихся. Так, он стремился создать своим обучающимся ситуацию, в которой они постоянно испытывают потребность в познании, воспитывал интерес к различным видам деятельности, использовал различные стимулы. При этом он всегда стремился достичь активности обучающихся. Он стремился к тому, чтобы обучающиеся активно высказывали свое мнение, принимали участие в обсуждении различных учебных и жизненных ситуаций, оценивали собственную деятельность, деятельность друг друга, его деятельность, как педагога. В это время большинство педагогов ассоциировало познавательную активность, прежде всего, с высоким уровнем самостоятельности обучающхся, в стремлении к открытию новых знаний.
1.2. Современные аспекты организации учебного процесса при изучении физики в школе
Физика является одним из важнейших предметов школьной программы. Эта наука - одна из старейших наук, которая издавна является ведущим средством образования, развития населения и совершенствования. Развитие физики отразилось на развитии науки и техники, следствием проникновения физики в эти сферы стал научно - технический прогресс общества. Физика является средством развития не только отдельной личности, но и общества в целом. С целью дальнейшего развития общества и человека в нем особую актуальность приобретает естественнонаучное воспитание подрастающего поколения и выработка УУД на базе естественнонаучных знаний и умений [15].
Первоначальные знания по физике касаются повседневных явлений, находят практическое применение в жизни, поэтому они легко усваиваются школьниками. Физика – основа нашей жизни, и это обязательно нужно показать ребенку, привить ему желание познать основные процессы, протекающие как внутри нас, так и в окружающей среде. После того, как первоначальные знания сформировались в сознании ребенка. Они будут выступать той базой, на которую будут накладываться другие знания. В дальнейшем происходит их систематизация, обобщение, анализ, классификация. А это базовые мыслительные операции, которые и формируют мыслительный аппарат, а в дальнейшем, и жизненную позицию ребенка.
После того, как сформирована основа для дальнейших размышлений, ребенок будет всегда стремиться познать что-то новое, как-то дополнить уже имеющиеся знания, систематизировать, абстрагировать или конкретизировать их, приспособить к жизни и найти практическое применение [16].
При организации урока физики, с целью повышения познавательной активности, мотивации, необходимо применять различные приемы обучения [17]:
1. Метод проблемного обучения. Метод основан на том, что учитель специально создает для детей проблемную ситуацию. Проблема может быть прямо названа учащимся в начале урока. В таком случае, детям предлагается решить ситуацию, найти выход, обработать, обдумать различные варианты. Либо же урок формируется таким образом, что учитель прямо не говорит о наличии проблемы, а постепенно приводит учащихся к тому, что они выделяют ту или иную проблему, сами ее формулируют, и принимают активное участие в разрешении этой проблемы. Такой прием существенно стимулирует познавательную активность, мотивирует учащихся на поиск решений, способствует формированию познавательных УУД. Кроме того, учащиеся принимают активное участие в обсуждении, ищут различные варианты, дискутируют, что формирует ряд коммуникативных, личностных, регуляторных навыков и умений. В результате формируется определенная позиция, появляется устойчивый интерес к предмету, развивается критическое мышление, формируется самостоятельность.
2. Метод алгоритмизированного обучения. Учащимся, как правило, показывается определенная проблема, либо педагогический процесс выстраивается таким образом, что дети сами выделяют определенную проблему. Затем разрабатывается определенный алгоритм, который позволяет решить эту проблему последовательно, поэтапно. Решение каждого этапа позволяет плавно перейти к реализации следующего пункта выстроенного алгоритма. Данный метод не только формирует устойчивый интерес к предмету, но и формирует личностные качества, черты, выступает в качестве мотива для осуществления дальнейшей деятельности, формирует способность мыслить, анализировать информацию, стимулирует на постоянное обновление алгоритма и поиск путей решения проблемы, в результате чего выстраивается логическая цепочка, определенный алгоритм.
3. Метод эвристического обучения. В основе метода лежит поиск новых методов, способов решения основных задач. Возможно, это будет обновление, усовершенствование уже известных, стандартных методов, способов решения, проверка своих предположений, суждений. В результате может быть сформирован и закреплен новый навык, определенный логический процесс. Как правило, для реализации этого метода нужен нестандартный, творческий подход. Возникают сложные проблемы, задаются новые вопросы, а также осуществляется самостоятельный или коллективный поиск ответов на возникшие вопросы. Данный метод не может быть реализован без дополнительного формирования личностных, коммуникативных умений и навыков, самостоятельности, самоконтроля [14].
Глава 2. Практические основы формирования познавательного интереса учащихся при изучении темы «Агрегатное состояние вещества»
2.1. Методика развития познавательного интереса учащихся при изучении темы «Агрегатные состояния вещества»
В основе разработанной нами методики развития познавательного интереса учащихся лежит интеграционный принцип. В качестве основной структурно-функциональной единицы организации деятельности учителя и учащихся в школе выступает урок. Так, урок представляет собой учебное занятие, в рамках которого учащиеся осваивают необходимые им учебные знания, приобретают определенные навыки. Успешность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от педагогических навыков самого учителя, от умения грамотно спланировать и организовать урок.
В современной школе учитель должен эффективно спланировать урок, подобрать оптимальные методы и приемы его проведения, заинтересовать учащихся, грамотно подать учебный материал, выстроить его в соответствии с определенной структурой. В современных условиях все уроки, в особенности в начальной школе, должны соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Эти требования позволяют стандартизировать проведение урока, предъявляют определенные требования к организации различных уроков различными педагогами, подводят их к единой методологической основе [4].
Для успешного внедрения инновационных процессов в образовательную систему, учителя нуждаются в информационно-методическом сопровождении и поддержке своей деятельности. В настоящее время меняются требования, как к системе образования в целом, так и к отдельным его элементам, в том числе, к уроку, как основному способу организации учебной деятельности младших школьников. Урок должен соответствовать ряду требований, должен быть направлен на решение большого круга задач. Все это требует высокого уровня педагогического мастерства от учителя.
В стандарте содержатся рекомендации, которым должен следовать учитель для того, чтобы достичь максимальной эффективности образовательного процесса. Вместе с тем, в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта приводятся только общие рекомендации и описываются общие критерии, которых необходимо достичь в процессе реализации урока. За учителем остаётся окончательный выбор конкретных средств и методов, форм проведения урока, его планирование. Всё это позволяет учителю проявить свободу творчества, самореализоваться, раскрыть свой творческий и педагогический потенциал.
Урок может нравиться, или не нравиться ученикам, но они обязаны в полной мере освоить предлагаемый материал, должны вникнуть в изучаемую тему, вынести из урока необходимый минимальный уровень. Современные исследования показывают, что в качестве основного мотива, который стимулирует учащихся к активному изучению учебного материала, выступает высокий уровень познавательной активности, высокий уровень мотивации и заинтересованности в учебном процессе. Поэтому учитель должен применять такие меры, которые будут стимулировать у учащихся познавательный интерес, побуждать их к изучению материала, вызывать неподдельный интерес [26].
Только так можно достичь высоких успехов в обучении. Проанализировав требования Федерального государственного образовательного стандарта, мы установили, что в нём содержатся только основные, принципиально важные критерии, которых необходимо придерживаться при разработке уроков. Ряд исследователей сходятся в едином мнении о том, что современные требования подразумевают необходимость отойти от строгого конспектирования урока и перейти к созданию технологической карты урока. При этом необходимо четко структурировать урок, выделить в нем определенные этапы, определить принципиально значимые задачи для каждого из этапов.
Единых требований к оформлению конспекта или технологических карт урока до сих пор не существует. Большинство рассмотренных нами технологических карт показывает, что конкретных разработок уроков не существует, и учитель должен проявлять творческий подход при составлении карты. Важно выдержать только определенную структуру урока. Такой подход, с одной стороны, позволяет учителю проявить свою индивидуальность. С другой стороны, это существенно усложняет процесс разработки урока, в особенности для молодых специалистов. В основу традиционного урока положено понимание того, что учащиеся должны освоить только определенный набор знаний и навыков. То есть учитель выступает в качестве определенного ретранслятора знаний и навыков, обучает учащихся, даёт им конкретные знания, затем обеспечивает контроль эффективности их усвоения [30].
Сегодня же постепенно наблюдается уход от требований традиционного урока. В качестве основного требования выступает необходимость научить человека мыслить, развить у него творческие и мыслительные задатки, сформировать креативное мышление. Зачастую этого всего приходится достигать в условиях ограниченных временных ресурсов, что возникает в связи с интенсификацией учебного процесса, с ужесточением требований к образовательному процессу и его результатам, усложнением учебных программ. Поэтому учитель должен отходить от традиционных форм преподавания и максимально задействовать в педагогическом процессе нетрадиционные формы подачи материала и инновационные приемы и методы обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время основной акцент в образовании делается на формировании познавательного интереса, поскольку именно он является мощным стимулом к дальнейшему обучению, мотиватором и двигателем учебного процесса. Под познавательным интересом принято понимать активное стремление учащегося к познанию, обретению навыков и умений, которые формируются на базе морально – волевых усилий. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с современным состоянием развития общества, его стремительным развитием.
Познавательный интерес является синтезом разнообразных свойств и особенностей личности, характеризующих разную степень их соответствия требованиям определённого вида деятельности и обусловливающие уровень их Ключевым моментом обучения физике сегодня является применение активных методов обучения, поскольку они направлены на стимуляцию познавательного интереса учащихся.