Фрагмент для ознакомления
2
Будучи таким образом подготовленной всем прошлым развитием России и образуя логический результат этого развития, петровская реформа, с другой стороны, даже при нем все еще не находит достаточного основания в русской действительности, а потому остается формальной и видимой даже после Петра. Новые наряды и собрания не ведут к усвоению европейских привычек и приличий; новые институты, заимствованные из Швеции, также не опираются на соответствующее экономическое и правовое развитие масс. Россия входит в число европейских держав, но впервые за почти полвека только для того, чтобы стать инструментом в руках европейской политики. Из 42 губернских школ, открытых в 1716-1722 годах, только 8 сохранились до середины века; из 2000 учеников, набранных, в основном силой, только 300 на всю Россию фактически учатся к 1727 году. Высшее образование, несмотря на проект Академии, и низшее образование, несмотря на все приказы Петра, надолго остаются мечтой.
Масштаб изменений, произошедших в царствование Петра, огромен. Территория страны, которая после многовековой борьбы получила выход к морю и устранила состояние политической и экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и стала великой европейской державой, значительно выросла. В России в это время существовала обрабатывающая промышленность, в которой мощная металлургия приобрела особое значение. Характер и масштабы внутренней и внешней торговли, а также объем экономических связей с другими странами коренным образом изменились. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и образования. Духовная диктатура церкви в культуре, образовании и других сферах жизни страны получила сильный удар. Старая рутинная патриархальная жизнь рушилась.
Все эти изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и возникновения в их недрах новых буржуазных отношений. Направленные на ликвидацию технической, экономической и культурной отсталости страны, на ее ускорение и развитие, они имели большое прогрессивное значение.
Также очевидно, что сопротивление, вызванное каждой из реформ, недовольство ими со стороны самых разнообразных социальных сил и слоев:
бояр-тем, что его оттеснили «бедно рождённые», и тем, что «самодержавие с боярской думой» прекратило свое существование;
дворянство-постоянной и тяжелой службой;
церковь-потерей самостоятельной политической роли и доминирующего положения в культуре и образовании, изъятием значительной части своих доходов государством;
купечество и посадский народ-увеличением налогов, пошлин и услуг;
массы народа - усиление крепостного права и то, что реформы проводились за их счет.
К этому добавилось общее недовольство нововведениями, разрушившими укоренившиеся традиции, и средневековым застоем патриархального уклада и образа жизни.
Их реализация во многом была обусловлена деятельностью и личностью Петра Великого, пожалуй, самого важного государственного деятеля дореволюционной России, с его исключительной самоотверженностью, энергией, мужеством, с которым он нарушал рутинные приказы и преодолевал бесчисленные трудности, выдающегося политика, военного деятеля и дипломата, он умел правильно оценивать ситуацию, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач, из изменений внутриполитической и внешнеполитической обстановки.
Обладая обширными знаниями и большим интересом к литературе, истории, праву, искусству, ремеслам и естественным наукам, он был хорошо сведущ в военном деле, кораблестроении, навигации и артиллерии. Пушкинские строки «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» метко выражали всю многогранность бурной деятельности Петра I. Он сумел отобрать активных и энергичных поклонников в каждой из отраслей и сфер государственной деятельности. Среди «птенцов гнезда Петрова» были такие крупные государственные и военные деятели своего времени, как А.Д. Меншиков, В.П. Шереметев, Ф.М. Апраксин, А.А. Сенявин, Б.А. Куракин, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев.
Но все изменения и реформы проводились на основе крепостничества, крепостнических методов и были направлены на сохранение и укрепление феодально-абсолютистского строя, классовой структуры общества, классовых прав и привилегий правящего класса. Они сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на новые сферы хозяйственной жизни, введением самых жестоких и суровых форм крепостничества, распространением деспотизма и произвола царя, бюрократического аппарата и помещиков. Это препятствовало становлению капиталистических отношений в стране, экономическому и культурному развитию народа и не позволяло ликвидировать техническую, экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона перемен и преобразований была органично связана с деятельностью самого Петра I, который отличался крайней жестокостью, произволом, оправданием и реализацией принципов неограниченного самодержавного произвола.
Думаю, что девизом того времени могли бы стать строки Пушкина: «Друг мой, мы посвятим наши души родине прекрасными порывами!» Петр Великий не жалел ни сил, ни здоровья ради процветания России и старался, чтобы его соратники и весь русский народ следовали его примеру.
3.2 Значение Великого посольства в развитии пиротехники в России
В 1697-1698 годах, во время пребывания так называемого «великого посольства» за границей, Петр и его помощники, выполняя важные государственные дела, также имели возможность непосредственно познакомиться с фейерверковым искусством Западной Европы. Так, курфюрст Бранденбургский Фридрих III устроил блестящий фейерверк в честь Петра и посольства, состоящий из трех секций. В первом разделе были показаны восемь горящих пирамид с именем Петра, российским гербом и приветственной надписью. Вторая часть, проходившая на дворцовом пруду, представляла собой декорацию с триумфальной аркой с российским гербом, сиренами и лебедями, наполненными пиротехническими устройствами, плавающими вокруг нее. В третьей секции, также проходившей на пруду, был представлен набор, изображающий российский флот перед Азовским морем. Содержание этого фейерверка наводит на мысль, что Фридрих III, заключивший тогда договор о дружбе с Петром, выразил признание огромной важности победы русской армии и флота в Азовском походе 1696 года.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архангельский А.С. Духовное образование и духовная литература в России при Петре Великом // А.С. Архангельский - М.: Книга по Требованию, 2011, 214c.
2. Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Берхгольца веденный им в России в царствование Петра Великого, с 1721 по 1725 год // Ф.В. Берхгольц - М.: Книга по Требованию, 2011, 238 c.
3. Кретинин Г.В. Очерки истории Восточной Пруссии // Г.В. Кретинин -Калининград.: Янтарный сказ, 2002, 159-165с.
4. Толмачева Р.П. Экономическая история // Р.П. Толмачева – М.: Дашков и К, 2006, 337с.
Литература
5. Бобровский, П. О. Военное право в России при Петре Великом // П.О. Бобровский - М.: Книга по Требованию, 2011, 462 c.
6. Богуславский В.В. Славянская энциклопедия: XVII век: учебное пособие // В.В. Богуславский – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004, 782с.
7. Брикнер А.Г. История Петра Великого // А.Г. Брикнер – М.: Юристъ, 2005, 325с.
8. Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России // И.И. Голиков - М.: Книга по Требованию, 2012, 512 c.
9. Гранин Д. Вечера с Петром Великим. Сообщения и свидетельства господина // Д. Гранин - М.: Центрполиграф, 2003, 448c.
10. Живов В. Из церковной истории времен Петра Великого. Исследования и материалы // В. Живов - М.: Новое литературное обозрение, 2004, 360c.
11. Кирюхин А. Бомбардир Петра Великого // А. Кирюхин - М.: Аграф, 2001, 448c.
12. Ключевский В.О. Курс русской истории // В.О. Ключевский – М.: ИНФРА-М, 2004, 259с.
13. Павленко Н.И. Петр Первый и его время // Н.И. Павленко – М.: Дрофа, 2004, 140с.
14. Перехов Я.А. История России: IX-XXI вв. От Рюрика до Путина Учебное пособие // Я.А. Перехов - Москва: ИКЦ МарТ, 2005, 656с.
15. Соловьев С.М. Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого // С.М. Соловьев - М.: Вира-М, 2009, 687c.
16. Устрялов Н. История царствования Петра Великого // Н. Устрялов - М.: 2011, 464 c.