Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, создание условий для формирования нового типа образования, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации.
Информационные технологии, являясь универсальным средством обучения, позволяют не только формировать знания, навыки и умения обучаемых, но и развивать личность каждого ребенка, удовлетворять его познавательные интересы и повышать мотивацию к обучению. Поэтому сегодня, как никогда, необходимо, чтобы каждый учитель мог готовить и проводить уроки с использованием ИКТ-технологий, которые являются одним из средств достижения нового качества образования, отвечающего главной задаче современной российской образовательной политики.
Использование ИКТ-инструментов в структуре урока технологии повышает интерес к предмету в целом и к отдельно изучаемой теме, помогает сделать урок более понятным, разнообразить формы работы и деятельности учащихся, активизировать их внимание, способствует рациональному использованию учебного времени, позволяет учителю повышать свою профессиональную компетентность, управлять учебной деятельностью и контролировать результат усвоения учебного материала, а обучающимся - раскрывать и расширять свой творческий потенциал.
Однако, существует ряд трудностей применения ИКТ-технологий в технологическом образовании:
• Отсутствие достаточного материально технического обеспечения в некоторых школах;
• Низкий уровень сформированности ИКТ-компетенций педагогов;
• Отсутствие методических разработок по использованию ИКТ для проведения диагностики практических умений и знаний, обучающихся в технологическом образовании.
Перечисленные трудности обуславливают актуальность нашего исследования.
Цель работы: исследование возможностей применения ИКТ с целью диагностики практических умений и знаний, обучающихся в технологическом образовании.
Объект исследования: организация диагностики практических умений и знаний, обучающихся в технологическом образовании
Предмет исследования: возможности использования ИКТ для диагностики практических умений и знаний.
Сформулированные цель, объект и предмет исследования обусловили следующие его задачи:
1) изучение сущности ключевого понятия исследования: «информационно-коммуникационные технологии»;
2) рассмотрение возможностей использования ИКТ в технологическом образовании;
3) анализ достоинств и недостатков использования ИКТ в современном образовательном процессе;
4) анализ педагогических технологий использования ИКТ для диагностики практических умений и знаний обучающихся, используемых учителями технологии;
5) оценка эффективности дистанционных форм обучения в технологическом образовании;
Гипотеза исследования: использование ИКТ технологий в технологическом образовании, в том числе для диагностики практических умений и знаний обучающихся, способствует эффективной подготовки обучающихся в области технологического образования.
Решение перечисленных выше задач определило выбор методов исследования: анализ научно-педагогических источников по проблеме исследования, изучение сущности ключевого понятия исследования, анализ особенностей и условий применения ИКТ технологий в технологическом образовании, анализ опыта использования ИКТ учителем по предмету «Технология».
Теоретико-методологические основы исследования: в процессе исследования мы опирались на труды таких педагогов как Шлычкова ВВ, Пегов А.А., Пьяных Е.Г, Стариченко Б.Е., Мамонтова М.Ю., Слепухин А.В. и др. Использовались материалы педагогических периодических изданий, конференций и семинаров.
Курсовая работа состоит из 2-х глав. Первая глава включает в себя теоретические основы использования ИКТ в технологическом образовании. Вторая глава посвящена анализу педагогических технологий использования ИКТ для диагностики практических умений и знаний обучающихся, используемых учителями технологии.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Особенности организации образовательного процесса с использованием ИКТ
Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ЕИОС), рассматривающийся как одно из условий достижения нового качества образования [9].
За прошедшее десятилетие были приняты и реализованы несколько федеральных и региональных программ, направленных на внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, результатом которых явилось [2, 6, 8, 9, 15]: обеспечение всех школ компьютерами; доступ к Интернет; повышение уровня компетентности педагогов по работе с Интернет; обеспечение образовательных учреждений базовым лицензионным пакетом программного обеспечения; разработка и создание коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР); организация дистанционного повышения квалификации педагогов; реализация проектов в области технологий дистанционного обучения учащихся по профильным курсам; создание информационных ресурсных центров.
Рассмотрим основные подходы к определению понятия информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Поскольку в процессе информатизации информация и знания становятся основным потребительским продуктом, технологии, направленные на обработку, передачу и преобразование информации, стали называть информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).
Под средствами ИКТ понимаются программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, работающие на базе микропроцессорных компьютеров, а также современные средства передачи информации и обмена информацией, обеспечивающие операции по сбору, хранению, накоплению, обработке, производству, передаче. и использование информации, а также возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей.
Поскольку информатизация (в том числе образование) на практике невозможна без использования названных программно-аппаратных средств, технических средств и устройств, их еще называют средствами информатизации образования (или средствами новых технологий информатизации). Но использования только средств информатизации образования недостаточно для полноценного использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. На практике такие средства должны дополняться идеологической основой информатизации образования, а также деятельностью специалистов в различных областях знаний, участие которых необходимо для достижения целей информатизации. Таким образом, понятия средств информатизации образования и средств ИКТ тесно связаны. Во многих случаях эти два значения означают одно и то же. Но понятие средств информатизации образования шире и включает инструменты ИКТ, дополненные перечисленными выше компонентами.
Л. И. Долинер рассматривает информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как педагогические технологии на базе персональных компьютеров, компьютерных сетей и средств связи [3].
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации в интересах ее пользователей [4].
В рамках приведенного определения специальным образом выделим характеристики педагогической коммуникации при использовании ИКТ [7]:
• опосредованность – общение между субъектами образовательного процесса происходит с помощью (посредством) компьютерного обучения и взаимодействия;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованный источников
1. Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/ (дата обращения: 28.04.2021).
2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»
3. Долинер, Л. И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты : монография Текст] / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 344 с.
4. Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.
5. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2010. № 4.
6. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://projectobrazovanie.ru (дата обращения: 25.04.2020)
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2011.
8. Приказ Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации от 29 мая 2014 года N 785 (с изменениями на 7 апреля 2020 года) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420201089 (дата обращения: 20.04.2020)
9. Проект концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docplayer.ru/30132939-Koncepciya-razvitiya-edinoy-informacionnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-rossiyskoy-federacii-vvedenie.html (дата обращения: 25.04.2020)
10. Пегов А.А., Пьяных Е.Г. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе/ Краткий курс лекций, 2010 г.
11. Преподавание технологии в условиях реализации ФГОС: сборник выступлений учителей технологии на региональном семинаре. Воронеж, ВИРО,17 ноября 2016 г. /[сост. и общ. ред. С.Н. Кашкин].– Воронеж: ВИРО, 2016. – 228 с.
12. Стебунова С.Ф. Использование графического редактора Biserhelp на занятиях по декоративно- прикладному творчеству.//Информатизация учебного процесса и управление образованием Сетевые и Интернет-технологии. Материалы VI межрегиональной научно-практической конференции. Воронеж,2006
13. Стариченко Б.Е., Мамонтова М.Ю., Слепухин А.В. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Ч. 3. Компьютерные технологии диагностики учебных достижений. Учебное пособие [Текст] / Под ред. Б.Е. Стариченко / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2014. – 179 с.
14. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. «БВХ-Петербург»,2003
15. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы; Проект концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docplayer.ru/30132939-Koncepciya-razvitiya-edinoy-informacionnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-rossiyskoy-federacii-vvedenie.html (дата обращения: 25.04.2020)
16. Шлычкова ВВ. Информационно-коммуникативные технологии и преподавание предметов гуманитарного цикла.//Компьютерные учебные программы и инновации №6, Москва, 2008