Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Актуальность исследования заключается в том, что социально- экономические изменения, происходящие в обществе, требуют формирования креативного, творчески активного поколения, способного нестандартно и эффективно решать новые проблемы. В педагогике проблема творчества и креативного мышления всегда была одной из самых актуальных. Однако несмотря на это, она остается недостаточно изученной в теории и мало представленной в практике воспитания детей. Поэтому интерес к теме творчества и досуга не ослабевает с годами. Понятия «творчество» и «креативность» изучаются с разных сторон: разрабатываются теории и программы по развитию креативности и творческих способностей личности. Исследованием развития творческих способностей занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.
Внеурочная деятельность или досуговая деятельность, как время свободного самоопределения, саморазвития детей младшего школьного возраста сосредотачивает в себе значительные ресурсы для развития их творческой активности, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора. В то же время, свободное от учебы время, является зоной, свободной от участия в ее организации педагогов, родителей, вследствие чего досуг в некоторых случаях превращается в опасное время для младших школьников. Все это делает необходимым поиск путей управления досугом, который бы обеспечил включение обучающихся в самоценную для них деятельность, способствовал формированию у них умений и навыков управления собственным досугом.
Однако в настоящее время в стране наблюдается отсутствие единства в подходах к организации воспитательной работы с учащимися в образовательных учреждениях. Усложняет проблему отсутствие в стране активной деятельности детских и юношеских общественных организаций, и объединений, способствующих формированию активной жизненной позиции ребенка. Всё это вносит определённые трудности в управление внеурочной, досуговой деятельностью детей в современном социокультурном пространстве.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике комплекс педагогических условий формирования внеурочной деятельности младших школьников.
Объект – внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет – управление внеурочной деятельностью младших школьников.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание управления внеурочной деятельностью младших школьников.
2. Выявить уровни управления внеурочной деятельностью младших школьников.
3. Разработать модель управления внеурочной деятельностью младших школьников по изобразительному искусству.
4. Экспериментально проверить эффективность модели управления досуговой деятельностью младших школьников по изобразительному искусству.
Проблема организации досуга и воспитания личности детей и подростков была актуальна всегда. К ней обращались отечественные ученые: Л. Акимова, А. Жарков, Т. Киселева, Ю. Красильников, Ю. Стрельцов, В. Чижиков, Т.Б. Горшечникова и др. Вопросы педагогической организации досуга, формирование культуры личности в досуговой деятельности разрабатывали Р. Азарова, А. Вишняк, И. Зязюн, Н. Каган, Н. Крылова, В. Кудин, С. Пишун, И. Шевчук. Существенный вклад в осмысление сущности досуга, внесли ученые как М.А. Ариарский, Д.М. Генкин, Б.А. Грушин, А.А. Гордон, В.Г. Давыдович, Г.А. Евтеева, В.Т. Лисовский.
Гипотеза: Оптимизация управления внеурочной деятельностью может быть осуществлена более успешно, если раскрыть сущность и содержание управления досуговой деятельностью младших школьников, а также разработать и внедрить модель управления внеурочной деятельностью младших школьников.
Методы исследования.
Теоретические - анализ и синтез, обобщение, классификация, моделирование.
Эмпирические — анкетирование и тестирование, педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, а также методы математической статистики.
Практическая значимость. Разработано содержательно-технологическое обеспечение управления внеурочной деятельностью младших школьников по изобразительному искусству для учреждений дополнительного образования детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и содержание управления внеурочной деятельностью младших школьников
Дети – будущее нашей страны, наше будущее. Именно от того, что мы вложим в их сердца сегодня, какие морально-этические, социальные, психологические, культурные, интеллектуальные и иные качества будут им привиты, во многом зависит благосостояние государства и тот путь, который оно выберет спустя десятилетия.
Поэтому целью любого современного общества является создание благоприятных условий для воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма, максимальное раскрытие интеллектуальных, творческих сил и формирование нравственных ценностей. Только цельная, развитая, социально компетентная личность сможет адаптироваться в обществе во взрослой жизни: она сможет поддерживать позитивные коммуникативные связи и генерировать креативные идеи, придерживаться общественных правил и самодисциплины, анализировать ситуацию, полученные знания и рационально действовать в экстренных ситуациях.
На сегодняшний день существует множество интересных, оригинальных педагогических методик, направленных на воспитание личности ребенка, среди которых особое место отводится дополнительному образованию, культурно-досуговой деятельности, творчеству.
Творчество – это уникальная по силе своего созидательного, воспитательного эффекта деятельность, формирующая личность человека, его эстетические, морально-нравственные качества, волю, целеустремленность и интерес к познанию мира. Понятия «досуг», «культурно-досуговая деятельность», «творчество» рассматривают многие отечественные и зарубежные авторы исследователи. [13, c. 45-47]
Так, Л.А. Беляева и М.А. Беляева в научной статье «Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная модель» определяет досуговую или социально-культурную деятельность, как «активность разнообразных субъектов, преследующих определенные цели и использующих определенные средства. Вследствие этого СКД воспроизводит в своей структуре конституирующие элементы всякой деятельности, связанные между собой определенным образом, благодаря чему деятельность превращается в систему. [23, c. 56-57]
По мнению российского исследователя Г.П. Орлова, «внеурочная деятельность или досуг - это совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстанавливающего характера, а также специфический социальный способ дальнейшего развития человеческих сил. В исследованиях Э.В. Соколова досуг рассматривается как особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью». Ю.А. Стрельцов определяет «досуг» как часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающуюся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных дел, необходимых затрат.
Культурно-досуговая деятельность представляет собой источник позитивных эмоций, энергии, она открывает огромные возможности для общения и развития, социализации. Дети познают мир через игру, воображаемые, сказочные образы, конкретные действия, направленные на созидание, поэтому именно творчество может помочь ребенку проникнуться интересом к изучению наук и научиться взаимодействовать с обществом.
Существует широкая вариация досуговой деятельности, направленной на комплексное развитие детей. Это: студии искусств (вокал, хореография, изобразительное искусство и т.д.); интеллектуально-творческие игры; физические и психологические тренинги, спортивно-игровые мероприятия;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации : учеб. пособие / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2016.
2. Айкина Л. П. Музыкально-творческое развитие младших школьников в условиях досуговой деятельности // МНКО. 2017. №6
3. Асанова, И.М., Дерябина С. О. Организация культурно-досуговой деятельности //Издательский центр «Академия» – 2016.
4. Болотова М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. – М., 2015.
5. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб. : Норинт, 2015.
6. Ежкова Нина Сергеевна, Брындикова Анна Владимировна Культура досуговой деятельности младших школьников: проблема руководства // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2016. №3 (7).
7. Гаврюшина Т.В. Диссертации, защищенные в диссертационных советах д 212. 136. 04 и д 212. 136. 06 при МГГУ им. М. А. Шолохова // Педагогика и психология образования. 2019. №2.
8. Гусевская О.В. Художественно-творческая деятельность младших школьников во внеурочном процессе: организационно-методический аспект // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. №6-2.
9. Ежкова Нина Сергеевна, Лымарева Мария Викторовна Свободное время дошкольников и проблема его организации // Символ науки. 2016. №2-1.
10. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. – М.: НГИК, 2015.
11. Заботкина К.Ю. Организация досуговой деятельности младших школьников/ К.Ю. Заботкина, Г.Б. Барышникова. – Ярославль: ФБГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», 2018.
12. Зацепина Мария Борисовна, Кузьминова Анна Николаевна Учителю о социокультурной деятельности младших школьников // Педагогика и психология образования. 2016. №3.
13. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. – М.: Сфера, 2015.
14. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие. – М.: Флинта; МПСИ, 2016.
15. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. (1945-1985). М., 2012.
16. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. – М., 2017.
17. Курганский С.М. Организация досуга младших школьников. – М., 2014.
18.Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2015. 19. Плеханова Анна Владимировна Формирования досуговой культуры младших школьников во внеурочное время как научно-педагогическая проблема // Вестник ТГУ. 2020.
20. Плеханова А. В. Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеучебное время // Вестник ТГУ. 2019. №10.
21. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Искусство», Москва – 2016 г.
22. Психология развития : учеб. пособие для студентов высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская [и др.] ; под ред. Т.Д.
23. Савельева В.В. Системно – деятельностный подход – основа реализации ФГОС. М.: Апрель, 2015.
24. Современные технологии социально – культурной деятельности. Под редакцией Е.И. Григорьевой. Учебное пособие. Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина 2014.
25. Стерхова Н.С. Досуговая деятельность младших подростков в общеобразовательной школе: понятие и формы организации
26. Суховейко Г.С. Организация детского отдыха и оздоровление: посути/ Суховейко Г.С.// Российское образование. – 2014.-№2.-С.31-33
27. Тарасова О.Л. Особенности психофизиологической адаптации учащихся в различных условиях обучения // Вестник НГПУ. 2016. №1.
28. Томашова Е.В. Возрастные особенности свойств внимания младших школьников // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015.
29. Федорова С.А. Развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности.Управление начальной школой , №12 , 2015 г.
30. Фролова Г. И. «Организация и методика клубной работы с детьми и подростками». Учебное пособие для студентов институтов культуры. М.: Просвещение, 2016.
31. Халикова Ю. Н. Опыт организации досуга детей младшего школьного возраста в клубе по месту жительства [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016.
32. Хухлаева, О.В. Психология школьника : учеб. пособие для студентов вузов / О.В. Хухлаева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2015.
33. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:https://docplayer.ru/34740014-Psihofiziologicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov.html.