Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. Одним из существенных отличий в познавательной деятельности «успешных» и «неуспешных» учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. «Неуспешные» школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Самоконтроль как элемент учебной деятельности
Учебно-воспитательная деятельность является основной деятельностью начальной школы, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических концепций.
Учебно-воспитательная деятельность— это деятельность, направленная на самого ученика. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.
Эта деятельность, как и вся деятельность, имеет свой объект: это человек. В случае обсуждения образовательной деятельности старшеклассника ребенок. Изучая способы письма, подсчета, чтения и т. д., ребенок ориентируется на изменение себя: он овладевает необходимыми формами, присущими окружающей его культуре официальных и умственных действий.
Таким образом, оценка становится ключевым моментом для определения того, в какой степени образовательная деятельность, выполняемая студентом, повлияла на него самого как субъекта этой деятельности. В практике обучения этот компонент особенно ярко выделяется. Однако, если учебные мероприятия не организованы должным образом, оценка не выполняет все свои функции [2, С. 24-32].
Учебно-воспитательная деятельность не дается в готовом виде, она должна быть сформирована. Именно в построении образовательной деятельности задача начальной школы заключается в следующем: в первую очередь ребенка нужно научить учиться.
Условием нормального хода учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Функция управления заключается в постоянном отслеживании хода учебных действий, своевременном выявлении различных ошибок, больших и малых в их реализации, а также внесении в них необходимых корректировок. Без такого контроля и корректировок деятельность может значительно отклониться от своего курса, что в конечном итоге станет препятствием для учебной работы.
Особенности действия управления могут быть разными, и среди студентов, и эти различия могут проявляться в степени автоматизации вашего курса (если это независимое действие реализованные или включается в процесс выполнения действия), на ее подход (процесс выполнения действия осуществляется или только их результаты), в критериях, на основе которых строится контроль (модель, материал, или в идеале на схеме), в момент их реализации (после действия, в процессе действия и до его Начала) и т. д. Эти и другие особенности контроля составляют объект его диагностики.
Оценка имеет функцию обобщения выполненной системы действий и определения того, были ли они совершены правильно или неправильно, а также функцию определения до решения проблемы возможности или неспособности ее решить. Окончательная оценка, так сказать, разрешает факт выполнения действий (если положительно) или побуждает студента подробно проанализировать условия задания и мотивы его действий (если отрицательно).
А оценка, проведенная студентом перед решением задачи, позволяет ему правильно определить свои способности к ее решению и спланировать свою деятельность в соответствии с этим.
Каждый из описанных выше основных компонентов учебной деятельности может характеризоваться различными качественными характеристиками, позволяющими судить о степени его формирования у ученика. Таким образом, компонент может практически полностью отсутствовать, он не проявляется при решении проблем обучения-в этом случае можно говорить о его отсутствии подготовки. Или он может проявляться только в своих элементарных формах, которые указывают только на начальные стадии его формирования. Наконец, он может появиться в относительно совершенной и развитой форме, что является показателем его довольно полного формирования [13, С. 43–44].
Наряду с формированием оценочных действий и контрольных действий имеет смысл говорить о развитии навыков особого структурного компонента учебной деятельности, такого как самоконтроль.
1.2. Особенности самоконтроля детей младшего школьного возраста
В состав любого человеческого действия, по мнению автора, входит как основное рабочее действие, так и действие самоконтроля. Это элементы одного действия, но внешне они кажутся двумя независимыми. Их формирование не синхронно: самоконтроль формируется гораздо быстрее, чем рабочее действие. Элементы управления часто остаются постоянными, поэтому в процессе использования они поглощаются достаточно быстро. Сначала действие самоконтроля выполняется с четким разделением операций, но постепенно происходит их сокращение.
P. Гальперин выделяет несколько этапов развития самоконтроля:
– в начале действие самоконтроля "следует" за рабочим действием, сосредотачиваясь на внешних опорах, образцах;
– на втором этапе действие самоконтроля начинает сочетаться с основным действием, иногда отделяясь от внешних опор;
– затем действие самоконтроля выполняется без внешних опор, то есть полностью сливается с основным действием;
– в конце концов, самоконтроль начинает опережать главное действие, предвидеть его.
В исследованиях Н. Ф. Талызиной четко определены этапы формирования действия воспитательного самоконтроля у старшеклассников.
Во-первых, самоконтроль осуществляется в материальной или материализованной форме. Автор предлагает в этот момент пригласить детей разделить каждое слово в предложении, каждый слог в слове, которое они проверяют; читать вслух и проверять каждое слово, каждый слог. Вы также можете предложить студентам правильно написанный текст в качестве примера [15, С. 178-180].
Как только дети научатся выполнять это действие материализованным образом, они должны выполнять его, не полагаясь на карту. Перед выполнением они должны вызвать следующую операцию и выполнить ее. Проверяемые слова и слоги больше не должны разделяться, а только визуально различаться и считываться визуально.
Когда дети учатся выполнять контрольное действие во внешней форме, необходимо постепенно переносить его в ментальную форму. Для этого действие управления должно быть уменьшено и автоматизировано. На этом этапе орфографические ошибки и семантические ошибки включаются в задачи. Н. Ф. Талызина опровергает здесь широко распространенное мнение о том, что восприятие неправильной орфографии приводит к орфографическим ошибкам. Она считает, что в этом случае ребенок активно опирается на правило, чтобы получить правильный образец, сознательно исправляет ошибки. На этом этапе студенты также могут использовать взаимную проверку работы. Парный способ выполнения контроля для изучения отводит особое место, потому что, контролируя друг друга, дети постепенно учатся контролировать себя.
Автор исследования отмечает, что действие самоконтроля формируется не быстро. Мастер должен управлять процессом сокращения, автоматизировать действие. Для этого вы можете позволить учащимся не читать каждую точку правила вслух при произнесении "правил действия", а просто называть номер точки и отвечать на вопрос в ней. Вы также должны сократить ответы, ограничившись словами "Да", "Нет". Чтобы проверить прогресс ученика при выполнении действия в его сознании, учитель может задать вопрос: что вы делаете сейчас? Все это помогает студентам перенести контрольное действие на ментальный план, не пропуская операции.
Некоторые ученые (С. А. Амонашвили, Г. Ю. Ксензова, Г. А. Цукерман говорят о следующих этапах формирования действия самоконтроля:
Первый этап-оценка учителем, коррекция и поощрение воспитательной деятельности детей. На этом этапе ученики усваивают формы контрольной деятельности, через деятельность учителя усваивают определенные закономерности.
Старшеклассники на раннем этапе образования не всегда могут действовать по модели, контролировать свои действия и результат. Начинающие ученики зависят от учителя, который учит и оценивает их одновременно. На первом этапе учитель вместо ученика осуществляет контрольную деятельность, образуя контрольно-оценочный компонент. Затем учитель больше опирается на шаблоны, контролируя деятельность детей, помогая им контролировать свою собственную деятельность [20, С. 409-410].
На втором этапе происходит формирование контрольных действий в обучении учащихся в контексте коллективной учебной деятельности. По мнению авторов, в процессе коллективных действий формируются адекватные и осмысленные действия. При этом появляются социальные стандарты-нормы, взгляды, взгляды, выражающие личные и коллективные позиции детей.
На третьем этапе формируются действия самоконтроля в самостоятельной познавательной и познавательной деятельности.
По мнению Л. В. Абакумовой, успех формирования действий самоконтроля в воспитательной деятельности учащихся начальной школы будет выше, если учесть особенности развития самоконтроля у старшеклассников и психологические особенности развития детей этого возраста.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Анализ программно-методического обеспечения уроков в начальной школе с позиции формирования самоконтроля младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет обязательные требования при реализации образовательными учреждениями базовой образовательной программы начального образования. По его словам, на уровне начального общего образования формируются основы умения учиться, в том числе умения контролировать собственную деятельность. Овладение умением контролировать собственные обучающие действия в соответствии с заданием и условиями их реализации является одним из метапредметных результатов развития образовательной программы.
В связи с этим во всех имеющихся начальных учебных заведениях направлено на формирование системы универсальных образовательных действий, в том числе действий самоконтроля.
Мы проанализируем широко распространенные возможности УМК для формирования действий самоконтроля.
Система образования (ОС) "Школа 2100" (научные руководители: А. А. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн и др.). средствами формирования действий самоконтроля в программе являются технология проблемного диалога и технология оценки образовательных достижений.
Технология проблемного диалога (автор Мельников Эл) может быть использована в любой системе образования, но более полно реализована в операционной системе "Школа 2100". В диалоге с учителем дети поднимают проблемы и ищут решения. Методы поиска решения в этой технологии учат не только планированию, но и контролю, поскольку открытие обучения должно быть спланировано, а открытые знания должны быть проверены учебником.
Технология оценки образовательных достижений (руководитель Д. И. Фельдштейн) направлена на развитие самостоятельности контроля и оценки школьников за счет изменения традиционной системы оценки. Дети обладают способностью самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки; мотивация к успеху.
Одним из основных компонентов этой технологии является развитие навыков самоконтроля у студентов с помощью алгоритма работы: 1) что нужно было сделать? 2) удалось ли вам это сделать? 3) вы сделали все правильно или есть недостатки? 4) Вы все сделали сами или с чьей-то помощью? Изучение этого алгоритма может осуществляться с первого класса с помощью условных знаков.
Технология оценки образовательных достижений внедряется в тематических УМК (тетради для контрольно-проверочных работ, таблицы требований), в "дневниках ученика", в тетради для диагностики метапредметных результатов.
В учебники этого УМК включены проблемные темы для обсуждения студентами и выводы для проверки правильности и эффективности действий, включенных в рамки. Это позволяет детям научиться отличать правильно выполненное задание от неправильного. В учебниках 2-го класса есть рубрика" научиться открывать новые знания и проверять себя", с помощью которой учитель может организовать работу по предложенному плану. Разговаривая с учителем, дети получают вывод, который они сравнивают с выводом абзаца, тем самым контролируя его правильность. В учебниках 3-4 класса представлены проблемные ситуации, которые позволяют учащимся вместе с учителем сформулировать проблему обучения и представить ее версию. Здесь дети работают по плану, проверяя свои действия с целью, исправляя ошибки с помощью учителя. Рубрика" сравните свой вывод с автором " позволяет научить детей определять успех или неудачу работы.
УМК " Школа России "(В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова, А. А. Плешакова и др.). С помощью заложенных в учебниках УМК планов, алгоритмов действий, задач по определению последовательности действий школьники учатся планировать образовательные действия и определять эффективные способы достижения результата. Например, в учебнике естественных наук 1-го класса есть задача: "опишите каждое дерево по этому плану: название дерева; хвойные или лиственные; общий вид; расположение ветвей; характеристики игл, характеристики конусов".
В конце разделов учебников студенты могут делать выводы о достижении целей и задач, поставленных для обучения. В конце учебников помещаются "страницы самоконтроля", которые помогают детям выполнять самоконтроль.
УМК "начальная школа XXI века" (Н.Ф. Виноградова). Развитие культуры элементарной деятельности является одной из приоритетных целей этого CMD. Он включает в себя овладение основными компонентами учебной деятельности, включая способность контролировать и самоконтроль.
Уже в первых учебниках первоклассников "учебник" и "запись" ставили достаточное количество заданий для развития действия самоконтроля. Например, при обучении писать буквы используются такие методы обучения:
- проанализировать работу перед ее выполнением, найдите начальную точку движения, направление движения;
- описать алгоритма предстоящего действия со словами;
- сравнить выполненной задачи с образцом по составу действий и полученному результату;
- сравнить эти работы друг с другом и т.
2.2 Анализ педагогических методик развития самоконтроля у младших школьников
В рамках основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, есть четыре блока: личностный, регуляторный, когнитивный, коммуникативный. Особое место занимает регулирующий блок, выполняющий определенные функции: они направлены на организацию и становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без овладения его навыками самоконтроля. Образовательные результаты выявляются и рефлексивно оцениваются им самим по отношению к индивидуально сформулированным целям. В отличие от контроля, проводимого учителем для проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, действие самоконтроля должно осуществляться во время развития, формирования и формирования образовательной деятельности [7, С. 31-34].
Развитие самоконтроля учащихся-это динамический процесс, достижение которых осуществляется на этапах: от понимания учеников и их родителей важность и необходимость решения этой проблемы, через усвоение знаний, механизмы и методы психологических и педагогических для развития действий контроля, независимых, до способности планировать, контролировать и прогнозировать свою деятельность.
В рамках нашего исследования "самоконтроль старшеклассников" мы понимаем "как способность критически оценивать свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством учителей и семейной среды в процессе обучения" [4].
Овладение детьми практическими знаниями и навыками самоконтроля — это длительный и сложный процесс, который проводится под конкретным руководством родителей и учителя. Для развития этих навыков необходимо соблюдение педагогических условий, выявленных нами в ходе учебы:
* формирование положительной мотивации к самоконтролю у старшеклассников;
* реализация взаимодействия всех участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителей), что обеспечивает активизацию самостоятельной деятельности ученика и повышение эффективности развития самоконтроля в образовательной деятельности;
* выполнение программы диагностики уровня развития самоконтроля в образовательной деятельности.
Анализ учебно-методической литературы показал недостаточное развитие проблем методики развития самоконтроля у старшеклассников. В педагогической деятельности, учитель не имеет знаний, необходимых для развития самоконтроля младших школьников, а именно, знания о сущности и свойств самоконтроля, возраста и индивидуальных особенностей развития самоконтроля детей, методы и приемы развития самоконтроля, диагностики уровня развития самоконтроля. Кроме того, учителя задаются вопросом: как нужно поощрять младших учеников к самоконтролю на всех этапах самостоятельной работы (ориентировочной, исполнительной, финальной)? Младшие ученики должны учитывать трудности в понимании цели самоконтроля, изначально знакомиться с конечным результатом действий и с тем, как его получить, с чем будут сравнивать используемые ими методы работы и полученный результат. Таким образом, многие ученики могут сравнить ход работы и достигнутый результат с образцами, но только с помощью учителя оценивают состояние выполненной работы, устанавливают и анализируют допущенные ошибки с выявлением их причин. Развитие самоконтроля у младших учеников не ограничивается рамками учебного заведения, важную роль в развитии этого качества личности играет семья. Многие родители испытывают большие трудности не только в развитии самоконтроля у своих детей, но и в образовательной деятельности в целом. Поэтому педагоги и родители должны стать единомышленниками для достижения цели развития самоконтроля у своих детей и создания необходимых для этого условий.
Так, наблюдение за педагогической деятельностью учителей начальной школы и низкий уровень развития самоконтроля у учащихся, выявленный в ходе диагностических обследований, указывают на необходимость развития самоконтроля у младших учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младшие школьники, даже зная, как контролировать себя, не всегда производят действие самоконтроля. Поэтому им нужен особый импульс, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе, чтобы они подходили к способам действий, подходили к шаблону действий. Поэтому необходимо научить студентов самоконтролю. Без него творческая деятельность невозможна. Поощрение навыков самоконтроля у студентов имеет большое значение.
Эффективность формирования навыков самоконтроля у младших учеников достигается за счет использования таких приемов и приемов, как беседа, лобовая, взаимная и индивидуальная проверка выполненного задания, решение и составление взаимных заданий, решение задач по-разному и решение специально отобранных заданий. Таким образом, обучение самоконтролю должно найти место для объяснения нового материала и закрепления его, что будет информировать процесс формирования высокоэффективных знаний, навыков и навыков, сделать его осознанным, долговечным и безошибочным.