Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, личностные и социальные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
В ФГОС основного общего образования одной из важнейших задач современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В стандарте поставлена проблема комплексного формирования УУД. В частности процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности на основе освоения универсальных способов деятельности.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
В системе УУД особое место занимают познавательные учебные действия, обеспечивающие формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Согласно ФГОС основного общего образования, результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов по предметной области «Математика и информатика» являются:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Одной из самых актуальных проблем преподавания математики в школе является проблема развития познавательных интересов у школьников.
Педагогической наукой всегда выдвигалась необходимость теоретических разработок с практическим применением. Современная школа должна готовить каждого растущего человека к творческой активности. Именно на решение этой проблемы должна быть направлена работа каждого учителя математики.
Тяга к творчеству - это не врожденный дар, а результат воспитания. А наиболее востребованным средством педагогического воздействия является средство формирования познавательного интереса к предмету и потребности учиться, получать глубокие знания. Исходя из актуальности проблемы, выбрана тема данного исследования: «Внеклассная работа по математике в основной и старшей школе». Объектом данной работы является познавательный интерес школьников.
Целью является разработка системы организации внеклассной работы по математике в 1-4 классах, планирование математического кружка во 2 классе.
Гипотеза данного исследования состоит в следующем: регулярное проведение внеклассной работы повышает качество знаний по предмету и интерес к математике.
Для проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемой теме
2. Определить содержание основных понятий форм внеклассной работы (математические кружки, математические вечера, игры и т.д.).
3. Обобщить опыт организации внеклассных занятий различных форм выступающих наиболее эффективным средством.
Генеральная цель данной работы заключается в том, чтобы обосновать теоретически разнообразные виды деятельности по организации внеклассной работы по математике в основной и старшей школе.
Проблема формирования познавательных УУД у учащихся в процессе организации внеурочной деятельности рассматривалась в различных научных исследованиях.
Теоретическое обоснование на основе системно-деятельностного подхода она получила в работах Л.С. Выготского, А.Н. Лионтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.Г. Асмолова и др. На современном этапе группа авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова и С.В. Молчанов) раскрывает сущность понятия УУД, раскрывает отдельные методические вопросы данной проблемы и предлагает пути их решения.
Различными аспектами методики обучения математики в 5 классах на протяжении многих лет занимались Н,Я, Виленкин, Ю.М. Колягин, Л.М. Фридман и др. Работ, посвященных проблеме формирования познавательных УУД при обучении математики в основной школе, не так и много (А.Г. Асмолова, Л.И. Боженковой, И.Г. Липатниковой). Их важной особенностью является то, что в них предлагается конкретный материал и рекомендации по формированию отдельных видов УУД.
Если говорить о внеурочной деятельности, то в отдельных работах (З.В. Артеменко, Р.В. Банчуков, Д.А. Белоусов, Л.К. Голубев, И.П. Иванов, В.А. Караковский, B.C. Селиванов, Н.Л. Селиванова) рассмотрены принципы, подходы, формы, методы внеурочной работы, их место в воспитательной системе школы.
Широкий круг представляют исследования, направленные на раскрытие сущности внеурочной деятельности обучающихся (Д.В. Григорьев, М.Р. Ермишева, Е.В. Михайлова, Г.Н. Мусс, Л.Н. Петрова, Г.В. Складчикова, П.В. Степанов).
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы можно использовать в преподавании педагогики, культурологи в вузе на практических занятиях в рамках изучения дисциплины «Теории и технологии дополнительного образования»
Глава 1 Содержание различных форм внеклассной работы по математике
1.1. Значение и особенности внеклассной работы по математике
Внеклассная работа по математике, конечно же, составляет неразрывную часть учебно - воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков. В младших и средних классах наиболее естественной и проверенной формой до факультативной подготовки является внеклассная работа.
Проводить внеклассные занятия в нашей школе начинают с учащимися младших классов и воспитанников класса пред школьной подготовки, чтобы у одних пробудить, а у других укрепить интерес к математике и желание заниматься ею. Обучение и воспитание математической инициативы способствует возникновению интереса к математике, поднимает на высокую ступень общее качество ума и воли. Обучение математике - это основное, и практически единственное средство развития математической инициативы. Развитию математических способностей содействуют и внеучебные средства такие как: массовые популярные математические журналы, сборники математических развлечений, игр и занимательных задач, математические олимпиады школьного, городского, республиканского и более высоких уровней, пропаганда математических знаний по телевидению, интернету. Основным из которых, является, внеклассная работа по математике в школе.
Внеклассная работа по математике имеет следующее значение: различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся; на развитие определенных сторон мышления, пространственного воображения, восприятие, представлений, внимания, для углубления знаний в области материала, исследовательских навыков, смекалки, правильной математической речи, прививает вкус к чтению математической литературы, а также для сообщения полезных сведений из истории математики.
При проведении внеклассных занятий формируются творческие способности учащихся, элементы которых проявляются в выборе наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке. Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже и больше понять роль математики в нашей жизни. Внеклассная работа содействует воспитанию товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи. В результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, товарищества, ответственности. Главное же значение внеклассной работы в том, что она развивает способности школьников, которые не были замечены ранее.
Основные особенности внеклассной работы заключаются в следующем:
-некоторая произвольность выбора тематики занятий, они же регламентированы по содержанию, но материал, который предоставляется детям, должен соответствовать их знаниям, умениям и навыкам:
-разнообразием форм и видов работы;
-широкое использование игровых форм, элементов соревнования;
-занятия не регламентированы по времени, на одну и ту же тему отводится сравнительно небольшое учебное время;
-занятия проводятся в группах, количество человек не регламентировано, так же как и их возраст.
При проведении внеклассных занятий по математике, так же как и при классноурочной работе, соблюдаю основные дидактические принципы:
-научности -сознательности и активности учащихся –наглядности
-осуществление индивидуального подхода
Внеклассная работа по математике должна отличаться массовостью. Одной из особенностей, при проведении внеклассной работы, является постоянное поощрение учащихся. Важно не допустить того, чтобы ни один ребенок не остался незамеченным, в их дополнительной математической деятельности.
Уметь вовремя обнаружить какие способности могут развиваться у данного ученика. Для того чтобы проверить способности учащихся при изучении различного материала потребуется много учебного времени. Обязательно нужно учитывать такие особенности как обязательность, исполнительность, заинтересованность учащихся этим предметом. Учитель же со своей стороны, должен быть доброжелательным, уметь видеть и удивляться самым маленьким и незначительным успехам в работе своих учеников, проявлять свое мастерство, степень влияния на формирование и развитие интереса к предмету учащегося.
Учителю нужно внимательно следить за настроением учащихся во время занятий, что бы ребенок, не потерял веру в свои силы. Такое свойство характера важно воспитывать
Фрагмент для ознакомления
3
1.Актуальные вопросы внеурочной работы по математике в средней школе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. И.Н. Семеновой. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. 107с.
2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Амонашвили Ш.А. – М, «Университет», 1990 г.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (метод. основы). – М.: Просвещение, 1982. – 192с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 478с.
5. Блинова Т.Л. Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике [Текст]: учебное пособие / Т.Л.Блинова; Урал. Гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 100с.
6. Блинова Т.Л. Имитационные дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2003. – 19с.
7. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М.: Просвещение, 1985. – 143с.
8. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. – М.: издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 412с.
9. Боярский М.Д. Математика и педагогические проблемы формирования познавательных интересов // Тезисы докл. Международной научно - практ. конф. «Школьное математическое образование на пороге века» (Самара, 1999г.) / СИПКРО. – Самара, 1999. - С. 9 – 11.
10. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания / Верзилин Н.М. – М.: Просвещение, 1983. 56
11. Глушков В. Электронная вычислительная машина и будущее математики //Наука и жизнь. 1965. №5.
12. Денисова В.Г. Система дидактических игр, как средство формирования познавательного интереса учащихся: Дис. канд. пед. наук — Волгоград: ВГПИ, 1996.
13. Интерес // Большая психологическая энциклопедия / Под ред. Корсини Р., Ауэрбах А. - СПб.: ПИТЕР, 2006. - С. 332.
14. Интерес // Логический словарь-справочник. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – С.204.
15. Интерес // Новый энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская Энциклопедия: РИПОЛ классик, 2008. – С.436.
16. Интерес // Советский энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 501.
17. Калинина О.Л. Включение подростков в исследовательскую деятельность по математике как условие формирования у них готовности к развитию своего творческого потенциала [Текст]/О.Л. Калинина//проблемы реализации творческого потенциала личности в процессе обучения математике: Межвузовский сборник научноматематических трудов.- Екатеринбург: НУДО «Межотраслевой региональный центр», 200 .-с.69-81
18.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: кН. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96с.
19.Кордемский Б.А. Математические завлекалки. М.: ООО «Издательство Оникс»., 2005
20. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М.:Физматгиз., 1998
21.Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел (математические головоломки и задачи для любознательных). Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1996
22. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. – 40с.
23. Леонтьев А.Н. Психологические основы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. - 1947. - вып.7.
24. Липатникова И.Г. Практикум по теории и методики обучения математике / И.Г. Липатникова. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: УрГПУ, 2009. 174 с.
25. Макарова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.
26. Методика обучения истории в средней школе: пособие для учителей / Под ред. Н.Г. Дайри. – М., 1978. – ч.2.
27. Педагогика. Курс лекций / Под ред. Г.М. Щукиной. М., 1966.
28. Педагогическая энциклопедия / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. – М, 1964. – т.1
29.Платонов К. К. О знаниях, навыках и умениях / К. К. Платонов // Советская педагогика. – 1963. – №11. – С. 98–103;
30. Позднякова Е.В. Формирование исследовательских умений учащихся 7 класса при обучении геометрии: методическое пособие для учителя - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2003. 99 с.
31.Пойа Д. Как решать задачу: пособие [для учителей] / Д. Пойа ; [пер. с англ. В. Г. Звонарёвой и Д. Н. Гайдука]. – [2-е изд.]. – М. : Гос. учеб.- пед. изд-во М-ва просвещения;
32. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения: монография. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014.-208 с;
33. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
34. Современные аспекты методики обучения математике [Текст]: учеб. пособ. / Под ред. И.Н. Семеновой, А.В. Слепухина. - Урал. гос. пед. унт. Екатеринбург, 2009.-222 с.
35. Современные проблемы физико-математического образования: вопросы теории и практики [Текст]: монография / А.В. Леонтович // Народное образование. - 1999. - №10. - с. 152 - 159
36. Старовикова, И.В. Педагогическая практика будущего учителя информатики [Текст] : методические рекомендации для студентов педвузов / И. В. Старовикова, Н. А. Чупин. - Бийск : Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2007. - 79 с
37. Полтавская Г.Б. Математика. 5-11 классы: проблемно-развивающие задания, конспекты уроков, проекты / авт.-сост. Г.Б. Полтавская. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 143с.
38. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4 изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944с.
39. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания, т.1. соч. – 1.8. – М, 1950. – 348с.
40. ФГОС и ООП общего образования // http://window.edu.ru (дата обращения: 2015).
41.Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореферат... канд. пед. наук/ Н.А.Федотова.-Улан-Уде: издательство Бурятского госуниверситета, 2010.-24с
42.Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математики в школе. Г.Минск, 2005-32с;
43.Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. «Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену». М., 2010.
44.Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач». М. 2010.