Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Чтение является одним из основных видов речевой деятельности. Чтение – это особый вид деятельности, направленный на обработку и понимание информации, заключенной в письменной форме в виде текста. Чтение является важным этапом обучения не только русскому языку, но и любому другому языку. Важность этого этапа заключается в том, что он имеет важное образовательное значение. Он позволяет закрепить знания, освоить данные науки [4].
Сегодня у детей младшего возраста все чаще наблюдаются различные нарушения чтения (дислексия). Особенно ситуация усугубляется различными нарушениями психофизиологических функций, если таковые имеются у детей. К примеру, афазия может стать причиной стойких нарушений речевой деятельности, и как следствие, - навыков чтения. Нарушение чтения влечет за собой ряд других нарушений: нарушения речевой деятельности, психических процессов. В дальнейшем, серьезные нарушения могут стать причиной школьной неуспеваемости, дезадаптации. Все это указывает на необходимость поиска эффективных методов коррекции нарушений чтения и письма в младшем школьном возрасте.
Проблематика исследования. В настоящее время особую значимость приобретает необходимость формирования у младших школьников навыков чтения. Научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального образования. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения, поскольку при чтении интенсивно развиваются речевые навыки, пополняется словарный запас, совершенствуется грамматическая сторона речи. Чтение развивает восприимчивость, воображение, творческие и коммуникативные навыки, являются основой дальнейшего всестороннего развития личности ребенка [2]. Особенно актуальна работа по обучению навыкам чтения для детей, страдающих афазией, поскольку у них наблюдаются психофизиологические нарушения, которые влекут за собой многочисленные речевые нарушения, и как следствие – трудности в овладении навыками чтения. Научить детей с афазией чтению можно только в том случае, если организовать для них целенаправленную коррекционную работу, проводить систематические занятия, с применением различных коррекционных методов и приемов. Залогом успешной коррекционной работы является своевременная и точная диагностика.
Объект исследования – дислексия на фоне афазии.
Предмет исследования – механизмы развития дислексии на фоне афазии.
Цель исследования – изучить механизмы развития дислексии на фоне афазии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть механизмы развития дислексии, ее формы.
2. Проанализировать психологические аспекты механизмов нарушения чтения.
3. Описать симптоматику дислексии.
4. Рассмотреть сущность, механизмы и классификацию афазии.
5. Рассмотреть особенности диагностической и коррекционно-педагогической работы по преодолению дислексии, афазии.
6. Провести диагностику и коррекцию дислексии при различных формах афазии.
7. Обобщить результаты исследования и сформулировать выводы.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных данных, требований ФГОС, программ, нормативно-правовых актов, историографических источников, научных публикаций), эмпирические (анкетирование, опрос педагогический эксперимент, беседа), математико-статистические.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Механизмы дислексии
1.1. Классификация дислексий
Чтение – это особый вид деятельности, направленный на обработку и понимание информации, заключенной в письменной форме в виде текста. Чтение является важным этапом обучения. Важность этого этапа заключается в том, что он имеет важное образовательное значение. Он позволяет закрепить знания, освоить данные науки [5].
Во – первых, во время чтения возможно расширить лексику, усвоить и закрепить грамматические аспекты, изучить стилистические особенности, речевые нормы родного языка. Во время чтения происходит восприятие и интерпретация графически закрепленной информации. Для чтения характерны механизмы внутреннего проговаривания информации.
Кроме того, с точки зрения психологии, зрительные образы всегда воспринимаются и запоминаются проще. В основе чтения лежит правильное озвучивание слов, что основано на правильном воспроизведении зрительного образа. При этом графическое начертание слова переводится в буквенно-звуковую форму.
Тем не менее, сегодня все чаще встречаются различные нарушения процессов чтения. Нарушения процессов чтения называются дислексией.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы.
Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п.
Дислексия может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью.
С учетом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии:
- фонематическая;
- оптическая;
- аграмматическую;
- мнестическая;
- семантическая;
- тактильная.
Рассмотрим эти виды дислексии подробнее.
Фонематическая дислексия. Связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. У детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Семантическая дислексия. Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях внутри предложения.
Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений.
Мнестическая дислексия. Обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах.
Оптическая дислексия. Связана:
- с нерасчлененностью зрительного восприятия форм,
- с недифференцированностью представлений о сходных формах,
- с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений,
- с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.
Тактильная дислексия. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. наблюдается у слепых детей. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально (в — и, ж — х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой (а — б, б — л, л — к).
1.2. Психологический аспект механизмов нарушений чтения
В психологическом аспекте дислексия рассматривается как нарушение различных операций процесса чтения: зрительного восприятия и различения букв, выбора фонемы, слияния звуков в слоги, синтеза слогов в слово, синтеза слов в предложении, соотнесение со смыслом. Можно выделить следующие механизмы дислексии:
1) несформированность сенсомоторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове);
2) несформированность языковых операций, операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический уровень);
3) нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом).
Несформированность сенсомоторных операций. У детей с нарушениями чтения наблюдаются трудности ориен¬тировки во всех пространственных направлениях, затруднения в оп¬ределении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы, величины. Несформированность оптико-прост¬ранственных представлений проявляется в рисовании, при составле¬нии целого из частей при конструировании, в неспособности вос¬произведения заданной формы.
Выявляется и задержка в дифференциации правой и левой частей тела, поздняя латерализация или ее нарушение (левшество, смешанная доминанта).
Соотношения между левшеством и дислексией не прямые, а сложные, опосредованные. Во многих случаях, особенно при пере¬учивании левшей или смешанной доминанте, у детей наблюдаются специфические трудности формирования пространственных пред¬ставлений, смешения правой и левой сторон. В норме различение правого и левого формируется к 6 годам. Достаточная сформированность пространственных представлений является необходимой предпосылкой различения и усвоения букв ребенком. У левшей без нарушений чтения, по-видимому, в процессе эволюции создаются механизмы, компенсирующие латеральную дискоординацию, у лев¬шей с дислексией эти системы компенсации организуются более мед¬ленно, более поздно. Таким образом, не сам факт левшества, а несформированность пространственных представлений, которая наблюдается у переученных левшей и при смешанной доминанте, вызывает нарушения чтения.
Несформированность языковых операций. У детей с дислексией наблюдаются нарушения звукопроизно-шения, бедность словаря, неточность употребления слов. Они неп¬равильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограни¬чиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нару¬шения связной речи.
На начальных стадиях овладения чтением при недоразвитии фонетико-фонематической стороны речи у детей наблюдается не¬точность и нестойкость речевых представлений и обобщений. Это затрудняет овладение звуковым анализом слова. Избирательное неус¬воение букв вызывается не слабостью удержания графических на¬чертаний, усвоение которых оказывается нормальным, а несфор-мированностью обобщения звуков. «Не буква как рисунок, носящий название соответствующего звука, а графема — графическое обоз¬начение фонемы — составляет единицу чтения и письма»1. Если буква не соотносится с обобщенным звуком (фонемой), то ее усвоение будет носить механический характер.
Легко соотносятся с буквой звуки, которые точно восприни¬маются и правильно произносятся детьми. Если же дети плохо раз¬личают звуки на слух, искаженно произносят или заменяют
Фрагмент для ознакомления
3
. Ахутина Т.В. Порождение речи. М.: Академия. 2007.
2. Ананьев Б.Г. «Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом» Известия АПН РСФСР 1950г. Вып.70.
3. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания. – М.: Теревинф, 2002. Бадалян Л.О., Детская неврология, - M.: «Медицина», 1994г.
4. Бейн Э.С., М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель «Восстановление речи у больных с афазией» М., 1982г.
5.Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. – Л.: «Медицина», 1964. Бейн Э.С. и Овчарова П.А. Клиника и лечение афазий. – С-П.: «Питер Пресс», 1994.
6. Бурлакова М. К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997.
7. Бурлакова М.К «Коррекционно- педагогическая работа при афазии» М., 1989.
8. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (Нейролингвистический анализ). М.: Изд-во «Медицина», 1971.
9. Волкова Л.С, Селиверстова В.И (под ред.) «Хрестоматия по логопедии» М.,1997г. ч. 2.
10. Выготский Л.С «Мышление и речь.» М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
11. Егоров Т.Г. «Психология овладения навыком чтения». М., 1958г.
12. Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей» С.-Пб.,1997.
13. Куссмауль А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. — Киев, 1879.
14. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития.» М., 2003г.
15. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое пособие для учителя-логопеда /Раиса Ивановна Лалаева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
16. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Союз, 2003.
17. Левина, Р. Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи Вопросы логопедии / Роза Левина. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.
18. Лурия А.Р. «Основные проблемы нейролингвистики» М., 1975г.
19. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – М.: Изд-во Московск. ун-та, 1979.
20. Лурия А.Р «Восстановление функций мозга после военной травмы» М.,1948.
21. Лурия А.Р «Функциональная организация мозга. Естественнонаучные основы психологии.» М.,1978г.
22. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Академический Проект, 2000г.
23. Оппель В.В. «Восстановление речи при афазии» Л.1963г.
24. под ред. Раутборт Ю.М. «Логопедия» учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений, М., ООО « Владос» 2000г.
25. Русецкая М.Н. «Нарушения чтения у младших школьников». С-пб., 2007г.
26. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение и обучения. – М.:. ТЦ Сфера, 2003.
Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М « Фонетические ошибки в письме умсвенно отсталых школьников младших классов. Нарушение речи и голоса у детей и взрослых» М.,1979г.
27. Спирова Л.Ф. «Недостатки чтения и пути их преодоления» М., 1965.
28. Токарева О.А «Расстройства чтения и письма (дисликсии и дисграфии). М., 1969г
29. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Владос, 2009г.
30. Цветкова Л. С. «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга.» М.: Педагогика, 1972.
31. Цветкова Т.В. Научно- методический журнал «Логопед»№ 4 М.,2014 изд.
32. изд. Цветкова Т.В. Научно- методический журнал «Логопед»№ 5. М., 2011.
33. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение – АО «Учеб. лит.», 1995.
34. Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
35. Цветкова Л.С «Афазия и восстановительное обучение» М.,1988г.
36. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: «Ассоциация дефектологов», В. Секачев, 2000.
37. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. «Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления» М., 1972г.
38. Шохор-Троцкая М.К. «Коррекционно-педагогическая работа при афазии.»
39. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. «Стратегия и тактика восстановления речи».
40. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать – М.: Знание, 1991.
41. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя при общеобразовательной школе (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией) / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – М.: «Когито-Центр», 1996.