Фрагмент для ознакомления
2
Другой причиной усиления роли прокуратуры в таможенной сфере выступает то, что, как справедливо отмечает С.В. Бабенко, неправомерные действия (бездействие) должностных лиц таможенных органов с неизбежностью влекут причинение ущерба не только гражданам и хозяйствующим субъектам, но и непосредственно Российской Федерации .
Аналогичным образом уклонение граждан и хозяйствующих субъектов от исполнения требований таможенного законодательства наносит значительный ущерб экономическим интересам государства.
Учитывая вышесказанное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что до недавнего времени уровень состояния законности в рассматриваемой сфере отношений оценивался специалистами как недостаточно высокий, считаем возросшую роль прокурорского надзора, осуществляемого транспортными прокурорами в целях своевременного выявления, пресечения и устранения нарушений законов, оперативного и полного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан, субъектов предпринимательской деятельности и государства, вполне закономерной и необходимой .
В настоящее время прокурорский надзор за исполнением законодательства в таможенной сфере осуществляется по нескольким смежным направлениям, к числу которых относятся надзор за исполнением законов в сфере реализации таможенными органами полномочий по взысканию таможенных платежей, контролю таможенной стоимости товаров, своевременности принятия мер к их взысканию, при предоставлении льгот и таможенных преференций субъектам ВЭД, по передаче уполномоченным органам товаров, обращенных в государственную собственность, в сфере пресечения нелегального ввоза и оборота на территории Российской Федерации санкционной продукции, а также при осуществлении таможенного оформления различных категорий товаров и т.д.
Одним из наиболее специфических, но в то же время стратегически важных для обеспечения интересов государства направлений деятельности является прокурорский надзор за исполнением таможенными органами законодательства о таможенном оформлении при выполнении экспортно-импортных операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них.
В соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России от 12 мая 2011 г. № 971 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней» таможенное оформление товаров групп 7101–7106, 7108, 7110, 7112–7116, 9101 Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС, к которым, в том числе, относятся драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, осуществляется на Специализированном, Смоленском акцизном, Северо-Западном акцизном (специализированном), Дальневосточном специализированном таможенных постах Центральной акцизной таможни и таможенном посту Малахит (специализированном) Екатеринбургской таможни.
В таможенных органах Московского авиаузла товары указанной категории перемещаются в соответствии с процедурой таможенного транзита и физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Необходимо отметить, что надзорная деятельность на данном направлении строится на основе межведомственного взаимодействия транспортных прокуроров, органов ФСБ России и таможенных органов.
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что наиболее распространенными нарушениями законодательства на данном направлении являются многочисленные факты незаконного перемещения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них через таможенную границу Российской Федерации.
Например, в рамках совместной проверки, проведенной Юго-Западной транспортной прокуратурой с органами ФСБ России и Центральной акцизной таможни в отношении ООО «Г», у общества обнаружены ювелирные изделия общей стоимостью около 38 млн руб., законность нахождения которых на территории Российской Федерации обществом не подтверждена.
На основании материалов прокурорской проверки Центральной акцизной таможней возбуждено уголовное дело по п. «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ по факту уклонения от уплаты таможенных платежей на общую сумму свыше 12 млн руб.
Одновременно с этим в связи с отсутствием документов, подтверждающих законность ввоза иностранных изделий на территорию России, на основании постановлений Юго-Западной транспортной прокуратуры общество и его руководитель привлечены к административной ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: СПС «Консультантплюс» (Дата обращения 22.04.2021).
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.1995. № 47. Ст. 4472; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 6. Ст. 558.
3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р: по состоянию на 25.05.2020 URL: СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 22.04.2021).
4. Паспорт национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”« (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). URL: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_328854 (дата обращения: 22.04.2021).
5. Ахмедзянов Р.Р., Ключникова Е.В. Особенности адаптации персонала в калужской таможне // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3-1 (61). С. 8-11.
6. Бабенко С.В. О некоторых аспектах расширения полномочий прокурора и совершенствования мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере экономики // Юрист-Правоведъ. 2019. № 4. С. 181–186.
7. Баталин, А. В. Некоторые аспекты совершенствования прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности при осуществлении таможенными органами юрисдикционных полномочий / А. В. Баталин // Актуальные проблемы права и управления: сб. ст. IV всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. А. Максимов. – Петрозаводск, 2018. – С. 125.
8. Башлы П.Н. Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в цифровой экономике // Особенности государственного регулирования внеш неэкономической деятельности в современных условиях: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2017. С. 8–18.
9. Бондаренко А.О. Совершенствование модели организационной структуры таможни фактического контроля на примере ростовской таможни в условиях создания южной электронной таможни // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (37). С. 5-11.
10. Борисов С. В. Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. – С. 79-80.
11. Гамидуллаева Х.С. Перспективы совершенствования способов реализации принципа законности как инструмента обеспечения экономической безопасности в таможенной сфере // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. № 4. С. 252–257.
12. Карташов Г. А. Основы таможенного дела: Курс лекций. Н. Новгород, 1998. – С. 123.
13. Милославская Р.А., Киракосян А.М. О сущности прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов // Modern Science. 2020. № 8-2. С. 161-163.
14. Мокина Т. В. Прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ // Юридический вестник Кубанского государственного университета 2013. № 2. – С. 10-13.
15. Пятак В.А. Оценка эффективности деятельности таможенных органов по противодействию коррупции на примере Хабаровской таможни // В сборнике: Международная торговля в условиях развития Евразийского экономического союза: правовой, таможенный и экономический аспекты. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции . Под редакцией И.П. Безотецкой. 2019. С. 103-109.
16. Рубцова, М. В. Роль прокурорского надзора за исполнением законов при предоставлении государственных услуг таможенными органами / М. В. Рубцова // Юриспруденция: научные приоритеты учёных: сб. науч. тр. – Пермь: Эвенсис, 2016. – С. 113.
17. Степашина, Д. Е. Прокурорский надзор в таможенной сфере / Д. Е. Степашина // Актуальные проблемы российского права и законодательства: сб. материалов IХ Всерос. науч.-практ. конф. / сост. Е. В. Василенко. – Хабаровск, 2016. – С. 106.
18. Тагирова Д. Т., Сулейманов В. Г. Прокурорский надзор в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2011. № 7. – С. 114.
19. Талья Е.А. О современных проблемах осуществления прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства // Бюл. инновационных технологий. 2017. № 3. Т. 1. С. 5–8.
20. Талья, Е. А. К вопросу о предмете надзора прокурора за исполнением таможенного законодательства / Е. А. Талья // Юридическая мысль. – 2017. – № 3 (101). – С. 107.
21. Федоренко К.П., Денисов М.С. Реализация концепции «электронная таможня» в России // Вопросы новой экономики. 2020. № 1 (53). С. 63-68.
22. Хорошилова Н.Ю. О практике и некоторых актуальных вопросах осуществления прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства при выполнении экспортно-импортных операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них // Общество и право. 2020. № 3 (73). С. 103-106.
23. Хорошилова Н.Ю. Особенности организации и осуществления прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов при реализации ими полномочий по контролю таможенной стоимости товаров // Российская юстиция. 2020. № 11. С. 8-11.
24. Шахкелдов Ф.Г., Михайлов Э.М. Вопросы определения объекта прокурорского надзора в сфере противодействия экстремизму и терроризму // Юристъ - Правоведъ. 2015. № 4 (71). С. 37.