Фрагмент для ознакомления
2
Впервые психологический термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» – «сопровождение развития».
Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и др. Более 200 лет в системе специального образования развивается модель взаимодействия специалистов разного профиля, направленного на всестороннюю диагностику развития ребенка и создание коррекционно-развивающих программ, но только 10-15 лет назад вместе с формированием гуманистических ориентации в российской педагогике стала развиваться отечественная система сопровождения ребенка.
Раннее сопровождение, сопровождение развития в общеобразовательной школе, целевое сопровождение различных «групп риска», сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.
Психолого-педагогическое сопровождение в России начинает активно развиваться в 90-х годах 20 века.
В начале 1990-х гг. стали создаваться районные психолого-медико-педагогические центры и психолого-педагогические службы, которые оказывали комплексную помощь детям, родителям, педагогам в решении проблем ребенка, что стало знаменательным этапом для России. Эти центры объединили психологов, социальных педагогов, логопедов, медицинских и других работников для сопровождения «проблемного» ребенка и его семьи.
Главными результатами первой в России конференции, посвященной проблемам сопровождения развития ребенка, стало определение сопровождения как особого вида помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса и принятие Правительством РФ.
Постановления № 867 (от 31.07.98 г.) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи», которое законодательно определило функционирование системы сопровождения в стране.
Сама идея сопровождения неразрывно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно статт гарантом социализации и благополучия.
Разрабатываются всевозможные проекты, которые в первую очередь помогают детям и их родителям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться в обществе. И не только просто находиться совместно с другими, но и учиться, добиваться каких-либо целей, развиваться и довольно успешно. Поэтому все это должно постоянно совершенствоваться для дальнейшего развития.
Подобное упрощение рождает много противоречий между специальным и общим образованием, приводя к необратимым и разрушительным решениям. Н. М. Назарова определяет эту российскую модель как модель «поглощения» и высказывает серьезные опасения относительно неготовности системы общего образования принять принципы инклюзии. Большинство европейских стран, в том числе Япония, реализуют иную модель — «сосуществование», не искажающую ключевые идеи образовательной интеграции. Изучение опыта зарубежных стран показывает, что приоритетность инклюзивного образования не должна уничтожать другие варианты образования детей с ОВЗ. Только их сосуществование и взаимное обогащение может обеспечить необходимую каждому ребенку вариативность в получении образования и, как следствие, — адекватность выбора образовательного маршрута.
Мы считаем, что такая модель могла вполне подойти и для нашего общества. Ведь только вместе можно сосуществовать, привыкать друг к другу.
Помощь среди учащихся необходима и важна, так как наше общество еще только привыкает к такой модели обучения. Где все школьники равны. Все это конечно дает положительный результат. Но надо учитывать, что школа не совсем готова к таким переменам. Поэтому нужно подходить поэтапно. Для этого нужно время. Так как все это требует доработки.
Взаимная помощь детей очень сближает, помогая не только адаптироваться, но и даже вместе сосуществовать и добиваться результатов.
Так как приходя в класс ребенок с ограниченными возможностями здоровья попадает в непривычную для него среду. И вот тут, главное необходимо настроить как этого ребенка, так и весь класс в том, что на данном этапе обучения ребята должны вместе приступить к учебе, общению без каких-либо проблем. Конечно, немаловажную роль играет учитель, школьный психолог. Которые будут всегда рядом для преодоления возникших проблем.
Мы все знаем, что без поддержки коррекционных педагогов инклюзивное образование никогда не станет качественным и устойчивым процессом изменений образовательных условий для детей с особенностями в развитии. Вот поэтому надо четко понимать, что необходимо развивать и внедрять в образовательный процесс новейшие технологии. Все это конечно не сразу, но постепенно должно внедриться в общеобразовательные школы.
В силу того, что многие специалисты коррекционных организаций довольно тесно контактируют со школами, то они должны привлекаться для совершенствования учебного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как они более глубже рассмотрят те или иные вопросы. Их мнение очень важно для составления учебной программы, методической литературы. И вообще для всего учебного процесса.
История развития инклюзивного образования наполнена массой противоречий и проблем и требует от нас профессионального открытого диалога, конструктивного спора, учёта отечественного опыта и согласованности позиций. В разрабатываемой Стратегии развития инклюзивного образования в данный период он определён как переходный.
Необходимо вместе с родителями, педагогами, психологами и государством проработать правильную и нужную позицию развития перехода инклюзивного образования для дальнейшего более нового уровня. Все мнения несомненно надо учитывать при разработке концепции обучения детей с ОВЗ Это должно быть более усовершенственнее и понятливее как для учителей, так и для самих учеников.
Главный момент в этой ситуации – это конечно сами дети, которые должны понимать, что обучение переходит на новый уровень. В связи с этим дети должны помочь родителям, педагогам в обучении. Много вопросов дети должны прорабатывать сами, чтобы понять какие сложности у них возникают на этапе прохождения материала. Но и родители в свою очередь должны помочь своим детям адаптироваться в учебной деятельности. Детям важно знать и чувствовать поддержку и заботу близких. Ведь все это помогает детям с ограниченными возможностями здоровья принять тот факт, что они отличаются от других учащихся, но это не должно их сбивать с дороги.
Главное понять, что учеба и общение в общеобразовательной школе должны проходить на позитивной волне, без стрессов и волнений. Которые могут спровоцировать нехорошие последствия. Поэтому так важно понимать всю суть преподавания учебного материала с такими детьми. Необходимо подбирать предметы для легкого усвоения учебного процесса.
Важное обстоятельство этого перехода – готовность нашей школы меняться. Для развития такой практики образования нужны системные изменения, которые не происходят быстро. Но самые сложные из них – это изменения в профессиональном мышлении и сознании людей, начиная с психологии учителя (что самое сложное), заканчивая экономическими и финансовыми основаниями функционирования всей системы. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации, так называемой «безбарьерной среды», но прежде всего с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, готовность или отказ учителей, детей и их родителей принять новые принципы образования, но также недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта отечественного инклюзивного образования. Наряду с декларируемыми философскими основаниями и принципами, отсутствие методологии инклюзивного образования рождает множество вопросов, связанных с недоверием и критикой относительно самой идеи.
Все это несомненно вызывает множество вопросов боязнь нового внедрения обучения с детьми. Но это все решается в общем с учителями, психологами, родителями, для лучшего освоения учебного материала. Для этого необходимо корректная квалифицированная педагогическая помощь, направленная на обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Вот над этим вопросом государство должно задуматься в первую очередь. Ведь без обученного педагогического персонала невозможно внедрение нового образовательного процесса.
Преподаватели, которые работают с такими детьми, должны обучаться определенным методикам, проходить постоянно курсы повышения квалификации, где рассматривают новые технологии обучения, также учатся все эти новые знания применять на своих уроках. Необходимо постоянно повышать свои педагогические знания, для лучшего преподавания.
Важно уделять достаточное внимание теме обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Только взаимодействие учителя, родителя ученика даст положительный эффект в сфере инклюзивного образования. Наше общество должно переходить на новый уровень.
Очень важно понять всем, что процесс обучения детей с ограниченными детьми весьма сложный, трудоемкий и долгий. Но если все вместе работать над этой проблемой, то весьма скоро мы выйдем на новый уровень обучения. Что даст положительную динамику для дальнейшего развития инклюзивного образования.
Необходимо менять политику обучения детей в школах. Многие учителя не имеют конкретной методики преподавания детям с отклонениями. Вот тут им на помощь придет психолог, так как без его рекомендаций и нужных подходов вряд ли учитель сможет обойтись. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что наша система образования претерпевает очень сильные и заметные изменения в преподавании своих материалов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все это должно воедино собраться в некую модель, по которой в дальнейшем смогут работать все учителя.
На этапе понимания и внедрения инклюзии, серьёзные прикладные исследования могут дать знания о процессах и результатах качественных изменений, повлиять на общие представления о возможности и эффективности процессов инклюзии в образовании. Сейчас инклюзивная образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и поэтому крайне неустойчива. Необходимо изучение успешного опыта и подробное описание процессов и механизмов её запуска, и сопровождения. Все это в дальнейшем даст неплохие результаты.
Необходимо всем педагогам сообща работать над проблемой преподавания, передавать опыт между собой. Только такой систематический подход позволит нам продвинуться в этом вопросе.
Институт проблем инклюзивного образования МГППУ видит своей задачей решение этих вопросов, надеясь на сотрудничество и научные дискуссии с другими научно-исследовательскими коллективами.
Помимо этого, крайне необходима управленческая, экономическая и методическая поддержка успешного опыта инклюзивных образовательных учреждений. Все это дает надежду на то, что все преподавание в целом поможет более подробно и детально изучать все проблемы, связанные непосредственно с детьми ограниченными возможностями здоровья. Ведь на сегодняшний день так и не разработана до совершенства та модель преподавания, по которой все дети смогли обучаться.
Еще немаловажный аспект в том, что проблема инклюзивного образования должна поддерживаться и социально, экономически, политически и т.д.
Важная характеристика данного этапа развития инклюзивного образования – недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход. Они нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в категорию которых, в первую очередь, попадают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Но самое важное, чему должны научиться педагогики массовой школы – это работать с разными детьми, и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому.
Основной вопрос практиков «как?», пока не во всех случаях находит квалифицированный ответ. Иногда нужен педагогический поиск, эксперимент, новаторская смелость.
В отечественном образовании есть два богатых содержательных ресурса для развития инклюзивного подхода в образовании – опыт специального и интегрированного образования и технологический опыт психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Только профессиональное общение педагогов из разных образовательных систем может повлиять на взаимообогащение и расширение возможностей совместного обучения и воспитания.
Необходимо создавать специальные институты для выпуска профессиональных педагогов, которые были действительно подкованы знаниями и могли правильно применять на опыте все приобретенные знания в преподавании детей с ограниченными возможностями. Еще немаловажную роль, конечно, играет тот факт, что для успешного обучения детей должна быть разработана специальная литература, учебные пособия, которые помогли бы в работе с такими детьми. Сложность заключается в том, что не хватает поддержки со стороны финансовой и экономической помощи в виде денежных средств на расширение и обучение данной категории детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Алехина // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / под общей ред. Н.В. Лалетина. – Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2017. – С. 71–95.
2. Володина И. А. Инклюзия и интеграция в образовании / И. А. Володина // Седьмой лепесток. – 2019. - №2.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии: учебник для вузов / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Лань, 2016. – 656 с.
4. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2015. – 527 с.
5. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 2015. – 384 с.
6. Гончарова Е. Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии / Е. Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Сб. науч. тр. и проектных материалов ИПН РАО «Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования». – М., 2016.
7. Екжанова Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2018.
8. Ертанова О.Н. Инклюзивное образование: Методология, практика, технологии / О.Н. Ертанова, М. М. Гордон. – М., 2016.
9. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации. Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. М., 2014.
10. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / Под ред. П. Романова, Е. Ярской Смирновой серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». – М., 2018–№205.
11. Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20–22 июня 2017 г., Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редколл.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2017. – 244 с.
12. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие / И.В. Карпенкова/Под ред. М. Л. Семенович. – М.: Теревинф, 2020.
13. Кузьмина О. С. Проблема готовности педагогов к работе в условиях инклюзивного образования / О. С. Кузьмина // Тенденции развития современного образования: новый взгляд: сб. науч.-метод. трудов / отв. за вып.: А. В. Плитченко, Н. А. Шиленко. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2019. – С.192–201.
14. Котова О. В. Современные модели интеграции инвалидов в социум / О. В. Котова // Социальная политика и социология. – 2017. - №1. – С.209-218.
15. Капустина О. Основные социальные группы советского общества в 1960–1980 гг., определённые пенсионным законодательством // Журнал исследований социальной политики / 2013. Т. 11. No 3. – C.407-422
16. Капустина, О.В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения (вторая половина 1950-х - 1980-е гг.) // Социальное и пенсионное право, 2013. № 1. – С.47Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования: главы из книги / Д. Митчелл; перевод с англ. И. С. Аникеев, Н. В. Борисова. – М.: БЭСТ-принт, 2018. – 138с.
17. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2019. – 319 с.
18. Пособие для проведения занятий со школьниками по теме «Разные возможности – равные права»: планы занятий и метод. Рекомендации [Электронное издание] / сост. С.А. Прушинский, М. Ю. Перфильева. – М., 2017. – 56с.
19. Пузин С.Н., Гришина Л.П., Кардаков Н.Л. Инвалидность в Российской Федерации. М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2015. –220 с.
20. Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. №3(25). C.202-204
21. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 160 с.
22. Толерантность как принцип защиты прав детей-инвалидов / И.А. Корепанова, Ю.В. Сомова, Л. Ф. Фомичева. – М.: МГППУ, 2020. – 52с.
23. Четверикова Т.Ю. Феномены практики инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Т.Ю. Четверикова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2018. - №8(52). – С. 226–242.
24. Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов /Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования. 2018. - № 5. – С. 100–106.