Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Жилищно-коммунальное хозяйство является достаточно сложной, многопрофильной и чрезвычайно капиталоемкой отраслью. В настоящее время данная отрасль находится в кризисном состоянии, которое во многом обусловлено объективными обстоятельствами, связанными с переходом от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказом государства от монопольной роли инвестора, подрядчика и собственника в сфере жилья. Неподготовленность рыночных институтов усугубила эту ситуацию.
Большинство россиян оплачивают лишь часть расходов коммунальной сферы — остальное возмещают местные бюджеты, подпитывающиеся, в свою очередь, за счет трансфертов из центра. Города и села тратят на обслуживание коммунального хозяйства до 70% всех средств местных бюджетов, что, конечно является непосильным бременем для большинства территорий.
1 Теоретико-методические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Сущность жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство предоставляет услуги гражданам, проживающим в многоэтажных домах. Оно обслуживает здания, устраняет проблемы, возникающие в связи с их эксплуатацией. Цель предприятий ЖКХ — улучшить качество предоставляемых услуг, обеспечить безопасное и комфортное проживание людей.
Предприятия ЖКХ несут ответственность перед потребителем за предоставляемые услуги. В свою очередь, потребитель обязуется вносить своевременную оплату согласно установленным расценкам.
Коммунальное хозяйство представляет собой совокупность ресурсоснабжающих отраслей и подотраслей, оказывающих бытовые услуги населению. Все вышеуказанные элементы представлены рядом предприятий различных форм собственности.
Особенность производства продукции и услуг коммунальными предприятиями заключается в недолговременности производственного процесса, из-за чего большинство из них не имеют незавершенного производства. Исключение составляют прачечные и ремонтные мастерские, имеющие небольшие объемы незавершенного производства, ремонтно-строительные организации, питомники декоративных растений, цветочные и семеноводческие хозяйства, на которых объемы незавершенного производства могут быть незначительны.
Вышеперечисленные условия и особенности деятельности коммунальных предприятий существенно влияют на механизм управления всем коммунальным сектором, который содержит все непрогрессивные элементы механизма управления существовавшего в советский период.
Прежде всего, речь идет о сохранившейся монополистической системе производства и предоставления коммунальных услуг, поскольку предприятия коммунального сектора, в большинстве своем, находятся в муниципальной собственности и являются единственными предприятиями, оказывающими подобного рода услуги – монополистами .
В результате качество предоставляемых услуг находится на низком уровне, а система жизнеобеспечения все в большей степени перестает выполнять свои жизненно важные функции, несмотря на осуществлявшиеся процессы реформирования и утвержденные новые стандарты качества.
Важным элементом эффективного процесса развития коммунального хозяйства является обеспечение контроля, который осуществляется на нескольких управленческих уровнях.
Ведомственный контроль осуществляется службами заказчиков:
• Государственными казенными учреждениями районов;
• Государственными бюджетными учреждениями районов;
• Управлений префектур административных округов;
• городских служб Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
Государственный Контроль осуществляется органами государственного контроля:
• Объединением административно-технических инспекций муниципального образования;
• Департаментом природопользования и охраны окружающей среды;
• Федеральным Центром Роспотребнадзор;
• Главным управлением внутренних дел города;
• Другими уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией и представленными в установленном порядке полномочиями .
Тарифы на коммунальные услуги утверждают исполнительные органы государства, региональные комиссии, органы самоуправления на местах. Пересматриваются тарифы один раз в год или чаще.
1.2 Этапы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России
Современные ученые выделяют следующие основные этапы реформирования ЖКХ:
1. Подготовительный этап реформ (1987-1990 гг.). На данном этапе приняты Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08.04.1987 №427 «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы жилищно-коммунального хозяйства и мер по переводу жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование» и от 29.06.1989 №235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самоокупаемость».
2. Этап становления института отношений собственности и формирования рыночных принципов функционирования (1991-1996 гг.).
Начало реформ в сфере ЖКХ положено принятием в 1991 г. Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» (с января 1993 г. переименован в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), которым было установлено право бесплатной передачи, а также продажи на добровольной основе в собственность граждан жилых помещений.
В 1992 г. был принят Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», регулирующий в новых социально-экономических условиях жилищные отношения при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере. Указанным законом, наряду с принятыми Жилищным кодексом 1983 г., определены также новые виды жилищного фонда: частный, муниципальный и коллективный.
Основными результатами данного этапа можно отметить рост тарифов на ЖКУ, начало массовой приватизации, разграничение прав собственности между уровнями власти и управления.
3. Этап начала перехода от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме ЖКУ потребителями (1997-2001 гг.).
В 1997 г. Указом Президента РФ от 28.04.1997 № 425 [10] утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Одним из основных направлений реформы являлся переход к оплате в полном объеме ЖКУ потребителями к 2003 г. при соответствующей системе социальной защиты населения. Однако, даже к 2018 г. цель данной реформы не достигнута.
1.3 Результаты реформирования жилищно-коммунального хозяйства в РФ
В результате проведенных реформ жилищно-коммунальная отрасль и система ее управления значительно изменились. В настоящее время развитие отрасли базируется на следующих базовых принципах:
- финансирование инвестиционных проектов из разных источников;
- развитие различных форм партнерства с целью привлечения частных средств.
Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
- направление инвестиций на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры .
Бюджетные средства и частные инвестиции направляются на реализацию инвестиционных проектов по модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, на реконструкцию объектов с высоким уровнем износа и строительством новых объектов, направленных на замещение объектов с высоким уровнем износа.
Таким образом, реализация региональной политики по реформированию ЖКХ направлена на улучшение состояния коммунальной инфраструктуры и, как следствие, к повышение качества предоставляемых коммунальных услуг. Преобразования, проводимые в рамках региональных Программы модернизации жилищно-коммунальной сферы, обеспечат сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги и привлечение частного капитала в проекты модернизации коммунальной инфраструктуры.
Муниципальные образования и организации коммунального комплекса для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры привлекают частные инвестиции, в том числе развивая механизм заимствований и кредитования инвестиционных проектов.
- повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры.
Данная задача не предполагает непосредственного целевого бюджетного финансирования, но ее выполнение будет обеспечиваться условиями участия в конкурсе на получение средств областного бюджета для реализации инвестиционных проектов. Одним из ключевых направлений для решения данной задачи является совершенствование системы тарифного регулирования организаций коммунального комплекса.
Другим важным направлением является широкое привлечение к управлению объектами коммунальной инфраструктуры на конкурсной основе частных компаний и формирование органами местного самоуправления договорных отношений концессионного типа.
Основными задачами региональных органов управления по разработке и реализации политики развития определенной отрасли, и коммунальной инфраструктуры в частности, являются:
- определение наиболее существенных диспропорций в экономике региона;
- формирование стратегических целей по совершенствованию структуры экономики региона;
- выбор и обоснование эффективных направлений структурных преобразований экономики региона;
– создание и обеспечение функционирования организационно- экономического механизма в части регулирования и поддержки преобразований в экономике .
Для достижения целей территориального развития используется потенциал территории. Для социально-экономического развития важным является наличие условий и использование факторов управления.
2 Анализ современного состояния и направления совершенствования регионального ЖКХ на примере Свердловской области
2.1 Конкуренция и государственно-частное партнерство в ЖКХ в Свердловской области
В результате реализации программы модернизации коммунального хозяйства в Свердловской области достигнуты определенные результаты. Например, количество технологических нарушений на объектах и сетях жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в отопительном сезоне 2019-2020 годов снизилось на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число аварийных ситуаций, на устранение которых потребовалось более суток, - на 39%. Сбои в работе коммунальных систем в 2020 году зафиксированы в 36 территориях (38,3% от общего количества муниципальных образований). В 2019 году за этот же период аварийные ситуации были зарегистрированы в 39 муниципалитетах (42%).
Управление коммунальным хозяйством на региональном уровне осуществляется, прежде всего, посредством реформирования муниципальных унитарных предприятий и повышения их эффективности. Например, муниципальное унитарное предприятие «Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства» п. Рефтинский было организовано в 1998 году. К концу 2015 года данное предприятие обслуживало 71 многоквартирный дом, а также больницу, учебный комбинат, детские сады, школы, автотранспортные дороги. За время своего существование предприятие показало себя платежеспособным, устойчивым к изменениям экономической ситуации в стране.
Во время проведения реформы в 2005-2006 гг. предприятие активно внедряло новые законы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Это принесло следующие результаты:
• 75% владельцев жилья в данной местности заключили договор с предприятием;
• 78 домов заключили договор с МУП «ПТЖКХ» ГО Рефтинский на обслуживание многоэтажных домов и прилегающей территории в течение пяти лет.
Территориальное управление Федерального агентства по строительству и ЖКХ Свердловской области дало положительную оценку действиям данного предприятия. Согласно статистике «Мой управляющий портал, реформа ЖКХ» в обслуживании МУП ПТЖКХ городского округа Рефтинский находится 302200,90 м2 жилой площади.
В городе Верхняя Салда было организовано 3 компании по предоставлению услуг в жилищно-коммунальной сфере. МУП УЖКХ Верхняя Салда осуществляет управление 57 домами общей площадью 68923,45 м2. Хотя эта организация занимает второе место по количеству обслуживаемых домов, она все же имеет высокий рейтинг среди жителей многоэтажных домов.
Управляющая компания ООО УК «ЖКХ Сысерть», ранее МУП ЖКХ «Сысертское», обслуживает 57 домов, площадь которых составляет 142852,19 м2. В данном районе основано 12 компаний, которые конкурируют между собой. Компания ООО УК «ЖКХ Сысерть» имеет высокий рейтинг по оказанию услуг согласно данным сайта «Мой управляющий портал, реформа ЖКХ».
ГИС ЖКХ
В 2015 году была создана ГИС (единая государственная информационная система). Цель создания сайта http://dom.qosusluqi.ru состоит в том, чтобы все предприятия ЖКХ, имеющиеся в стране, имели единый источник информации. Система состоит из двух частей:
• открытая, где размещается информация, доступная для всех пользователей;
• закрытая, доступ к которой открыт только для тех, у кого на сайте есть свой личный кабинет.
Общедоступная часть системы предоставляет следующее:
• круглосуточный доступ к нормативно-правовой базе федеральных и региональных актов;
• реестры организаций, объектов, проверок
• новости отрасли ЖКХ;
• форум пользователей системы.
Возможность зарегистрироваться и постоянно пользоваться личным кабинетом имеют:
• владельцы жилья;
• сотрудники управляющей организации;
• работники организаций-поставщиков;
• представители органов власти.
Преимущества ГИС ЖКХ для разных групп пользователей
2.2 Проблемы развития ЖКХ в Свердловской области
За время коммунальной реформы в Свердловской области был накоплен богатый опыт передачи стратегической инфраструктуры в частные руки, но не всегда данный опыт можно назвать успешным. К сожалению, сегодня на карте региона назревает новый очаг напряженности, связанной с попыткой муниципальных властей перевести ЖКХ на коммерческие рельсы.
Недофинансированность систем тепло- и водоснабжения в Свердловской области превысила несколько сотен миллиардов рублей, а уровень износа инженерных сетей, по оценкам региональных чиновников, перешагнул уровень в 60%.
Особенно остро, отмечают специалисты, проблема стоит в сфере водоснабжения и водоотведения: в отдельных территориях уровень изношенности сетей и очистных приближается к 100%. Участники рынка ЖКХ, говоря о текущем положении дел, указывают, что решить проблему за счет только тарифов без взрывного их роста невозможно, а концессионные соглашения не реализуемы без существенной платы концедента из бюджета. В качестве возможного выхода из ситуации Правительство РФ рассматривает новый механизм софинансирования для небольших муниципальных образований.
Распределение бюджетных миллиардов, в свою очередь, могут отдать новой госкорпорации, которая будет работать параллельно с фондом содействия реформированию ЖКХ. Впрочем, пока эксперты скептически смотрят на инициативу федерального центра, указывая, что исключительно бюджет не способен оплатить системную модернизацию отрасли.
Правительство РФ разработало проект постановления, согласно которому малые города с населением до 100 тыс. человек на конкурсной основе смогут получить федеральную субсидию на модернизацию систем тепло и водоснабжения. Средства будут предоставляться субъекту РФ.
«Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки субъектам на реализацию проектов по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, износ которых превышает 60%, отобранных по результатам конкурса», – говорится в проекте постановления.
Согласно документу, распределять деньги будет отдельный оператор – некая госкорпорация, название которой пока не озвучивается. Также за рамками документа остается и возможный объем субсидии. Ожидается, что ее величину совместно определят Минстрой РФ и Минфин РФ, исходя из текущих возможностей казны.
Причем, средства, судя по всему, смогут получить абсолютно все эксплуатирующие организации, правда, с определенными оговорками. Например, МУПы смогут направить средства напрямую на капвложения, частные организации – погасить часть процентов по кредитам, привлеченным на реализацию проектов по модернизации, а концессионер (в случае действия концессионного соглашения) компенсировать часть затрат. При этом максимальный объем субсидии, как указывается в документе, не превышает 98% от стоимости проекта, остальные 2% должен внести субъект. На данном этапе правительство предлагает отобрать первые проекты уже в этом году.
2.3 Направления совершенствования ЖКХ в Свердловской области
Для реализации положений ЖК РФ, касающихся предоставления ЖКУ, органам МСУ, необходимо:
- реализовать полномочия по контролю за управляющими компаниями, отвечающими за содержание многоквартирных домов (в соответствии с новым ФЗ, если от жильцов поступают жалобы на ненадлежащую работу УК, то местная власть должна в течение пяти дней начать проверку);
- разработать порядок проведения конкурса по выбору управляющих компаний для вновь построенных многоквартирных домов, в соответствии с требованиями нового ФЗ;
- реализовать полномочия по избранию советов МКД;
- организовать деятельность Общественных советов при Главах муниципальных образований по вопросам повышения качества ЖКУ;
- обеспечить изменение финансовых потоков движения денежных средств по оплате ЖКУ населением путем применения программного продукта, что позволит осуществлять движение денежных средств от населения непосредственно организациям, осуществляющим предоставление жилищных, коммунальных и прочих услуг;
- разработать и провести мероприятия, направленные на сбалансированность договорных отношений в части оплаты жилищных услуг путем приведения в соответствие с действующим законодательством перечней работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества с общим объемом финансирования;
- разработать Положение по передаче технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов вновь выбранной управляющей организации, ЖСК, ЖК, ТСЖ;
- разработать методические рекомендации для принятия решений об установлении размеров платы за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества МКД при разных способах управления;
- разработать Положение о конкурсе между управляющими компаниями, что является важным фактором повышения эффективности деятельности УК;
- обеспечить действенный контроль за реализацией договоров УК о выполнении необходимых работ по обеспечению сохранности жилищного фонда, соблюдением объема и качества предоставляемых ЖКУ и др.
Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством возможно повысить только благодаря и с помощью объективного, системного анализа, хорошей системы планирования и прогнозирования, что определяет важнейшее направление деятельности органов МСУ -содействовать повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Заключение
Обеспечение благоприятных условий жизни населения в области ЖКХ способствует строительство новых, реконструкция и модернизация существующих объектов коммунальной инфраструктуры. Но все же главным препятствием на пути преобразований остается вопрос капитального ремонта. Также необходима помощь в благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов. И причиной данной является проблемы очень высокий рост автомобилизации, то есть каждый двор стал превращаться в автостоянку. Незавершенность строительных площадок при сдаче домов и отсутствие зеленых насаждений. Поэтому в нашем регионе необходимо строить многоэтажные автопарковки и стараться озеленять двора, привлекая на помощь волонтеров. Прежде всего, население не готово нести огромные материальные расходы на реконструкцию старых и ветхих домов, так как это ведет к большим денежным затратам. Именно поэтому необходима помощь в финансировании.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ // Консультант Плюс
2. Государственная программа Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года // Консультант Плюс
3. Генеральный план развития городского округа — муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года.// http://ekb4.info/text2/reshenie221.htm (дата обращения: 18.03.2021)
4. Инвестиционная программа «Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал» на 2006–2015 годы.- «Вестник Екатеринбургской городской Думы» 2016, № 114. С.. 14
Научная литература
5. Аварийность на коммунальных сетях Свердловской области снизилась на 23% // https://tass.ru/ural-news/8123037 (дата обращения: 12.03.2021)
6. Аверьянова А.Г. Современные проблемы в сфере управления жилищно - коммунальным хозяйством // E-Scio. 2019. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-v-sfere-upravleniya-zhilischno-kommunalnym-hozyaystvom (дата обращения: 12.04.2021).
7. Баринов В.А. Готовность к изменениям в местном самоуправлении крупных городов. Муниципалитет: экономика и управление, 2020 - № 01 (30). – С.22-25
8. Борисова Н.И., Злобина К.А. Региональные аспекты функционирования и модернизации жкх в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14364 (дата обращения: 29.03.2021).
9. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства. - М. : Наука, 2013.
10. Владимиров, В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием / В.В. Владимиров.- М. 2014
11. Денисов, В.Н. Благоустройство жилых территорий / В.Н. Денисов, И.Н. Половцев, Т.В. Евдокимов. 2015.
12. ЖКХ Свердловской области: проблемы, реформы, достижения // http://evrotekhservis.ru/zhkx-sverdlovskoj-oblasti-problemy-reformy-dostizheniya/ (дата обращения: 18.02.2021)
13. Занадворов, В.С. Экономика города. Вводный курс: учебное пособие / В.С. Занадворнов. - М. : ИКЦ 2013.
14. Зайцев В.Е. Современный этап развития программно-целевого управления в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-etap-razvitiya-programmno-tselevogo-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 22.02.2021).
15. Зубаха, П. А. Анализ рынка проектов государственно-частного партнерства в сфере инфраструктурного развития / П. А. Зубаха // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2016. - № 4. -С. 69-72
16. Износ коммунальных сетей в Свердловской области достиг 80% // Газета «Правда» https://pravdaurfo.ru/articles/190095-iznos-kommunalnyh-setey-v-sverdlovskoy-oblasti (дата обращения 18.02.2021)
17. Истомина Н.А. Развитие программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации в 2009-2017 годах // Государственные финансы. – 2019. - №1. – С.39-43
18. Какой сумасшедший возьмет канализацию на концессию! // Газета «Новое время» https://realnoevremya.ru/articles/160306-v-sf-obsudili-modernizacii-kommunalnoy-infrastruktury-v-rf (Дата обращения: 12.04.2021)
19. Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. 2016. № 5 (35). С. 2–17
20. Колычева Ж.Я. Взаимодействие государственных и предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований / Ж.Я. Колычева, Н.С. Григорьева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 2 (93). - С. 37-41
21. Кузьмин А.В. Особенности управления жилищно-коммунальным хозяйством на региональном и муниципальном уровнях управления // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravleniya-zhilischno-kommunalnym-hozyaystvom-na-regionalnom-i-munitsipalnom-urovnyah-upravleniya (дата обращения: 12.04.2021).
22. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление. М:Юнити-Дана, 2015.
23. Прокопова Л. И. Повышение эффективности функционирования систем управления муниципальными образованиями [Электронный ресурс] / Л. И. Прокопова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2020. – № 1. – С.34-37
24. Прокопова Л. И. Актуальные аспекты исследования системы управления муниципальным образованием // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 14–20.
25. Резер Т.М., Кузнецова Е.В., Лихачев М.А. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. Учебное пособие. - Екатеринбург: УФУ, 2019. - 120 с.
26. Смирнов М.А. Повышение эффективности реализации государственных программ за счет проектного подхода // Финансы и кредит. 2016. - № 35 (707). - С. 37–48.
27. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика / И.В Сударушкина // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. – Т. 6. – № 1 (18). – С. 182–184
28. Хаймин, Д. П. Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга) / Д. П. Хаймин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 288-290
29. Чистик О. Статистическое исследование условий жизни жителей российской Федерации// Вестник Самарского государственного экономического университета 2014, № 10. С 73–75
30. Шаш Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета // Управленец. - 2015. № 1. - С. 4–15.