Фрагмент для ознакомления
2
Учебный процесс всегда основан на личной активности ученика, и весь опыт преподавателя заключается в управлении и регулировании их деятельности. Л. С. Выготский сформулировал «формулу» образовательного процесса следующим образом: обучение осуществляется через собственный опыт ученика, который определяется социальной средой и ролью учителя, а он ограничивается организацией и регулированием образовательной среды.
Для Л. С. Выготского образовательная среда — это искусственная среда, в которой детям представлены все формы общественной жизни. С одной стороны, это хорошо, а с другой — нет. Хорошая новость в том, что благодаря этому можно избежать влияния многих негативных влияний реальной общественной жизни ребенка. Плохая новость в том, что в силу своей искусственности он не может передать все разнообразие жизненных отношений. Воплощение такой среды является, по мнению
Л. С. Выготского, необходимым условием воспитательной работы. Выготский считал, что необходимо «отказаться от стихийного начала в образовательном процессе и противопоставить ему разумное сопротивление и контроль этого процесса, достигаемый за счет рациональной организации среды».
С введением понятия «образовательная среда» стал рассматриваться как трехсторонний образовательный процесс: 1) ученическая деятельность; 2) педагогическая деятельность; 3) активность образовательной среды между ними. В этом случае учитель выступает с точки зрения психологии как лидер образовательной среды и контролирует взаимодействие с учеником. Используя все возможности социальной среды, в которой живет и действует ребенок, учитель может направлять и направлять деятельность ребенка для его будущего социального развития. В этом случае основным рычагом образовательного процесса является социальная среда, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом.
Явные механизмы образовательного процесса можно отнести к примеру нравственного воспитания. Основная идея этого процесса сводилась к усвоению школьниками определенных правил и норм морали. В этом случае вся система нравственного воспитания оказалась построенной по авторитарному принципу, то есть на признании определенной обязательной ценности для авторитета родителей и учителей.
Существуют также негативные аспекты, которые приводят к запугиванию, запретам и угрозам, которые распространены в образовательной среде. По мнению Л.С. Выготского, такое послушание, мотивированное страхом, лишено моральной и воспитательной силы, поскольку предполагает заранее отрицательное отношение к вещам и действиям. В своих трудах Л. С. Выготский упоминает некоторые из основных недостатков этого типа педагогического воздействия.
1. Запугивая слабых, такое воспитание всегда может спровоцировать негативное отношение сильных и сделать действия человека неким предметом гордости за свои действия.
2. Запреты создают фиктивное представление о моральных ценностях и действиях. Ценность определенного богатства приписывается моральному достоинству, и вырабатывается отрицательное отношение к любому отклонению.
3. Каждое описание порока создает условия для его реализации.
Таким образом, Выготский пришел к выводу, что в психологии основным механизмом, лежащим в основе авторитарного воспитания, является педагогическая иллюзия. По этой причине «авторитарный принцип морали должен быть устранен, а на его место должно быть поставлено что-то совершенно новое». В качестве альтернативы таким формам обучения предлагается использовать образовательные возможности социальной среды. «Нравственное воспитание - это прежде всего социальное воспитание». Согласно взглядам Выготского, основой нравственного воспитания является социализация ученика и его поведения с поведением коллектива.
Таким образом, на первый план выходит не послушание ученика учителю, а свободная социализация самих учеников. По мнению
Л. С. Выготского, семейные ценности представляют собой первый незамысловатый социальный ансамбль с рядом хорошо известных ребенку элементов взаимоотношений. Первая основа образования — это семья. Именно в семье устанавливаются глубокие и прочные социальные связи, но определенного размера, в душе ребенка.
По мнению Л. С. Выготского, семейные ценности представляют собой первое незамысловатое социальное целое с определенным количеством хорошо известных ребенку элементов взаимоотношений. Первая основа воспитания — это семья. Именно в семье в душе ребенка закладываются глубокие и прочные социальные связи, но определенного размера. По мнению Л. С. Выготского, «семья воспитывает семьянина, а воспитание должно быть направлено на формирование гражданина».
Все, что делается в образовательном учреждении с целью проведения воспитательной работы во внеурочное время, в некоторых педагогических источниках объединено одним общим понятием — внеклассная воспитательная работа. В других источниках помимо внеклассной работы выделяется и внеклассная работа по учебным предметам (предметные кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ) [2, с. 25].
Также внеаудиторная работа определяется как целенаправленная воспитательная работа со школьниками, которая организуется и проводится учителями, воспитателями в школе после уроков. Успех этой работы во многом зависит от деятельностного отношения с внешкольными образовательными учреждениями. К внеклассной деятельности относится работа классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников с учениками, которая проводится после уроков, но не имеет специально выраженного предметного характера (она не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета).
Эта работа может выполняться в стенах школы или за ее пределами, но она организована и проводится сотрудниками школы (встречи, часы занятий, ведущие, вечера отдыха, выставки, экскурсии, игровые программы, конкурсы, походы, встречи, викторины, агитбригады, конфликты, КВН, тренировки, каникулы, коллективные творческие дела, коллективное игровое общение и др.) [2, с. 55].
Особенность внеклассной воспитательной работы заключается в добровольности (учащиеся выбирают профиль занятий по интересам), социальной направленности (содержание деятельности соответствует потребностям общества, отражает достижения науки, культуры, искусства), инициативности, самостоятельности (с учетом пожеланий детей, их предложений).
Также выделяется внешкольная воспитательная работа. Осуществляется в спортивных, музыкальных и художественных школах, станциях юных естествоиспытателей и юных техников, клубах по месту жительства, центрах творчества детей и юношества и др. Внеклассные занятия, практическая направленность и специализация [1, с. 104].
Внеклассная воспитательная работа рассматривается как сочетание внеклассной и внеклассной работы, как взаимодействие двух важных звеньев образования (внеаудиторного и внеклассного), направленное на достижение общей цели — гармоничное развитие детей и молодежи, выявление талантливых и одаренных учеников, создание условия для их воспитания) творческие способности и задатки [5, с. 36].
Распространение сущности внешкольной воспитательной работы будет неполным, если не будут учтены вытекающие из практической учебной деятельности существенные закономерности, которые одновременно выступают принципами образовательного процесса:
1) формирование личности происходит только в процессе включения ее в деятельность;
2) образование невозможно без стимулирования активности формирующейся личности;
3) в образовательном процессе необходимо проявлять к ребенку высокий гуманизм и уважение в сочетании с высокими требованиями;
4) необходимо раскрыть студентам перспективу их роста, помочь им добиться успеха;
5) необходимо выявить и сосредоточить внимание на положительных характеристиках учащихся;
6) необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
7) обучение должно осуществляться в команде и через команду;
8) в образовании необходимо стремиться к объединению усилий учителей, семьи и общественности [14, с. 97].
Задача внешкольной воспитательной работы в государственных документах определяется следующим образом:
1) закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения;
2) расширение общеобразовательных перспектив учащихся, формирование их академических перспектив;
3) формирование интересов в различных областях науки, техники, искусства, спорта, выявление и развитие индивидуальных творческих способностей и задатков;
4) организация свободного времени школьников, культурного отдыха и разумных развлечений [17, с. 425].
Таким образом, мы видим, что в современных условиях функции внеклассной образовательной деятельности учителя существенно усложняются, а ее содержание обогащается. В таких условиях педагог должен хорошо знать, в каких сферах ему следует сосредоточить свои усилия, на каких образовательных идеалах следует руководствоваться, как организовать работу в детском коллективе, как на практике демократизировать и гуманизировать учебный процесс в школе.
Каждую минуту жизни и каждый уголок земли воспитывает каждого человека, с которым зарождающаяся личность соприкасается, иногда как бы случайно, мимоходом. Именно благодаря образованию происходит формирование и целенаправленное развитие разносторонней и гармонично развитой личности.
Учителя заняты подготовкой к нашему будущему, они обучают тех, кто завтра придет на смену нынешнему поколению. Они, так сказать, работают с «живым веществом». Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости и мудрой любви к детям. Только каждый день, с радостью отдавая себя детям, можно приближать их к науке, вдохновлять на работу и закладывать незыблемые нравственные устои.
Деятельность учителя — это всегда вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого и растущего человека. Об этом надо всегда помнить, чтобы не обидеть, не сломать хрупкий бутон детской души. Никакая книга не заменит дружбу учителя с детьми [15, с. 65].
Вот как выразился по этому поводу В. А. Сухомлинский: «С первых лет воспитательной работы мне стало ясно, что настоящая школа — это не просто место, где дети получают знания и навыки. Обучение — очень важное направление, но не единственное в духовной жизни ребенка. мы все привыкли называть образовательный процесс, тем более убеждены, что настоящая школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором учителя и ученика объединяют множество интересов и увлечений. ученики, — не знает души ребенка, а кто не знает ребенка, не может быть воспитателем. Для такого человека мысли, чувства и стремления детей закрыты за семью печатями» [18, с. 103].
Итак, чтобы быть хорошим учителем, дети должны воспринимать вас не только как учителя, но и как товарища и даже друга! Педагог, достигший этой цели, по праву может считаться мастером своего дела.
1.2. Трудновоспитуемые как особая социальная категория
Каждый ребенок по-своему уникален и неповторим, в связи с чем выстраивается индивидуальный подход к его воспитанию и обучению. По разным причинам одни дети более трудные, чем другие. Как правило, таких детей называют «трудными», вкладывая в это понятие социальной и педагогической пренебрежения. В современной педагогической науке принято использовать термин «трудно обучаемый», который подразумевает сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное множеством причин. Это могут быть педагогические ошибки учителя или воспитателя, родителей и родственников ребенка, дефекты умственного или социального развития, индивидуальные особенности характера и многие другие факторы, препятствующие социальной адаптации и усвоению учебных дисциплин.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. / Ю.П. Азаров. — М.: Просвещение, 1979. – 255с.
2. Алемаскин М.А. Формы и методы воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися. / М.А. Алемаскин. — М.: ЦС ПОРСФСР, 1980. – 61с.
3. Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект Пресс, 2001. – 300 с.
4. Белкин A. C. Внимание ребенок! : Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. / A. C. Белкин. - Свердловск: Сред. — Урал. кн. изд-во, 1981. – 126с.
5. Белозерова Л.И. Основы теории и методики воспитательной работы школы с трудными детьми. / Л.И. Белозерова. — Киров: КГПИ, 1994. – 82с.
6. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / Н.И. Блонская. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 696 с.
7. Блонский П.П. Трудные школьники. / П.П. Блонский. — М.: Раб. просвещения, 1930. – 131 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.3. / Л.С. Выготский. — М., 1983. – 641 с.
9. Ефремов К.С. Трудные дети, трудные люди / К.С. Ефремов // Народное образование. — 2004. — № 3. — С.117–124.
10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. / А.И. Захаров. — М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
11. Зюбин Л.М. Психология воспитания. / Л.М. Зюбин — М.: Высш. шк., 1991. – 93с.
12. Костяшкин Э.Г. Индивидуальная работа в школе с трудными подростками. / Э.Г. Костяшкин. — М.: Знание, 1971. – 95 с.
13. Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся. / Э.Ш. Натанзон. - Кишинев: Лумина, 1980. – 168с.
14. Николаевой Л.М. Воспитательная работа с учащимися вне школы / Л.М. Николаевой. — М.: Педагогика, 1981. – 144 с.
15. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / М.И. Рожкова. — М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
16. Селецкий А.И., Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. / А.И. Селецкий, С.А. Тарарухин. — Киев: Вища шк., 1981. – 238с.
17. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
18. Сухомлинский В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский — Москва: Политическая литература, 1982 – с.270
19. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. / Д.И. Фельдштейн. — Душанбе: Ирфон, 1972. – 184 с.