Фрагмент для ознакомления
2
1. Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его [7]. Цель игры-путешествия усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
2. Игры - поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки» [8].
3. Игры-предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…» [7].
4. Игры-загадки. Педагогическая направленность загадок заключается в проверке знаний учащихся. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).
5. Игры-беседы (игры -диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей [9]. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
6. Игры-соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе [8].
1.3 Методические основы организации и проведения дидактических игр при обучении математике в 5-6 классах
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы:
1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры? 5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней еще раз?
6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей? [1].
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям обучения детей;
- определение формы и места проведения;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; - подготовка к игре педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи [12].
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с материалом, который будет использован в игре (показ краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил; -
показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;
- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности обучаемых.
При подведении итогов педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность [18].
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе [18].
В педагогической практике при обучении математике используют дидактические игры на уроках и во внеурочной деятельности. Причем игра может быть как фрагментом, так и формой проведения урока. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучаемыми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2012. – № 5. – С. 101-114;
2. Аносов, Д. В. Проблемы модернизации школьного курса математики / Д. В. Аносов // Математика в школе. – 2013. – №1. – С. 45-46;
3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2012. – 193 с.;
4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 74-75;
5. Гаврилова, Т. Д. Занимательная математика 5-11 классы / Т. Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 233 с.;
6. Десницкая, В. В. Формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе / В. В. Десницкая // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2013. – № 3. – С. 63-69;
7. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. – М.: Педагогика, 2006. – 110 с.;
8. Захарова, С. Н. Математические кружки и игровые технологии на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС / С. Н. Захарова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 9. – С. 31–35. 60
9. Золотая, И. Г. Применение дидактических игр на уроках математики для развития внимания / И. Г. Золотая // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – № 1. – С.44-51;
10. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики / В. Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 2002. – С. 280;
11. Коновалова, О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 35-36;
12. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / отв. ред. С. Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002. – 175с.;
13. Кругликов, В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теоретикометодологический аспект : автореф. дис. канд. пед. наук / В. Н. Кругликов. – СПб, 2000. – 424 с.;
14. Кузнецова, М. В. Математика. УМК для основной школы: 5–6 классы. Методическое пособие для учителя / Автор-составитель: М. В. Кузнецова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. – 111 с.
15. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1998. – 262 с.;
16. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 140-146;
17. Педагогика / под ред. В.А. Сластенина и др. – М.: Школьная Пресса, 2012. – 336 с.;
18. Пестерева, В. Л. Методика обучения и воспитания (математика): учеб. пособие / В. Л. Пестерева, И. Н. Власова. – Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т, 2015. – 163 с.;
19. Позняк, Т. А. Воспитание и развитие учащихся при обучении математике / Т. А. Позняк. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2013. – 107 с.;
20. Сафенкова, Е. Н. Игровые технологии на уроках математики [Электронный ресурс] / Е. Н. Сафенкова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shola/algebra/library/igrovye-tehnologii-na-urokax-matematiki;
21. Старостенко, Н. В. Использование дидактических игр на уроках математики в рамках ФГОС / Н.В. Старостенко // Молодой ученый. – 2014. – №12. – С. 303-305;
22. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.