Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подобно тому, как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического вида, так и гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить свою задачу - быть средством формирования полноценно развитой личности.
Лирическая поэзия-важный элемент литературы. Она приобщает людей к духовному богатству, формирует нравственный мир, обогащает их опытом восприятия жизни в самых разнообразных ее проявлениях.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия раскрывает величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, его трудные пути к добру, красоте и истине. Глубина чувств, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя внимательнее присмотреться к человеку, глубже понять окружающий мир. Лирические строки, воспринимаемые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Истинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки ума. Она расширяет духовный кругозор, формирует умение понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.
Особое значение лирики заключается в ее способности проникать в самые сокровенные глубины духовного мира человека и оставлять в нем неизгладимый след.
Овладение неординарной и многогранной лирикой К. Д. Бальмонта обогатит внутренний мир учащихся, поможет им открыть новые грани в себе и в окружающем мире. Сложность и неоднозначность психологических переживаний поэта неизбежно требуют от читателя эмоциональной вовлеченности в лирическую ситуацию, его сотворчества и сопереживания, а также способствуют более тонкому восприятию и пониманию искусства.
Актуальность данной работы состоит в том, что в ней изучается и рассматривается термин «лирический герой», который в современной литературоведческой науке не имеет четких границ и был одним из самых дискуссионных в литературоведении ХХ века. Именно по этой причине довольно трудно определить масштабы и специфику охватываемых явлений. Несмотря на свою абсолютную ценность как инструмента анализа поэтического произведения, как теоретического понятия, термин "лирический герой" всегда нуждается в пересмотре. Очевидно, что этот термин зависит как от историко-культурной ситуации, так и от индивидуальной художественной системы автора.
Согласно исследованиям Ю. Тынянова, Л. Гинзбурга, Д. Максимова можно считать, что лирический герой является своего рода двойником автора-поэта. Она проявляется во всей лирике, в отдельных циклах, лирических стихотворениях и поэмах. Его можно рассматривать как некоего человека, у которого есть определенная судьба, некий четко очерченный внутренний мир, а часто и внешние специфические черты лица, привычки и т. д. Лирический герой традиционно находится в предельном совпадении с личностью автора и в то же время – в ощутимом несоответствии с ней.
Актуальность данной работы заключается также в том, что в ней изучаются и исследуются особенности лирического героя в стихотворениях поэтов серебряного века К. Бальмонта.
Степень научной разработанности. Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как М.А.Палкин, Т.И.Сильман, Г.Н.Поспелов, В.Ф.Огнев, А.А. Михайлов и др.
Константин Дмитриевич Бальмонт, лучезарный поэт, призывавший всех: «Будем как солнце!», - пользовался среди современников огромной популярностью и оставил большое литературное наследие. Однако до сих пор нет издания, которое включало бы в себя все, написанное Бальмонтом. Некоторые произведения, созданные им в эмиграции, утеряны, остается неизученной часть стихов, не вошедших в сборники и представляющих интерес, как для рядовых читателей, так и для ученых-литературоведов.
Не так много и глубоких исследовательских работ о творчестве К.Д. Бальмонта. Этот факт приводит в недоумение хотя бы потому, что, по свидетельству В. Брюсова, в течение целого десятилетия «Бальмонт нераздельно парил над русской поэзией». Большая часть написанного о поэте – это воспоминания современников, статьи-эссе, отзывы на выходившие в свет сборники, очерки критического характера, приуроченные к очередному литературному юбилею поэта и тому подобное.
Литература как искусство речи способствует формированию личности учащихся, развивает их эмоциональную сферу и раскрывает их психологические возможности. Через слово в его образной художественной форме проявляется универсальное воздействие литературы на внутренний мир, мышление, воображение, чувства и подсознание школьников. Для того чтобы использовать эти огромные потенциальные возможности образного слова, современному учителю необходимо глубже и внимательнее изучить своего ученика, выявить и понять психологические особенности его восприятия искусства, что качественно изменит процесс обучения, а, следовательно, и отношение учащихся к литературе.
Тонкое и чуткое отношение к каждому ученику также необходимо при овладении творчеством К. Д. Бальмонта. Русский русский символизм в последние годы вызывает все больший интерес как направление, во многом определившее и повлиявшее на "серебряный век" русской литературы, поэтому в начале 1910-х годов Е. В. Аничков писал: "Нельзя говорить о русском символизме, забывая о Бальмонте." Долгое молчание имени поэта во многом обусловлено историческими обстоятельствами. Между тем, значение и роль К. Д. Бальмонт в истории русской поэзии становится все более очевидным, особенно в наше время, когда появились массовые переиздания его произведений и созданы условия для объективной оценки творчества поэта.
Сложные и необычные стихи К. Д. Бальмонта неизбежно требуют от читателя эмоциональной вовлеченности в лирическую ситуацию, его сотворчества и сопереживания. Многогранная лирика К. Д. Бальмонта, богатство ее цветовой палитры, звуковое и интонационное разнообразие стимулируют работу ассоциативного мышления и воображения школьников, подчеркивают их внутреннее состояние, помогают выявить психологические особенности каждого ученика. Однако обучающийся-читатель не всегда адекватно воспринимает идею автора, и его личная интерпретация часто окрашена повседневным опытом, который вытесняет истинное поэтическое содержание текста.
Особенно трудно научиться воспринимать и интерпретировать тексты лирического произведения для учителя литературы. Чтобы сделать тексты лирических произведений более доступными для ученика, начиная с пятого класса, необходимо стараться развить его поэтическую зоркость, научить его видеть детали и в то же время воспринимать целостность поэтического образа. Раскрытие способов создания образа, объяснение функционального назначения авторских приемов являются важными задачами учителя при изучении лирики.
Следует отметить, что восприятие поэзии К. Д. Бальмонта современными школьниками-сложный психологический процесс, зависящий от многих факторов. Во-первых, степень первичного понимания и восприятия текста определяется уровнем самостоятельной рефлексии обучающихся, их способностью самостоятельно интерпретировать текст, во-вторых, они во многом определяются художественными возможностями текста, в-третьих, качество и уровень восприятия зависят от психологических особенностей переводчика-реципиента, его литературно-эстетического развития, ситуативного эмоционального состояния. Очевидно, что все эти три фактора находятся в тесном диалектическом взаимодействии: для осуществления рефлексивного процесса необходимо произведение с высокими художественными способностями, а для того, чтобы понять произведение искусства, реципиент должен иметь высокий уровень литературного и психологического развития.
Изучению приемов использования образа «лирического героя» в произведениях К.Бальмонта, посвящены работы таких исследователей, как – Н.В.Банников, Е.П.Беренштейн, В.Вейдле, И.Гарин, Е.В.Карсалова, И.В.Корецкая, Л.Е.Ляпина, Е.Е.Маркина, А.Г.Соколов и др.
Мы не могли не обратиться к опыту критического осмысления творчества К.Бальмонта в работах его современников – Ю.Айхенвальда, В.Брюсова, И.Ф.Анненского, З.Гиппиус, А.Белого, А.Горнфельда, Вяч. Иванова, В.Ходасевича .
Объектом исследования данной работы является творчество К.Бальмонта.
Предметом исследования является анализ особенностей лирических произведений К.Бальмонта.
Целью данного исследования является исследование вопросов теории литературы в школьном курсе (На материале лирических произведений К. Бальмонта).
В соответствии с целью определяются основные задачи исследования:
1) Проанализировать субъектную организацию лирики в аспекте выделения разных типов лирического сознания.
2) понять своеобразие мировоззрения К.Бальмонта
3) проанализировать неизменно значимые качества лирических героев К.Бальмонта.
4) выявить, систематизировать и исследовать структурные и семантические отличия лирических героев К.Бальмонта.
Методология данного исследования является комплексной. Для решения поставленных задач в качестве основных используются следующие методы исследования:
• субъектный метод анализа художественного текста;
• структурно-семантический метод;
• историко-типологический метод;
• интертекстовый (интертекстуальный) метод.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате многоаспектного анализа поэзии серебряного века расширяется и корректируется существующее в теории русской литературы представление о ролевой лирике как форме субъектного анализа и ее эволюции, в частности, уточняется вопрос о соотношении лирического и ролевого героя, выявляются новые средства объективации ролевых образов.
Структура и объем работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМИ СТИХОТВОРЕНИЯМИ
1.1 Теория литературы в школьном курсе
Теория литературы в современной школе является частью общего курса литературы. Анализ программ по литературе для общеобразовательных школ позволяет выявить систему теоретических и литературных концепций. Они сгруппированы по разделам (Табл. 1).
Общие принципы и методы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальном труде академика В. В. Голубкова: "Формирование у учащихся основных понятий в области той или иной дисциплины, направленных на придание им системы научных знаний, является одной из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, как и все другие виды учебной деятельности, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами. В противном случае это рискует превратиться в пустой формализм. Такая опасность грозит учителю литературы, если только он будет рассматривать формирование теоретических и литературных понятий у учащихся как нечто самодостаточное, как особый раздел работы, стоящий рядом с изучением произведений и с развитием речи»
При раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться следующей последовательности:
1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.
2. Общее представление о признаках этого явления.
3. Определение понятия или установление
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. –М.,1979.-325с.
2. Бальмонт К.Д. Избранное. – М.: Сов. Россия, 1989.
3. Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. / Сост., вступ. Ст. и коммент. Д.Г. Макогоненко. – М.: Правда, 1991.- 608 с.
4. Бальмонт К.Д. Стихотворения / Вступ. статья и сост. Л. Озерова; Худож. В. Серебрякова.- М.: Худож. лит., 1990.-397с. (Классики и современники. Поэтич. биб-ка).
5. Бальмонт К. Д. Где мой дом / К. Д. Бальмонт. – М., 1992.
6. Банников Н.В. Константин Бальмонт // Рус. речь – 1994.-№2 – с.26 – 28.
7. Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века: Сборник. М., 1993.
8. Беленький Г. И. Теория литературы в школе / / Современные проблемы методики преподавания литературы / Под ред. Я. А. Ротковича. - Куйбышев, 1974. - с. 46-47
9. Белый А. Начало века. Воспоминания: В 3-х кн. М., 1990.
10. Беренштейн Е.П. «Поэт Божьей милостью». Судьба и стихи Бальмонта. – ж. «Литература в школе!», № 3, 1994 г.
11. Вейдле В. Бальмонт // Звезда – 1995 - №2 – с. 106 – 108.
12. Вернер Р.М. Лирика и лирики.- Гамбург и Лейпциг. 1999
13. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта: Нач. сведения по теории стиха. Пособие для учащихся/Под ред. Л.И. Тимофеева. –М.: Просвещение, 1979.-176с.
14. Воложин С.И. Сезам, откройся! Штрихи к панораме “серебряного века” Одесса: Студия «Негоциант», 2002. – 208 с.
15. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993.
16. Гарин И. Поэт – странник. Бальмонт. // И. Гарин. Серебряный век: В 3 Т.-Т. 1 – М.,1999.- с. 428 – 564.
17. Гинзбург Л.Я. О лирике.-Л.,1974.-408с.
18. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение.-М.,1979.-318с.
19. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. – С. 202-203
20. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия.-М.,1955.-228с.
21. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М.: Цитадель.- 1998.
22. Исаковский М.В. О поэтическом мастерстве. –М., "Сов. писатель", Изд. 3-е, доп., 1960.
23. Калачева С.В. Эволюция русского стиха. -М.: Изд-во МГУ, 1986.-262с.
24. Карсалова Е.В. и др. Поэтические индивидуальности «серебряного века». Брюсов и Бальмонт. // В кн.: Карсалова Е.В. и др. Серебряный век русской поэзии.- М., 1996. – с. 428 – 564.
25. Карсалова Е.В. «Серебряный век». - М.: Новая школа, 1996. – 296с.
26. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 века. –М.,1978.-304с.
27. Корецкая И. В. Константин Бальмонт // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). – М., 2000.– Кн. 1.
28. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Межвузовский сборник. Куйбышев, 1977. С. 45.
29. Кудряшов Н.И. Лирический герой. – В кн.: Краткий словарь литературоведческих терминов. –М., 1978, с.73-74.
30. Кузнецова И. Поэт и лирический герой: дуэль на карандашах // Октябрь, 2004, № 3.
31. Куприяновский П.В. К истории отношений Горького и Бальмонта. // Рус. лит. – 1998.-№2 – с. 157 – 165.
32. Леденев А.В. «Поэзия серебряного века». – М.: Дрофа, 1997. -356с.
33. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк.,1987. - 190с.-41
34. Ляпина Л.Е. Сверхдлинные размеры в поэзии Бальмонта. // В кн. Исследования по теории стиха.- Л., изд. , 1998.− с.118 – 126.
35. Рез З. Я. Об особенностях изучения лирики в школе / / Современные проблемы методики преподавания литературы. - Куйбышев, 1974. - с. 137