Фрагмент для ознакомления
2
На данный момент очень актуальна тема развития мелкой моторики у детей. Она является важным компонентом в интеллектуальном и психофизическом развитии детей. Изучением данной проблемы занимались ученые, такие как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец. А исследованиями связи развития руки и мозга занимались: физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов; педагоги – М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Е.А. Стребелева; психологи Л.А. Венгер, Н.И. Гуревич, Н.О. Озерецкий,.
Говоря о моторике человека в целом, определяют: общую моторику, мелкую и артикуляционную. Рассмотрим значение всех трех компонентов: Общая (крупная) моторика — это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела [40]. У детей она развивается за счет любых подвижных игр, игр с мячом, скакалкой, обручем, гимнастики, танцев, беге, езде на велосипеде и т.д.
Артикуляционная моторика – совокупность двигательных возможностей речевого аппарата [17]. Для развития органов артикуляционного аппарата с ребенком проводят артикуляционные гимнастики, в рамках которых развивают язык, губы, щеки, мягкое небо ребенка. Это способствует правильному произнесению звуков, обычно гимнастика проводится на занятиях с логопедом или дома совместно с родителями. Мелкая моторика представляет собой – совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций [17]. В дошкольном возрасте ее развивают через пальчиковые гимнастики, упражнения и в процессе продуктивной деятельности. Этот компонент, а именно мелкую моторику, мы возьмем за основу в нашей квалификационной работе, и рассмотрим все аспекты ее развития у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста. Существует множество определений понятию «мелкая моторика», рассмотрим основные из них.
Т.А. Власова и М.С. Певзнер в своих работах писали о том, что мелкая моторика человека – это комплекс реакций, умений, навыков и сложных последовательных движений, характерных человеку [8].
А.Л. Сиротюк считал, что – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды [28].
Н.В. Нижегородцева и В.Д Шадриков в своих работах определяли моторику рук как осуществление двигательных действий кисти, точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций [21]. К мелкой моторике можно отнести движения – начиная от примитивных жестов (захват объектов) заканчивая самыми тонкими движениями (почерк человека, работа с мелкими предметами).
Мелкую моторику в свою очередь определяют моторные навыки, к ним относится: гибкость (активная и пассивная), ловкость, быстрота, синхронность, выносливость, точность [14]. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится 8 хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Высокая развитость мелкой моторики является важной составляющей быта человека. Так как ежедневно приходиться совершать огромное количество мелко-моторных действий: застегивание пуговиц, открывание и закрывание крышек, завязывание шнурков, письмо, рисование, манипулирование мелкими предметами. Все компоненты в нашем организме взаимосвязаны и способны влиять друг на друга, в их числе находится и мелкая моторика. Этот факт изучен и подтвержден исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей, говоря о том, что если речь ребенка запаздывает, то это связанно с плохо развитой мелкой моторикой. Биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Соответственно, можно говорить о тесной связи мелко-моторных движений рук и речи ребенка [20].
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев». Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь [32].
В.М.Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Он писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т.П. Хризман и М.И. Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук [3].
И.М. Сеченов и И.П. Павлов обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка [27]. Существуют и продолжают разрабатываться многочисленные пособия, рекомендующие развивать тонкую моторику детей, на материале движений без предметов, в частности, с использованием народных потешек. Это направление работы с детьми имеет глубокие корни в народной педагогике.
З.П. Васильцова описала характеристику народных потешек, как основу пальчиковых игр, которая в свою очередь способствуют развитию мелкой моторики. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. Чтение потешек и народных песенок проводится в форме веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия, выполняемого взрослым [6].
Таким образом, в литературных источниках мелкую моторику понимают как совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, которые свойственны человеку.
Изучением вопроса мелкой моторики занимались многие ученые такие как: Т.А. Власова, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, М. Монтессори, И.П. Павлов, М.С. Певзнер, В.А. Сухомлинский и др. Неоднократно исследователи приходят к выводу о тесной связи мелкой моторики и речи и взаимосвязи развития приведенных выше компонентов, доказана важность развития мелко-моторных движений у ребенка.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является особенным периодом в развитии личности. В данном возрасте дети задают массу вопросов, так как новая информация им весьма необходима.
Несмотря на то, что дошкольное детство – это малый отрезок в жизни каждого человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю свою дальнейшую жизнь: овладение мышлением, речью, восприятием, воображением и т. п.
Исследования, которые проводились российскими психологами В. Давыдовым, Л. Венгером, В. Мухиной и др., говорят о том, что возможности ребенка достаточно велики и при помощи специально сформированного обучения, возможно у дошкольников сформировать определенные умения и знания, считавшиеся ранее доступными лишь для детей значительно более старших возрастов [1].
Ранний возраст - это время стремительного вырабатывания всех присущих индивидууму психофизиологических процессов. Вовремя начатое и грамотно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является существенным условием их полноценного развития.
Развитие психического процесса восприятия у дошкольников является сложным, разноаспектным процессом, способствующему тому, чтобы ребенок более точно, четко отражал окружающую действительность, учился различать оттенки действительности и поэтому мог благополучнее в ней адаптироваться.
Раннее детство отличает сензитивность к развитию памяти: у младших дошкольников по скорости развития память опережает иные способности. Легкость, с которой дети-дошкольники запоминают загадки, считалки, стихи, сказки, говорит о бурном развитии их врожденной памяти. Ребенок запоминает все красивое, яркое, необычное, привлекающее внимание. Процесс запоминания происходит непроизвольно, то есть, ребенок запоминает, сам того не желая. Тот факт, что память формируется в дошкольном возрасте интенсивнее других способностей, говорит о том, что необходимо всячески поощрять желание ребенка запоминать. Все это - залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей [5].
Благодаря таким психическим познавательным процессам, как восприятие, внимание и память дошкольники 3х и 4х лет энергично постигают окружающий их мир, животных, людей, а также огромное число разнообразных явлений и предметов.
Под влиянием воспитания в дошкольном возрасте происходит последующее развитие психики ребенка. Важное значение в процессе психического развития ребенка-дошкольника имеет игра, которая в данном возрасте является ведущим видом деятельности.
Игра в увлекательной, живой форме позволяет знакомиться с обширным кругом явлений окружающего мира, активно воспроизводить их в собственных действиях. Воссоздавая в играх жизнь людей, которые окружают дошкольника, их всевозможные поступки и многообразные виды их трудовой деятельности, дети приобретают возможность глубже понять и прочувствовать окружающее. Правильное осознание показываемых событий, точное исполнение соответствующих действий получают в ходе игры систематическое, постоянное подкрепление благодаря одобрению коллектива детей дошкольного возраста достижения подобающего игрового результата, положительной оценки воспитателя. Все это помогает создавать благоприятные условия для образования и закрепления у дошкольников новых временных связей.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Амосов, Н.M. Моделирование мышления и психики / Амосов Н.M.. - М.: Наукова думка, 2017. - 303 c.
2 Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М., 2013. – 64 с.
3 Бехтерев, В. М. и современная психология. Тезисы международной научно-практической конференции. Казань, 2003.
4 Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения / Вопросы психологии. 1976 №4.
5 Бондарев, Г.А. "Философия свободы" Рудольфа Штайнера как основание логики созерцающего мышления. Религия мыслящей воли. Органон современной культурной эпохи / Г.А. Бондарев. - М.: Добрая книга. Титурель, 2016. - 912 c.
6 Васильцова, З. П. Мудрые заповеди народной педагогики [Текст] / З. П. Васильцова М., 1990.
7 Власова, О. В. Исследование абстрактного мышления детей младшего и среднего дошкольного возраста / О. В. Власова, Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев. — Текст: непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань: Бук, 2014. — С. 25-35.
8 Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст]. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.
9 Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память, внимание. – 3-е изд., – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.
10 Джеральд, Надлер Мышление полного спектра / Надлер Джеральд. - М.: Попурри, 2016. - 863 c.
11 Доронов, С. Игра как ведущая деятельность / С. Доронов / /Дошкольное воспитание. – 2011. - № 5. – с. 12.
12 Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960
13 Земцова, О. Н. Развиваем мышление [Текст] / О. Н. Земцова. - М. :Азбука-Аттикус, 2012 – 272 с.
14 Иванников В.А. К сущности волевого поведения / Психологический журнал. 1985. Т.6. №3.
15 Ключникова, Е.А. Методика диагностики сформированности нравственно - волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста: [опыт эксперим. разработки] / Е.А. Ключникова, Е.А. Чернявская // Методист: науч.– метод. журн. – 2004. – № 5. – 57-61с.
16 Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks»
17 Лободина, Н.В. Занятия в группе продлённого дня. 1-4 классы. Проблемно-ценностное общение, познавательно-игровая деятельность / Н.В. Лободина. - М.: Учитель, 2015. - 539 c.
18 Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2008. - 930 c.
19 Мартыненко, И. В. Развитие мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения [Текст] / И. В. Мартыненко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016 – № 49-1. – С. 55 – 60
20 Монтессори, М. - Помоги мне это сделать самому – М. : Изд-во Карапуз, 2006
21 Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей [Текст] – М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с
22 Осипова, Л.Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие. - Челябинск : Цицеро, 2012. – 46 с.
23 Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2008. - 368 c.
24 Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. - М.: Педагогика, 2014. - 272 c.
25 Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
26 С.Е.Гаврина Игры и упражнения на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Практическое приложение / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, дрю. - М.: Академия развития, 2019. - 494 c.
27 Сеченов, И. М. Избранные произведения [Текст] / И. М. Сеченов – Москва, 1953.
28 Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников – М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с
29 Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 1997. – 480 с.
30 Спиридонов, В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем [Текст] / В. Ф. Спиридонов. – М. : Генезис, 2006 – 244 с.
31 Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева. - М.: АРКТИ, 2017. - 838 c.
32 Сухомлинский, В. А. Избранные произведения в пяти томах. [Текст] / В. А. Сухомлинский / – Киев.: Радянска школа, 1980. – Т.2, 5.
33 Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – СПб., 1875 - 1908.
34 Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций.— Электрон. текстовые данные.— М.: Экзамен, 2008.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1137.— ЭБС «IPRbooks»
35 Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный университет, 2010.— 128 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24926
36 Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. - М.: Институт развития им. Г.П. Щедровицкого, 2015. - 800 c.
37 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 483 с
38 Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001.