Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Научно-теоретические основы исследования нарушения интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи 5
1.1. Характеристика развития интонационной стороны речи в онтогенезе 5
1.2. Особенности интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи 10
Общее недоразвитие речи 1 уровня 13
Общее недоразвитие речи 2 уровня 13
Общее недоразвитие речи 3 уровня 15
Общее недоразвитие речи 4 уровня 16
Прежде всего, стоит заметить, что если больше общаться с ребенком, то ОНР можно если не избежать, то в значительной мере улучшить речь малыша. Логопедическая работа с ребенком очень индивидуальна и должна учитывать не только речевые, но и прочие особенности ребенка. 17
При каждом из уровней ОНР требуется разная коррекция общего недоразвития речи: 17
Глава 2. Экспериментальное исследование нарушений интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи 38
2.1. Организация и содержание экспериментального исследования 38
2.2. Анализ нарушений интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи по данным констатирующего эксперимента 43
2.3. Сравнительный анализ интонационного профиля дошкольника с общим недоразвитием речи и без речевых патологий 44
2.2. Рекомендации по развитию интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами.
Особую значимость проблема интонационной выразительности приобретает в отношении детей с ОНР, у которых отмечается системное недоразвитие всех компонентов речевой системы:
- фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи,
- ограниченность словарного запаса,
- непонимание и неусвоение грамматических связей,
- бедность и фрагментарность представлений об окружающем,
- пробелы в личном опыте как следствие речевого недоразвития приводят к сложностям в интонационной выразительности.
При этом данные трудности имеют стойкий, выраженный характер на протяжении, как дошкольного детства, так и в период обучения в школе, что свидетельствует о необходимости проведения специальной коррекционно-педагогической работы по развитию интонационной выразительности у дошкольников с ОНР.
Исследованием особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР и непосредственной разработкой методик обучения данной группы детей занимался ряд исследователей. В частности, В.К. Воробьева исследовала особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения, В.П. Глухов изучал формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, Е.М. Мастюкова разработала клинический подход к проблеме общего недоразвития речи у детей.
Кроме того, в их работах отмечается, что смысловые высказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные эмоции.
Сложнее всего детям старшего дошкольного возраста с ОНР удается самостоятельное рассказывание по памяти и все без исключения виды креативного рассказывания.
В целом, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР недостаточно сформировано умение логично и последовательно излагать собственные мысли.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных организаций существуют затруднения в вопросах формирования интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по причине отсутствия методики по обозначенной теме.
Необходимость их разрешения определили проблему исследования: каковы возможности малых фольклорных форм в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности нарушения интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: интонационная выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть научно-теоретические основы исследования нарушения интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи.
2. Изучить характеристику развития интонационной стороны речи в онтогенезе.
3. Выделить особенности интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи.
4. Провести анализ нарушений интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи по данным констатирующего эксперимента.
5. Провести сравнительный анализ интонационного профиля дошкольника с общим недоразвитием речи и без речевых патологий.
6. Предложить рекомендации по развитию интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи.
Теоретическую основу исследования составляют: положение Л.С. Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей; положение о деятельностном подходе (Л.С. Выготский, .Я. Г альперин, А.П. Леонтьев); положение о переходе (интериоризации) внешней деятельности во внутренний план в процессе обучения (теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина); исследования по проблеме речевого развития детей с общим недоразвитием речи и формирования интонационно-выразительных средств у дошкольников с речевыми нарушениями (Е.Э. Артемова, Е.Ф. Архипова, Л.Р. Забродина, Л.А. Копачевская, Л.А. Позднякова, А.Н. Полозова, Е.Е Шевцова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности.
Глава 1. Научно-теоретические основы исследования нарушения интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Характеристика развития интонационной стороны речи в онтогенезе
На основе изучения закономерностей речевого развития детей с различной вербальной патологией разработаны пути преодоления недостаточности речи, поддержания коррекционного образования и воспитания, а также методы фронтального воспитания и воспитания детей. Изучение структуры недоразвитости различных форм речевого развития в зависимости от состояния компонентов системы позволило подойти к научно обоснованной индивидуализации (Р. А. Белова-Давид, Е. Н. Винарская , Б. М. Гриншпун, Г. М. Жаренкова, Г. А. Каш, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Е. Ф. Соботович, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хвацев, Г. В. Чиркина, Н. А. Чевелева, С. Н. Шаховская и др.).
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было дано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и группой научных сотрудников НИИ дефектологии, а ныне НИИ коррекционной педагогики (Н. А. Никашина, Г. А. Каш, Л. Ф. Спирова, Г. М. Жаренков, Н. А. Шевелев, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.) [23, c. 43-44].
Речь – это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя [6].
Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную речь, а устная – на монологическую и диалогическую речь.
Под связной речью понимается не просто последовательность, состоящая из слов и предложений, связная речь – это последовательность
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В.М. Акименко. - 3-е, стер. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 77 с.
2. Бабина, Г.В. Практикум по логопедии: дизартрия [Текст] / Г.В. Бабина, Л.И Белякова, Е.Л Идес. - М. : ПРОМЕТЕЙ, 2012. - 104 с.
3. Блохина, Л.Б. Методика анализа просодических характеристик речи. Методические рекомендации [Текст] / Л.Б. Блохина, Р.К. Потапова. - М. : МГПИИЯ, 1977. - 84 с.
4. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии :уч-метод. пособие [Текст] / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь : СГПИ, 2018. - 224 с.
5. Бухвостова, С.С. Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста:пособие для студентов факультета дошкольного воспитания и работников дет. садов [Текст] / С.С. Бухвостова; Курский гос. пед. ин-т. - Курск :Курск.гос. пед. ин-т, 2016. - 58 с.
6. Галимова А. М. Инновационные подходы на уроках литературного чтения при обучении пересказу детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста // Образоват. процесс. – 2019. – № 11. – С. 5–12
7. Горонина Т. П. Коррекционно-педагогическая работа по формированию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии // Спец. адукацыя. – 2019. – № 2. – С. 3–13.
8. Ермакова, М.А. Развитие интонации у детей старшего дошкольного возраста с экспрессивной алалией [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 2013. - 25 с.
9. Заева М. О. Формирование творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М. О. Заева, М. В. Шорохова // Концепт. – 2018. – № V7. – С. 38–44
10. Захарова, Т.В. Формирование выразительных средств речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: монография [Текст] /Т.В. Захарова. - Череповец : ГОУ ВПО ЧГУ, 2017. - 145 с
11. Использование кейс-технологии в организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / Н. А. Черных [и др.] // Соврем. тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 1. – С. 139–143
12. Карагодина А. А. Формирование предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования // Молодеж. наука: тенденции развития. – 2019. – № 2. – С. 53–59
13. Колосова Е. В. Методы работы по обогащению атрибутивного словаря младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) / Е. В. Колосова, Т. М. Исакова // Символ науки. – 2019. – № 10. – С. 89–91
14. Колпачевская Л.А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями [Текст]: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 2000.
15. Коряжкина, Е.А. Теоретико-методическое обоснование комплексного использования фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: 13.00.01. - Москва, 2000. - 32 с.
16. Лазаренко, О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей: методическое пособие [Текст] / О.И. Лазаренко. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
17. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников: формирование лексики и грамматического строя [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб : СОЮЗ, 2019. - 160 с
18. Ларина, Е.А. Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи в структуре коррекции нарушения письма [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.03. - Екатеринбург, 2007. - 8 с.
19. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие [Текст] / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова - СПб. : НОУ СОЮЗ, 2016. - 151 с.
20. Малахова А. В. Кейс-технология как средство развития монологической речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития // Электрон. обучение в непрерыв. образовании. – 2016. – № 1. – С. 552–558
21. Мягкова Р. Н. Использование интерактивных технологий для развития связной речи дошкольников // Соврем. образоват. технологии в мировом учеб.-воспитат. пространстве. – 2016. – № 5. – С. 153–160
22. Науменко О. А. Наглядно-игровые макеты как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О. А. Науменко, Н. Н. Бегина // Спец. адукацыя. – 2019. – № 3. – С. 3–8.
23. Позднякова, Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со ОНР [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. - Санкт-Петербург, 2014. - 34 с
24. Родионова, Ю.Н. Развитие интонационной выразительности речи у детей с церебральным параличом на логопедических занятиях [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 2004. - 18 с.
25. Рокитянская, Т.А. Воспитание звуком [Текст] / Т.А. Рокитянская. - М. : Академия Развития, 2015. - 128 стр.
26. Рузская, А.Г. Развитие потребности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте [Текст] / А.Г. Рузская, Н.Н. Ганошенко. - М. : Педагогика, 2019. - 95 с.
27. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Комплексный подход: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / С.Н.Сазонова. - М. : Академия, 2013. - 144 с.
28. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др., Под ред. В.А. Белошапковой. - 3-е изд., испр. И доп.. - М. : Азбуковник, 2017. - 928 с.
29. Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук: 13.00.03. - Москва, 2019. - 18 с.
30. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий [Текст] / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М : Сфера, 2012. - 222 с.
31. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В.Чиркина. – 2-е изд. – М. : Айрис-пресс : Айрис-дидактика, 2004. – 209, [3] с.
32. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М : Айрис-прес, 2018. - 224 с