Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1 История и сущность понятия «коммуникативная компетентность» 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 7
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 11
2.1 Методы и средства формирования коммуникативной компетентности у подростков в учебно-воспитательном процессе 11
2.2 Анализ этапов формирования коммуникативной компетентности у подростков 14
2.3 Рекомендации по формированию коммуникативной компетентности у подростков в учебно-воспитательном процессе 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: данная тема представляет теоретический и практический интересы потому, что в современном мире коммуникативная компетентность - необходимый фактор существования человека в социуме. Коммуникативная компетентность определяет уровень владения человека общением как многоуровневым процессом. В её состав включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективное протекание процесса общения.
Коммуникативные знания представляют собой обобщенный опыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях. В основе коммуникативной компетентности лежит не просто владение языком и другими кодами общения, а особенности личности индивида в целом, в единстве его чувств, мыслей и действий, которые развертываются в конкретном социальном контексте. В образовательном процессе данная компетентность рассматривается не только как условие благополучия ученика, но и как ресурс эффективности будущей взрослой жизни. Поэтому важно формировать данные навыки у школьников с ранних лет в учебно-воспитательном процессе.
Классный руководитель, в свою очередь, является наставником и помощником в формировании коммуникативной компетентности у своих учеников. Ведь благодаря педагогу, обучающиеся перенимают необходимые навыки и умения.
Цель: изучить принципы формирования, методики, значимость коммуникативной компетентности языка у подростков в учебно-воспитательном процессе.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс и его составляющие.
Предмет исследования-способы и методы развития коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие коммуникативной компетентности.
2. Выявить особенности формирования коммуникативной компетенции у подростков в учебно-воспитательном процессе.
3. Познакомиться с современными подходами к процессу формирования коммуникативной компетенции у подростков в учебно-воспитательном процессе.
4. Проанализировать этапы формирования коммуникативной компетенции у подростков.
5. Разработать собственные рекомендации по формированию коммуникативной компетентности у обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Методы исследования. Основными методами при написании работы является исследование психологической и методической литературы по данной тематике, результаты социометрической и проективной методики, анализ общих методик решения данной проблемы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Список использованной литературы содержит 20 источников.
Объем работы: 22 страницы печатного текста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 История и сущность понятия «коммуникативная компетентность»
Понятие коммуникативной компетенции вошло в научный оборот в 1972 благодаря американскому лингвисту Д. Хаймз. Теория была ориентирована на определение того, что должен знать говорящий, чтобы быть компетентным в общении. Именно с 70-х гг. прошлого столетия и начались интенсивные исследования проблемы коммуникативной компетенции1.
Платформа для развития концепта компетентностей современного европейского педагога закладывалась в документах Европейской Комиссии, Совета Европы, Европейского профессиональных организаций (Европейская ассоциация исследователей в области образования и т.д.). Приоритеты Европейского Союза по повышению качества педагогического образования, сформулировано в рекомендациях Европейского Совета, актуализировали потребность в улучшении педагогических компетенций и развития профессиональных ценностей и отношений в соответствии с новыми требованиями современности.
Понятие «компетентность» как специально-научный термин достаточно широкое.
Компетентность - это система интеллектуального, психологического, нравственного и функционального состояния специалиста, отражающие уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в конкретной сфере профессиональной деятельности. «Компетентность» определяют через деятельность или уровень
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности подростков / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2019. - №2. – С. 4-10.
2. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. – 2015. - №2. – С. 149-153.
3. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. – Об.: Академический Проект, 2016. – 160 с.
4. Гутник Е. П. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях / Е. П.Гутник, Е. В. Шереметьева // Молодой ученый. - 2016. - №27. - С. 774-778.
5. Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста / Р.Филипп, Д.Ким. – СПб.: Питер, 2012. – 159 с.
6. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова. – СПб.: Речь, 2015. – 336 с.
7. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей подростков в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа + до и после. – 2017. - №4. – С.78-83.
8. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология / Е. Н. Каменская. – М.: Феникс, 2018. – 251 с.
9. Кле М. Психология подростка / Мишель Кле. – М.: Педагогика, 2014. – 298 с.
10. Лемяскина Н.А. Коммуникативное поведение подростка / Н.А. Лемяскина, И.А. Стернин. – Воронеж: ВГУ, 2010. – 195 с.
11. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Спб.: Питер, 2016. – 320 с.
12. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей / М. И. Лисина // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 2012. – 294 с.
13. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы философии. – 2016. - № 8. – С. 34-47.
14. Прохоров А. Особенности психологических состояний подростков / А. Прохоров, Г. Генин // Вопросы психологии. – 2013. - № 4. – С. 42-53.
15. Прыщак Н. Д. Коммуникация, общение, коммуникативность: категориальный анализ / Н. Д. Прыщак // Вестник политехнического института. – 2014. - №2. – С. 12-16.
16. Проскурняк А. И. Факторы развития коммуникативной деятельности / А. И. Проскурняк // Образование. – 2015. - Вып. 9. – С. 85-92.
17. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2018. – 600 с.
18. Психология подростка. Учебник / Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. – 480 с.
19. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации / А. В. Соколов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2012. – 461 с.
20. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций / М. И. Станкин. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2015. – 304 с.