Фрагмент для ознакомления
2
Создание просветительского клуба для подростков «Академия успеха» (далее – Клуб) на базе муниципального бюджетного учреждения молодежной политики г. Апатиты «Молодежный социальный центр» (далее – Центр) ориентировано на реализацию просветительской работы в подростковой среде в целях обеспечения условий для личностного роста подростка путем активизации его творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности.
Концепция Клуба:
Мы живем в период повышения ценности гражданских инициатив, развития гражданского общества. Молодежь, являясь самой деятельной, инициативной, эмоциональной и социальной незащищенной группой, выступает объектом борьбы различных экстремистских группировок и недобросовестных политиков. Другой вызов – уход молодежи в «параллельную реальность» компьютерных игр и самоустранение от участия в общественных процессах. Понимая это, осознавая, что никто, кроме самой молодежи не сможет эффективно решать ее проблемы, мы реализуем нашу социально значимую инициативу, направленную на:
- формирование сознательного отношения к здоровому образу жизни;
- проведение работы по профессиональной ориентации подростков;
- обучение подростков основам экономической грамотности;
- развитие эмоциональной устойчивости личности;
- половое воспитание подростков.
Период реализации проекта: 11 месяцев
Клуб будет действовать на базе Центра с периодичностью 1-2 занятия/встречи в месяц. Каждое занятие/встреча длится 90 минут (2 академических часа) и строится по следующей структуре:
- организационный момент (собрание участников Клуба в Центре, приветствие, размещение в помещении, представление новых участников Клуба);
- коммуникативная часть (обмен информацией о событиях, произошедших в жизни каждого члена Клуба в период между встречами, общение, ориентационная беседа по теме занятия/встречи, т.е. вопросы и фразы организаторов встречи, наводящие на тему);
- информационная часть (лекция, тренинг, фильм и пр.);
- дискуссионная часть (обсуждение полученной информации, возможно – за чашкой чая);
- завершающая часть (подведение итогов, планирование следующей встречи, прощание).
Организационные формы и методы, реализуемые в информационной части занятия/встречи:
- лекция специалиста с последующим обсуждением;
- просмотр фильма с последующим обсуждением;
- тренинг;
- психологическая диагностика (тестирование, реализация проектных методик и пр.) с последующим предоставлением результатов обследования конфиденциально каждому участнику встречи с возможностью психологического консультирования;
- ролевая игра;
- мини-проект;
- квест.
Принципы организации деятельности Клуба:
- добровольность (каждый участник Клуба добровольно принимает решение о его роли в клубной деятельности);
- дисциплина (каждый участник Клуба обязан соблюдать правила поведения участника Клуба и положение о Клубе);
- посильное участие (каждый Участник самостоятельно определяет посильность нагрузки по участию в деятельности Клуба и формирует свою позицию: посетителя, организатора, лидера, исполнителя и др.);
- профессионализм специалистов – педагогов, лекторов, тренеров, консультантов, ведущих информационную часть занятий/встреч;
- ответственность каждого Участника Клуба за создание его общественного имиджа, корректное отображение информации о Клубе в СМИ и социальных сетях.
2.2. Организационно-педагогические условия
Мы в своей работе определяем организационно-педагогические условия деятельности просветительского подросткового клуба на основе исследования А.А. Володина и Н.Г. Бондаренко. Организационные условия – это «существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на направленное и упорядоченное формирование среды, в которой протекает феномен» [4, с. 144]. Педагогические условия – это «характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы» [там же, с. 145]. Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем «характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы» [там же, с. 147].
Требования к профессиональным компетенциям педагогов-организаторов Клуба:
- знание нормативно-правовых основ организации просветительского подросткового клуба;
- знание теоретико-методологических основ организации деятельности просветительского подросткового клуба;
- знание признаком дисфункциональных сообществ и способов их профилактики;
- знание специфики подростковой психологии и физиологии;
- владение приемами организации материально-технологических условий работы просветительского подросткового клуба;
- умение формирования ключевых норм и правил коммуникации в просветительском подростковом клубе;
- наличие навыков реализации методов привлечения подростков в просветительский подростковый клуб;
- владение методом со-парного ведения занятия/встречи в просветительском подростковом клубе;
- владение приемами оказания помощи в адаптации новых участников Клуба в клубной среде;
- владение приемами корректирования конфликтных ситуаций;
- владение технологиями организации неформального общения в подростковой среде;
- владение методиками организации и проведения встреч/занятий в Клубе;
- владение методиками анализа и оценки эффективности деятельности просветительского подросткового клуба [12].
Для реализации Клуба требуется помещение достаточной площади для свободного размещения не менее 20 человек и оборудованное местами для сидения, кофе-брейка, гардеробной, санитарной комнатой. В помещении должны быть условия как для групповой работы, так и для прослушивания лекций, а также наличие возможности свободного перемещения столов и стульев для тренингов.
Техническое оборудование: мультимедийное (компьютер, видеопроектор), флипчарт и бумага для флипчарта, разноцветные маркеры.
Помещение предполагает возможность отражения деятельности подросткового сообщества: оформление пространства продуктами молодежного творчества, фотовыставки и т.п.
2.3. Содержание деятельности
Деятельность Клуба развивается по пяти направлениям:
- здоровый образ жизни;
- профессиональная ориентация;
- экономическая грамотность;
- формирование эмоциональной устойчивости;
- половое воспитание.
В рамках проекта предполагается провести по 2 занятия/встречи по каждому направлению.
1. Здоровый образ жизни.
Цель – воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи:
- ознакомление с сущностью здорового образа жизни, возможностями его реализации и предполагаемыми результатами;
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- изучение возможностей, методов, приемов ведения здорового образа жизни.
1.1. Тема «Формула здоровья». Вид занятия – интерактивная лекция. Краткое содержание занятия: Что такое «здоровье»? Определение параметров здоровья. Правила сохранения здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Выведение формулы здоровья.
Необходимое оборудование: по три жетона разного цвета на каждого участника Клуба, бумага, авторучки, таблица «Факторы здоровья».
1.2. Тема «Курить – здоровью вредить!» Подготовка к общественной акции «День без табака» (составление списков участников акции, распределение ролей между участниками акции, отработка приемов работы с декорациями и реквизитом, используемым во время акции, репетиция общения с помощью скриптов). Домашнее задание – Интернет викторина «Курить – здоровью вредить» (с помощью гугл-формы).
2. Профессиональная ориентация
Цель – оказание помощи в профессиональной ориентации и выборе будущей профессии.
Задачи:
- ознакомление со статистической информацией по профессиональному выбору;
- профессиональная диагностика.
Тема 2.1. «Профессии будущего». Форма занятия – лекция с иллюстрацией видеоматериалом. Краткое содержание: профессии, востребованные в регионе, специальности, предлагаемые образовательными организациями региона, профессии, предполагаемые к востребованности в ближайшем будущем. Особые требования разных профессий (к физическому здоровью, к психическому здоровью, к образованию).
Необходимое оборудование: компьютер, видеопроектор.
Тема 2.2. «Профессиональная диагностика». Форма занятия – психологическое тестирование на предмет предрасположенности к определенному виду деятельности.
Необходимое оборудование: бумага, авторучки.
Занятие проводит профессиональный психолог или профориентолог.
3. Экономическая грамотность
Цель – формирование ключевых компетенций для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Задачи:
- изучение основ финансовой грамотности в сфере управления личными финансами;
- формирование навыков ведения семейного бюджета;
- ознакомление со спецификой кредитно-ипотечных обязательств.
Тема 3.1. «Семейный бюджет». Форма занятия – ролевая игра. Краткое содержание: командная ролевая игра по составлению семейного бюджета, анализу его рациональности, разрешению конфликтов в процессе формирования семейного бюджета.
Необходимое оборудование: бейджи, обозначающие исполняемую роль (по количеству участников игры и количеству команд): жена, муж, сын, дочь и др.; бланки с заданиями – предлагаемыми обстоятельствами, калькуляторы, авторучки, бумага.
Тема 3.2. «Кредит берем? Кредит выплачиваем!» Форма занятия – мини-проектирование в мини-группе с последующей защитой. Краткое содержание: на основе предлагаемых вариантов принять решение – какой кредит и в какой кредитной организации выгоднее взять и проанализировать процесс возвращения кредита. Защитить свою позицию.
Необходимое оборудование: рекламные материалы банков, карты с расчетом семейного бюджета в предлагаемых обстоятельствах, бумага, авторучки, калькуляторы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] // Консультантплюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2021)
2. Модельный закон о просветительской деятельности: принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. Пост. N 20-15 от 7 декабря 2002 года [электронный ресурс] // Консультантплюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.05.2021)
3. Буслова Е.В. Воспитательные потенциалы общественно-просветительской деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2010. № 16. С. 91-94.
4. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143-152.
5. Ермошина М.А. Культурно-просветительская работа среди молодежи: теоретические аспекты // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-5. С. 28-31.
6. Заварзина Л.А. Особенности просветительской работы в студенческой и школьной среде // Просветительство как основа развития личности и общества: сб. материалов XV международной научно-практической конференции. Курск: Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса, 2015. С. 139-141.
7. Иванова И.Ю. Организационные и содержательные основы просветительской деятельности: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 199 с.
8. Колесов И.В. Потенциал клубной деятельности в формировании социальной активности подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 9 (161). С. 72-78.
9. Керимов А.Д. О культурно-просветительской функции современного государства // право и образование. 2006. № 2. С. 185-191.
10. Колоев А.С. Типологические особенности научно-просветительской прессы для детей и подростков // Наука и современность. 2011. № 14. С. 15-19.
11. Концепция просветительской деятельности [электронный ресурс] // Просвещение для будущего: информационно-обучающий портал. URL: http://www.openlearning.ru/otkrytaya-akademiya-prosveshcheniya/kontseptsiya-prosveshcheniya.html (дата обращения: 01.05.2021)
12. Кукулин С.С. Социальная компетентность педагога в работе с подростками субъектами неформальных молодежных объединений в структуре базовых профессионально-педагогических компетенций // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 1 (83). С. 72-77.
13. Куприянов Б.В. Роль и место клуба в дополнительном образовании детей // Воспитание школьников. 2015. № 1. С. 55-62.
14. Паладьев С.Л. Клубное объединение в школе как воспитательный феномен // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4. С. 20-24.
15. Пинкевич А.П. Педагогика. В 2-х т. Т.2. Школьный возраст. Трудовая школа. М.: Работник просвещения, 1929. 222 с.
16. Рейзенкинд Т.И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров к художественно-просветительной деятельности : автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 1998. 51 с.
17. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2 / Гл. ред. В. Г. Панов. М. : Большая Рос. энцикл., 1999. 563 с.
18. Старкова Г.В., Трохина О.В. Подростковые клубы по месту жительства // Социальная педагогика. 2013. № 4. С. 67-77.
19. Стефановская Н.А. Просвещение как традиция духовной жизни : автореф. дис. ... канд. соц. наук. Тамбов, 2001. 16 с.
20. Чувинова И.В. Информационно-просветительские технологии социально-культурной деятельности как средство формирования здорового образа жизни подростков : автореф. дис. ... канд. пед наук. Тамбов, 2007. 22 с
21. Шилова Н.А. Клубное объединение как среда личностного самоопределения подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2015. 25 с.