Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития общества требуются личности с нестандартным мышлением, с навыками самостоятельно находить решение поставленным задачам, навыками исследовательского характера.
В соответствии с Федеральным Государственным Общеобразовательным стандартом, ребенок, заканчивающий начальные классы, – это ребенок, который любознательно изучает окружающий его мир, умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика хорошо влияет на учебную деятельность. В свою очередь познавательный интерес тесно связан с исследовательским поведением, удовлетворением естественной, природной потребности ребёнка в самостоятельном познании, исследовании мира.
Одним из важных этапов в развитии и становлении личности ребенка является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте у ребёнка происходит формирование мыслительных процессов, развивается познавательная активность. Ученик младшего школьного возраста открыт для восприятия и познания нового и важного.
Важнейшее место в системе знаний детей младшего школьного возраста занимают знания о природе, об окружающем их мире. В процессе экспериментирования школьники не только приобретают представления об объектах живой и неживой природы, но и отрабатывают общепедагогические умения и навыки.
В педагогике и психологии вопросом формирования у детей представлений о природе занимались Г. Н. Аквилева, Н. Ф. Виноградова, Е. Ф. Козина, О. Н. Кузнецова, А. В. Миронов.
Изучением исследовательского поведения, исследовательской деятельности и, в частности, одного из ее видов – экспериментированием – занимались Г. С. Альтшуллер, А И. Иванова, В. А. Ногина, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Рубинштейн.
Проблемный вопрос заключается в выделении комплекса мероприятий, обеспечивающих формирование представлений о природе у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования представлений о природе у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о природе у детей младшего школьного возраста в процессе экспериментирования.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих формирование у детей младшего школьного возраста представлений о природе в процессе экспериментирования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о природе у детей младшего школьного возраста в процессе экспериментирования.
2. Разработать перспективный план работы по формированию у детей младшего школьного возраста представлений о природе в процессе экспериментирования
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и одного приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей младшего школьного возраста представлений о природе в процессе экспериментирования
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у детей младшего школьного возраста представлений о природе
На этапе младшего школьного возраста ребенка характеризует наглядно-образная форма мышления, которая помогает ему познавать мир на основе эмоционально-чувственного переживания образов окружающего мира. Поэтому правильная организация художественно-эстетической, экологической и предметной среды рассматривается как условие оптимизации образовательного процесса в получении представлений о природе.
Представление — это процесс воссоздания образа предмета и явления в мышлении, воздействующий на эмоционально-чувственную сферу человека [32].
С научной точки зрения понятие «представление» рассматриваются в двух значениях:
1) понятие «представление» как существительное раскрывает образ предмета или явления, воспринимаемых анализаторами, но не оказывает воздействия на органы чувств;
2) понятие «представление» как глагол - самостоятельный процесс, направленный на воспроизводство образа.
Только в процессе различных видов деятельности могут быть сформированы представления, что накладывает особенности на их развитие в деятельности человека: у скульптора — зрительный, у музыканта — слуховой, у танцора — двигательный, у алхимика — обонятельный и т. д. [36, с. 89].
Особенностью освоения окружающего мира младшими школьниками является обобщение полученных знаний на уровне базовых, простейших представлений, которые поняты ими и сознательно приняты. Начальная школа – это базис формирования общей и экологической культуры. На необходимость ознакомление ребенка с природой родного края указывал признанный педагог В. А. Сухомлинский, который обращал внимание на то, что в основе детского мышления, чувств и творчества лежит природа, так как именно природа, по мнению ученого, – это наша родная земля, на которой родился и вырос человек и на которой он трудится.
Базовые основы развития познавательного интереса к природе родного края формируются именно в начальной школе в процессе развития нравственных чувств. На доступном для младшего школьника материале раскрывается важность и ценность природы, окружающего мира, формируется экологическое сознание и экологическая культура [36, с. 90].
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов природного краеведения. И это понятно, так как каждому человеку надо осознавать себя и свое место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания природы своего края. Природоведческий материал выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности УУД учащихся.
Проблемой изучения родного края в мегаполисе является оторванность детей от реального мира природы. Например, ребенок на картинке легко определяет дерево или птицу, или гриб, но, встретив объект в живой природе, не может его узнать. Описывая признаки сезонных изменений, дети руководствуются багажом знаний, а не наблюдениями в природе. Это связано с тем, что дети, как и взрослые, мегаполиса оторваны от природы.
Кроме того, благодаря телевидению и интернету дети хорошо осведомлены об экзотической природе, но плохо ориентируются в природе родного края. Особенностью изучения природы мегаполиса состоит в том, что флора и фауна мегаполиса отличаются от природы этого же региона вне города. Поэтому поведение животных, которых дети видят в мегаполисе, будет отличаться.
Таким образом, в процессе работы по ознакомлению с природой родного края необходимо включать реальные объекты природы, даже если кажется, что они уже давно знакомы и привычны [16, с. 218].
Идея о необходимости воспитания ребенка в соответствии с принципом природосообразности нашла отражение еще в теории свободного (естественного) воспитания Ж.-Ж. Руссо. Он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины. «Пусть он, - говорил Ж.-Ж. Руссо, - достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам». Настойчивые рекомендации Ж.-Ж. Руссо развивать у детей наблюдательность, любознательность, активность, стимулировать выработку у них самостоятельных суждений были, несомненно, исторически прогрессивными [7].
Природа является основным объектом изучения в начальной школе на уроках окружающего мира. На уроках анализируются связи между неживой и живой природой, между разнообразными элементами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через постижение этих связей и отношений учащиеся исследуют окружающий мир.
Большое значение имеет обнаружение связей между человеком и природой. Эта связь обнаруживается, прежде всего, в той разнообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека. В то же время данные связи обнаруживаются и в обратном влиянии человека на природу, которое может быть как позитивным (охрана природы), так и негативным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
Большинство методистов естествознания, которое в начальной школе реализуется в преподавании предмета «Окружающий мир», придерживаются классических взглядов на процесс формирования знаний о природе, которые основываются на теории познания и предполагают необходимость «живого созерцания».
С. Л. Рубинштейн пишет: «Нельзя рассчитывать на то, что поставленный лицом к лицу с предметом наблюдения учащийся всегда увидит в нем то и то, как это нужно. Мало слышать ‒ нужно уметь слушать, мало видеть ‒ нужно уметь смотреть» [30, c.76].
Это значит, что для формирования ярких, точных представлений чувственное восприятие должно быть организовано таким образом, чтобы дать возможность учащимся выявить и проанализировать все признаки объектов и явлений природы.
Таким образом, формирование представлений о природе у детей в условиях начальной школы направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, также рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, свойствах объектов живой и неживой природы, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; становление экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности; осознание необходимости бережного отношения к природе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. ‒ М.: Туманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
2. Алексеев Н. Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.– 2020. – С. 64–68.
3. Альтушуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. – Альпина Паблишер, 2015. – 404 с.
4. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. – М.: «Издательство университетское», 1990. – 516 с.
5. Астанина Е. Н. Внедрение и реализация проектной деятельности в систему дошкольного образования / Е. Н. Астанина // Повышение качества подготовки педагогических кадров. – 2019. – С. 205–210.
6. Богоявленская Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей. – М. – 2019. – С. 40–50.
7. Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо / И. Е. Верцман. – М.: Художественная литература, 1976. – 308 с.
8. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова - 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 144 с.
9. Волынкин В. И. Опыт применения методов проектного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста / В. И. Волынкин, Ж. И. Сорокина // Проблемы современного образования. – 2017. – № 1. – С. 114–118.
10. Габдулинова К. Г. Развитие представлений о неживой природе у третьеклассников посредством цифровой лаборатории RELEON KIDS / К.Г. Габдулинова, А. А. Лесникова // Общество. Наука. Инновации (НПК-2019): сборник статей XIX Всероссийской научно-практической конференции: в 4-х тома. – Вятский государственный университет. – 2019. – С. 167–174.
11. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. - М.: МГУ, 2017. – 82 с.
12. Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов, – Томск : "Пеленг", 2018. –114 с.
13. Иванова А. И. Исследовательская активность ребенка / А. И. Иванова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2017. – № 4. – С. 36–47.
14. Ивашова О. А. Развитие исследовательских навыков у младших школьников: методический аспект / О. А. Ивашова. – СПб. : Культ Информ-Пресс, 2019. – 385 с.
15. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 496 с.
16. Кузнецова О. Н. Формирование представлений о природе родного края младших школьников в условиях мегаполиса / О. Н. Кузнецова, Л. В. Петрова, О. С. Щеголева // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса : сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А. И. Савенкова, – М. : Издательство «Перо», 2017. – С. 218–222.
17. Лычева М. В. Программа формирования основ позитивного мышления учащихся начальной школы / М. В. Лычева // Школа Волшебников. –Барнаул: БГПУ, 2008. – 242 с.
18. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А. К. Маркова и др. – М. : Просвещение, 2007. – 323 с.
19. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М. И. Махмутов. – М. : Просвещение, 2018. – 291 с.
20. Миронов А. В. Технология изучения курса окружающий мир в начальной школе /А. В. Миронов. – М.: Феникс, 2013. – 508 с.
21. Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя / А. А. Плешаков. - 3-е изд. – М. : Просвещение, 2017.
22. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М. : Знание, 2009. – 246 с.
23. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под ред. А. С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2016.
24. Ногина В. А. Экспериментирование как один из видов детской деятельности / В. А. Ногина // Культура. Наука. Интеграция. – 2010. – № 3 (11). – С. 151–153.
25. Подласый И.П.: Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2008. – 483 с.
26. Поддьяков А. Н. Исследовательская активность ребенка / А. Н. Поддьяков // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 2. – С. 10–20.
27. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт / А. Н. Поддьяков. – М. : Эребус, 2006. – 264 с.
28. Поддьяков Н. Н. Экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка / Н. Н. Поддьяков // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 55-летию Института дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. Запорожца. – 2016. – С. 174-179.
29. Прядка А. Ю. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста / А. Ю. Прядка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 40. – С. 119–124.
30. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн - М. : Просвещение, 2000. – 206 с.
31. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо. – URL: https://www.mnogobook.ru/proza-main/klassicheskaya_proza/148349/fulltext.htm.
32. Топор А. В. Использование краеведческих и экологических материалов при подготовке урока в начальной школе / А. В. Топор // Начальная школа. – 2013. – № 3. – С. 107–110.
33. Усик Л. И. Развитие познавательной активности младших школьников / Л. И. Усик // Начальная школа. – 2016. – №6. – С. 6–9.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
35. Худякова Э. Ю. Детское экспериментирование в начальной школе / Э. Ю. Худякова // Актуальные проблемы современного образования. – 2008. – № 7. – С. 241–246.
36. Цвирко Н. И. Формирование у младших школьников представлений о природе родного края / Н. И. Цвирко, О. В. Шепелева // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее : сб. статей XXV Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. – Пенза : Наука и Просвещение, 2019. – С. 89–91.
37. Чепёлкина О. В. Формирование у младших школьников с умственной отсталостью представлений о неживой природе / О. В. Чепёлкина // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. – 2017, - № 5 (6), - С. 144–146.