Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольный возраст представляет собой период жизни ребенка, на время которого приходится преимущественно обучение в дошкольном учебном учреждении (детском саду). Младший дошкольный возраст приходится на возраст 2-4 года. В этот период происходит интенсивное развитие личности. В это время у ребенка сильно развито стремление к познанию. Его интересует все новое, необычное. Кроме того, у ребенка в это время развита любознательность, которая является природной чертой ребенка. Именно это качество подталкивает ребенка к познанию нового, активирует познавательный интерес. Получив определенную информацию об окружающей среде, ребенок начинает ее анализировать, интерпретировать. Делает он это в силу своих возможностей, в силу развитости мышления и интеллекта. При этом личность ребенка стремительно развивается, образуются новые психические новообразования [4, c.78-88].
Важно то, что в дошкольном возрасте происходит совершенствование основных психофизиологических функций. В результате стремительного развития психики, у ребенка возникает ряд личностных характеристик, новообразований. Для ребенка свойственно эмоциональное отношение к окружающей действительности. Для ребенка особую значимость имеют внешние впечатления, полученные из окружающего мира. Любая деятельность должна вызывать у ребенка эмоции. Тогда она будет эффективной, будет запоминаться и легко воспроизводиться при необходимости [6, c.87-93].
У ребенка дошкольного возраста достаточно хорошо развито эмоциональное сопереживание, эмоциональная отзывчивость. Ребенок знакомится с окружающим миром всеми доступными ему средствами, в том числе, через продуктивные виды деятельности, игру. Посредством этих видов деятельности происходит развитие восприятия, мышления, воображения и других психических процессов [19, c. 129-135]. Все вышеуказанное позволяет ребенку с минимальными усилиями развить нужные качества. Именно это и используется в процессе воспитательной работы. Используя естественные психические, психофизиологические, психомоторные реакции и способности, можно развить у ребенка способность мыслить, анализировать и интерпретировать информацию, способность к учебной деятельности [2; 16;17].
Именно в дошкольном возрасте складывается ряд условий, при помощи которых становится возможным дальнейшее воспитание, развитие личности. Учебно-воспитательный процесс можно организовать таким образом, чтобы максимально развить у ребенка физические качества, двигательные навыки, психические, моторные и сенсорные процессы. Кроме того, можно существенно обогатить сенсорный опыт ребенка, расширить его представления и взаимодействия с окружающим миром. Все это, в свою очередь, выступает в качестве дополнительного фактора, стимулирующего развитие мыслительных, познавательных процессов, воображения [9, c.89-91].
В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении преобладает личностно-ориентированная модель организации учебно-воспитательного процесса. В центр всей воспитательной системы ставится ребенок с его интересами, богатым и неповторимым внутренним миром, желаниями и потребностями [17, c.32-77].
В основе воспитательной системы лежат принципы уважения к личности ребенка. Эти принципы должны помочь ребенку в личностном развитии, стимулировать его к дальнейшему совершенствованию, саморазвитию.
Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.
Сегодня уже с дошкольного возраста необходимо обеспечить ребенку комплексное и всестороннее развитие. Важно дать детям не просто определенный набор знаний, а выработать у них интерес к занятиям, к познанию. Необходимо поддержать и развить естественную любознательность, познавательную активность. В дальнейшем все это будет способствовать формированию творческой личности, с активной жизненной позицией, с умением мыслить, принимать решения. Современное образование нуждается и в широком применении здоровьесберегающих технологий, ориентированных на сохранение физического и психического здоровья ребенка, обеспечение полноценного и гармоничного развития личности [8, c.11-23].
В связи с этим, работа с детьми дошкольного возраста должна охватывать все сферы развития ребенка. В соответствии в ФГОС ДО, выделяют 6 основных сфер развития ребенка дошкольного возраста [28]:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Музыкально-танцевальное развитие
6. Физическое развитие.
Основное внимание уделяется организации игровой деятельности детей, что объясняется тем, что именно игровая деятельность представляет собой ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игровая деятельность позволяет реализовать основные потребности детей, развить их навыки. В результате игровой деятельности дети учатся взаимодействовать с окружающими людьми, вливаются в мир взрослых. При помощи игры ребенок учится общаться, взаимодействовать не только со взрослыми, но и с другими детьми. Совместная деятельность объединяет детей, дает им общую цель, формирует совместные интересы. Дети самостоятельно распределяют обязанности, устанавливают цели, формируют конкретные задачи, которые им необходимо решить для того, чтобы достичь поставленной цели. В процессе игровой деятельности дети развиваются, взрослеют, у них происходит ряд преобразований, формируются психические новообразования, формируются социально-значимые навыки, формируются навыки социально приемлемого поведения.
Путем организации различных видов игровой деятельности, представляется возможным оказывать различное воздействие на личность ребенка. Игра обладает огромным воспитательным потенциалом, позволяет решить ряд прикладных проблем. В ходе организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, необходимо задействовать игровые технологии и различные игровые элементы. При помощи игр у детей формируется социальный опыт, развивается речь, формируются различные психические качества, такие, как память, воображение, познавательная активность, любознательность. Многие игры направлены на формирование положительных и доброжелательных отношений, на формирование умения договариваться, распределять роли и обязанности, на оказание взаимопомощи при решении различных задач. В процессе игры у детей формируется эмоциональный фон, формируются различные чувства. В процессе игровой деятельности формируется самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, чувство взрослости [30, c.209-215].
Без игры полноценное развитие ребенка невозможно. Игра представляет собой отдельный, самостоятельный вид деятельности. В процессе игры коммуникация неизбежна, и ее успешность во многом зависит от того, каким образом воспитатель организует эту деятельность, насколько умело он будет направлять ее в русло конструктивного диалога, сотрудничества, взаимодействия.
Различают игру как самостоятельный вид деятельности, инициированную непосредственно детьми. Такая форма игры протекает спонтанно, без участия воспитателя. В такой игре дети имеют возможность раскрыться, самовыразиться. Сюжет такой игры развивается спонтанно, с импровизацией. В такой игре развивается фантазия, интерес к сверстникам, общительность.
Отдельно выделяется игра, организованная воспитателями. В такой игре важная роль отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Особая значимость в организации такого взаимодействия отводится созданию сюжета и сценария совместной деятельности. Именно совместными усилиями воспитателя и детей должны достигаться основные образовательные цели и задачи. Совместная деятельность, активное взаимодействие с воспитателем и между собой – это те основополагающие факторы, которые способствуют стремительному развитию детей, проявлению творческого подхода к решению задач. Это способствует воспитанию ума, развитию гибкости и критичности мышления. В ДОУ важно создать такую обстановку, в рамках которой будет происходить тесное сотрудничество и взаимодействие между детьми и взрослыми. При этом отношения между ними должны быть равными [31].
Важная роль в воспитании детей уделяется организации игровой развивающей среды. Так, все пространство в образовательном учреждении должно быть строго зонировано. Необходимо создать максимальное разнообразие зон игровой деятельности, в рамках которой каждый воспитанник сможет реализовать свои индивидуальные интересы и потребности.
Важно организовывать в дошкольном учреждении уголки, в которых дети могли бы заняться самостоятельными делами. При этом уголки должны быть направлены на то, чтобы обеспечить детям активные виды деятельности, различные виды творческой деятельности. Уголки самостоятельной деятельности направлены на развитие игровой, двигательной и изобразительной деятельности. Уголки подразумевают возможность реализации театрализованной, конструктивной деятельности. Уголки обеспечивают детям возможность использовать различные материалы для организации собственной игровой деятельности, различных видов занятий [32, c. 329-335].
В качестве обязательных видов деятельности рассматривают различные активные виды деятельности, в первую очередь, конструктивную деятельность. Важная роль уделяется прогулкам, занятиям в природных уголках, на природно-экологических участках. Активно создаются игровые площадки, спортивные площадки, художественные и творческие студии, студии для осуществления различных видов познавательной деятельности. Все уголки должны быть оснащены большим количеством разнообразных игрушек, спортивным оборудованием, средствами обучения и воспитания. Используются различные пособия и наглядные средства, информационные, аудиовиуальные материалы, создаются коллекции. Отдельно должен быть создан уголок сюжетно-ролевых игр и уголок для развития сенсорики. Огромная значимость уделяется эстетическому развитию: дети посещают музеи, театры, совершают прогулки, экскурсии и путешествия. Обязательно должны проводиться соревнования, подвижные игры, игры с различными сюжетами.
Особая значимость должны уделяться театральной деятельности, которая выступает в качестве важного фактора, способствующего эстетическому и нравственному воспитанию, созданию атмосферу вдохновленной деятельности.
В группе должны быть созданы условия для творческого развития, вечеров художественной самодеятельности. Так дети учатся правильно планировать свою деятельность, определять свои возможности, распределять усилия, видеть свои способности [25, c.540-555].
В группах должны быть созданы уголки «уединения» и психологического отдыха; а также самое посещаемое детьми место - источник информации и неиссякаемого интереса – центр экспериментирования, развивающий наблюдательность и мыслительную деятельность ребенка; центр конструирования очень любят мальчики. В группах пространственное расположение игр подчинено развитию речи и основных психических процессов. В каждой возрастной группе особое внимание уделяется «уголку двигательной активности», где дети могут свободно поиграть с кеглями, мячами, обручами и скакалками, походить босиком по ребристым дорожкам. В образовательном учреждении должны быть игрушки, помогающие ребенку в различных видах деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. М.: Теор. и практ. физ. культ., 2017. - 780 c.
2. Атлас анатомии человека: Учебное пособие для медицинских учебных заведений/ Сост. В.Б. Марысаев. – М.: РИПОЛ классик, 2015. – 528 с.
3. Баранов В.Н. Основные направления научных исследований в сфере физической культуры и спорта [Текст] / В.Н. Баранов, Б.Н. Шустин // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (18). – С. 89-91.
4. Барчуков, И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. - 62 c.
6. Басалаев С. Н. От игровой природы театра к жизненной реальности. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 243 с.
7. Бозина И.Г. Некоторые аспекты процесса социализации старших школьников в образовательном учреждении // Вестник Томского государственного университета: Научный журнал. – 2017. - №300. – Т. 1. – С. 180-183
8. Бондаревский Е. Я. Методология построения должных норм физической подготовленности: методические рекомендации / Е. Я. Бондаревский, М. В. Стародубцев, Ю. Е. Качарян. - ВНИИФК. – М., 2015. – 33 с.
9. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016.— 98 с.
10. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2018. - 381 с.
11. Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие / Сиб. федер. ун-т. − Красноярск: ИПК СФУ, 2018. − 342 с.
12. Горина Е.А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический Гаудеамус. - №4. – Т.16. – 2017. – С.79-84.
13. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте. – М.: Академия, 2018. -265 с.
14. Зайцева В.В. Методология индивидуального подходы в оздоровительной физической культуре на основе современных оздоровительных технологий/Автореф. док. пед. Наук- М.: 2015. – 47 с.
15. Замятина М. Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 108-110.
16. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Под общей ред. А.В.Карасева. - М.: Лептос, 2014. - 368 с.
17. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. – М.: Советский спорт, 2019. - С. 32 – 77.
18. Иванков Ч.Т. Методические основы теории физической культуры и спорта. Курс лекций. - М.: ИНСАН, 2015. -367 с.
19. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. – М.:Советский спорт, 2017. - 236 с
20. Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. - М.: Юнити, 2016. - 208 c.
21. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2017. - 271с.
22. Матенева В. П. Празднично-игровое общение как высшая форма досуга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 46. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470077.htm.
23. Мороз Т.И., Басалаев С.Н. Игра как способ преображения реальности // Вестник КемГУКИ. – 2019. - №48. – С. 60-66.
24. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
25. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр “Академия”, 2017. – 640 с.
26. Никитушкин В.Г. Морфофункциональные показатели и физическая подготовленность детей разного возраста, пола и состояния здоровья / В.Г. Никитушкин, В.К. Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. - № 4. – С. 13-18.
27. Программы деятельности любителей ролевых игр: теоретико-практический анализ. Н.А. Гекман, Г. В. Оленина // Вестник МГУКИ. – 2015. - 3 (65). – С. 130 – 137.
28. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования . Изд. ПЕРСПЕКТИВА , 2014. –32с.
29. Фетисов Б.Ю. Взгляд изнутри / Сайт свободных игровых коммуникаций. Ролевые игры живого действия. – URL: http://www.alexander6.ru/28791/ (последнее обращение к ресурсу 01.05.2021).
30. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С.. - М.: Юнити, 2017. - 288 c.
31. Чернявская В. С., Ахмадуллина О. В. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников // Концепт. – 2016. – № 01 (январь). – ART 16003. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16003.htm. – ISSN 2304-120X.
32. Чернявская О.С. Социальное пространство. Об¬зор теоретических интерпретаций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачев¬ского. – 2018. – № 5. – С. 329-335.