Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирование познавательного интереса учащихся на уроках информатики с использованием ИКТ 5
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» учащихся в психолого-педагогической литературе и его формирование в процессе обучения информатике 5
1.2 Развитие познавательного интереса учащихся через использование информационно коммуникативных технологий 14
Глава 2. Методические аспекты использования ИКТ на уроках информатики 21
2.1.Анализ опыта педагогической деятельности учителей информатики в развитии познавательного интереса учащихся с применением ИКТ 21
2.2 Конспект урока информатики с использованием ИКТ 33
Заключение 42
Список использованных источников 43
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Радикальные социально-экономические преобразования в России в конце XX начале XXI веков привели к серьёзным изменениям в сфере образования, обращении к учащимся как субъектам образовательного процесса, внимании к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, созданию максимально благоприятных условий для наиболее полной самореализации их личности, индивидуальности. Ведущая роль в создании указанных условий принадлежит общеобразовательной школе. Именно в школьном периоде жизни расширяется общий культурный кругозор учащихся, формируются интересы и потребности, осуществляется их профессионализация, что в последующем находит свое отражение и в выборе профессии. Поэтому сегодня изучение и исследование вопросов, связанных с проблемой формирования познавательных интересов и управления ими, весьма актуально.
Анализ теории формирования познавательного интереса свидетельствует о том, что к ней обращались многие выдающиеся русские педагоги. Они считали важным формировать у детей интерес, приобщающий их к знаниям, обогащающий ум и приносящий этим удовольствие (Н.И. Новиков, Н.Х. Вессель); обращали внимание на проблемы, развивающие любопытство, главным образом связанные с наглядным обучением (В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, Н.А. Корф). Была предпринята попытка осмыслить проблему интереса с позиции натурфилософии через установление связей между изначальными интересами и тем, с чем сталкивается ребёнок, подросток в окружающей действительности (Н.Ф. Бунаков, К.К. Сент-Илер, А.И. Анастасиев, А.С. Макаренко). Установление связей рождает у ребенка вопросы, их разрешение обеспечивает формирование у него познавательных интересов, такой интерес может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявления его способностей и наклонностей (В.И. Селиванов, Р.А. Жданова, И.А. Свиридова, А.К. Дусавицкий, В.Б. Бондаревский, Г.И. Щукина, Ф.К. Савина и др.).
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогически выстроенному познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Как известно, сильный познавательный интерес формируется при комплексе эмоционального и рационального в обучении.
Противоречие между имеющимися теориями формирования познавательного интереса у школьника и отсутствием четких алгоритмов создания условий для реализации на практике привело к формулировке исследовательской проблемы: какие педагогические условия обеспечивают формирование познавательного интереса у подростков.
Цель исследования: проанализировать формирование познавательного интереса учащихся на уроках информатики с использованием ИКТ.
Достижению цели способствует решение следующих задач исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить психолого-педагогическую сущность позновательного интереса и путей его формирования;
- изучить опыт педагогов по использованию ИКТ на уроках информатики.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение продуктов деятельности педагогов и подростков при организации познания окружающей действительности, моделирование и проектирование.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирование познавательного интереса учащихся на уроках информатики с использованием ИКТ
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес» учащихся в психолого-педагогической литературе и его формирование в процессе обучения информатике
Одним из основных мотивов учебной деятельности является познавательный интерес, формирование которого является не только средством обеспечения успешного усвоения программного материала, но и целью обучения.
Рассмотрим подходы к определению понятия "познавательный интерес" в психолого-педагогической литературе.
Так Маркова А. К. трактовала интерес как "сложное личностное образование, представляющее собой многообразие процессов мотивационной сферы" [22]. Это означает, что интерес обучающихся к преподаванию зависит от многих факторов в их мотивации: в чем смысл обучения для них, каковы их мотивы и направленность, способны ли они ставить и реализовывать цели, какие эмоции они испытывают в преподавании и какова их роль.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. – Л.: Нева, 2014. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2015. – 608с
3. Ансимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. - Ярославль, 2016
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2018. – 400 с.
5. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2014. – С. 247-253.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 2014. – 513 с.
7. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса /Л.А. Гордон // Радяньска школа. – 2015. – №11. – С. 33-37
8. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. – №5 (88). – С.30-33.
9. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – М.: Просвещение, 2014. – 235 с.
10. Детская психодиагностика и профориентация / под ред.Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2018.
11. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. – 2014. – № 9. – С. 72 – 81
12. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. – М.: Знание, 2004. – 80 с.
13. Ермизина, Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Ю.А. Ермизина. – Молодой ученый. – 2016. – №9. – С. 1107- 1113.
14. Запорожченко, Л.И. Педагогическая модель развития познавательной активности / Л.И. Запорожченко // Социально- экономические явления и процессы. – 2011. – № 8. – С. 241-246.
15. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М. 2006.
16. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
17. Каверина Р. Изучение способностей школьников - основа профориентации // Народное образование. - 2014. - №1. - С.68-74;
18. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. – М.: Просвещение, 2008. – 237 с.
19. Кувалдина, Е.А. Исследование познавательных интересов кировских школьников / Е.А. Кувалдина // Вестник ВятГГУ. 2014. – №19. С.127-132.
20. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. – 2006. – №4. – С. 181-183
21. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. №112. С.160-164.
22. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2015. – С.355
23. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 2014. – №4. – С. 5-17.
24. Михайловская, Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. – 2003. – №9. – С. 45- 47
25. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. – М.: Наука, 2007. – 278 с
26. Пегушина, Л.П. Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций на уроках технологии / Л.П. Пегушина // Концепт. 2012. №3. С.32-36.
27. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: Изд-во МПСИ, 2003.
28. Рубинштейн, С.И. Основы общей психологии / С.И. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
29. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 2003. – 93 с
30. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с.