- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Методическое обеспечение выявления особенностей звукопроизношения у детей с дизартрией 5-6 лет
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Методическое обеспечение выявления особенностей звукопроизношения у детей с дизартрией 5-6 лет "?44 страницы
48 источников
Добавлена 28.06.2021 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого педагогической литературы по теме (проблеме) исследования 5
1.1. Развитие звукопроизносительных навыков в онтогенезе 5
1.2. Психолого педагогическая характеристика детей с нарушением звукопрозношения с дизартрией 11
1.3. Особенности формирования звукопроизношения у детей с дизартрией 16
1.4. Обзор методов и приемов обследования звукопроизношения у детей с дизатрией 25
1.5. Методика исследования звукопрозношения у детей с дизартрией 5-6 лет 30
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Фрагмент для ознакомления 2
Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Помимо коммуникативных функций речь является средством освоения психической и социальной жизни человека с самого его рождения. Речь является важнейшим фактором успешного существования человека в обществе. Крайне важно наличие у человека правильной речи и умения использовать свои речевые способности для жизни в обществе. Помешать этому могут различные нарушения и отклонения в речевом развитии. Ученые отмечают, что в последнее время процент детей с различными речевыми нарушениями вырос и продолжает расти, в частности, со стертой дизартрией. В логопедической практике стертая дизартрия является одним из самых часто встречаемых нарушений речи.
Статистические данные Т. Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной указывают на то, что недостатки произношения отмечаются у одной трети детей дошкольного возраста. Поэтому проблема изучения особенностей звукопроизношения у детей со стертой дизартрией является очень актуальной.
Глава 1. Анализ психолого педагогической литературы по теме (проблеме) исследования
1.1. Развитие звукопроизносительных навыков в онтогенезе
Онтогенез — «индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни. Параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития» [7, с. 18.]. Развитие речи происходит под влиянием социального окружения ребенка, а именно речи самих родителей и сверстников. Но не менее значимой является речевая практика.
А.Н. Леонтьев выделяет следующие биологические и социальные условия необходимые для своевременного развития речи:
1. Биологические: - ребенок должен быть психически и соматически здоровым; - ребенок должен быть интеллектуально сохранен; - ребенок должен иметь нормальный слух и зрение; - ребенок должен обладать достаточной психической активностью.
2. Социальные: - ребенок должен обладать потребностью в речевом общении; - ребенок должен иметь полноценное речевое окружение. Развитие речи имеет свою норму и закономерность. Знания этой закономерности дает возможность выявить патологию речи. Педагоги и ученные, занимающиеся исследованиями в этой области, выделяют возрастные рамки детей для нормального развития речи, формируя их в различные этапы. Г.Л. Розенгард-Пупко в речевом развитии выделяет два этапа:
1. Подготовительный (от 0 до 2 лет).
2. Самостоятельное оформление речи (после 2-х лет). А.Н. Леонтьев в своей концепции речевого онтогенеза за основу берет методологические подходы следующих ученных: Р.О. Якобсона, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева [4]. А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1. Подготовительный (до 1-го года).
2. Преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3 лет).
3. Дошкольный (до 7-ми лет).
4. Школьный.
Речь формируется у ребенка постепенно, по мере его роста и развития, и проходит ряд качественно различных стадий развития. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: крик, хныканье и другие, которые выражают чувство голода, боли или любого дискомфорта. Они являются предшественниками речи, и по их интонационной выразительности мать может понять, что ребенок голоден, у него что-то болит и т. д. Хотя эти звуки еще не имеют ничего общего с речью, они очень важны, поскольку способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех частей речевого аппарата: дыхательной, голосовой и артикуляционной [22].
Л. В. Нейман выделил несколько этапов в развитии произносительной стороны речи у ребенка. Первые звуки ребенка - это крики, которые являются безусловной рефлекторной реакцией на действие сильных раздражителей, обычно негативного характера. Эти крики ребенок начинает издавать сразу после рождения, и они служат основой для последующего развития звукопроизносительной речи. Уже в первых криках малыша можно различить сходство некоторых гласных и согласных, таких как [аа], [уа], [нее] и т. д.[29]
Ребенок рождается с органами артикуляции, готовыми функционировать. Однако требуется длительный подготовительный период, прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки речи.
А. Н. Гвоздев описал крики новорожденных как выдохи с более или менее открытым ртом, приводящие к гласному звуку различной степени открытости. Характерно, что крик нельзя разделить на отдельные составляющие его элементы, различить в нем определенные звуки. Уже в первые месяцы после рождения выявляется взаимосвязь между развитием двигательной и вокальной активности [4].
У детей период ходьбы (2 – 6 месяцев) совпадает с активацией их общей моторики. У ребенка есть ощупывающие движения, он способен отводить большой палец, направлять руки на предмет, осуществлять его произвольный захват под контролем зрения. В это время у ребенка возникает "комплекс возрождения". Моторные и голосовые реакции, которые являются его частью, становятся активной формой общения между ребенком и взрослым. [4]
В этот период ребенок начинает осваивать набор гласных, который начинается с развития широкой гласной [a], а через некоторое время ребенок усваивает систему из трех гласных [a, i, y].
Период лепета (5-9 месяцев) характеризуется дальнейшим улучшением двигательных навыков ребенка: формируются функции сидения, ползания, захвата предметов и манипулирования ими.
Как отмечает Л. В. Нейман, ранняя стадия лепета-это, в отличие от крика, реакция на стимулы положительного характера. Чаще всего ребенок лепечет после еды. В лепете можно различить довольно разнообразные звуковые комплексы: [агу], [убу], [эхе] и т. д. Эта ранняя стадия лепета не зависит от окружающей речевой среды. Дети разных народов в первые месяцы лепечут одинаково; дети, глухие от рождения, также лепечут [29].
1.2. Психолого педагогическая характеристика детей с нарушением звукопрозношения с дизартрией
В логопедии под нарушением речи понимают – «расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности» [19, с. 22]. Отклонения в развитии речи могут затруднять успешное овладение познавательного процесса, ограничивают формирования представлений ребенка, понятийных значений, вызывают трудности общения с окружающими. Из-за своих дефектов ребенок чувствует себя неуверенно, появляется замкнутость, негативизм, что в свою очередь может только усугубить развитие речи ребенка и отразиться на его психики. Все эти нарушения влекут определенные изменения личности и, со временем, могут повлиять на его дальнейшее обучение и развитие. Дефекты речи разнообразны, они могут проявляться в виде нарушенного произношения звуков, плохо развитого грамматического строя речи, замедленного или убыстренного темпа и плавности, также в виде бедного словарного запаса. Е. Ф. Архипова отмечает, что в группах с общим недоразвитием речи половина детей имеет стертую дизартрию, а в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием — отмечается до одной трети детей со стертой дизартрией [11]. Изучением дизартрии занимались следующие ученые: В.И. Селиверстов, О.В. Правдина, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова. Под дизартрией они понимали – «нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата» [18, с.133]. Дизартрию, от других речевых нарушений, отличает то, что при дизартрии страдает не только произношение отдельных звуков, но и 13 произносительная сторона речи в целом. Отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь смазана и нечетка, голо тихий и слабый или, наоборот, резкий. Речь перестает быть плавной, ритм дыхания нарушается. Часто выявляются неявные признаки и нарушения характерные при дизартрии, данные нарушения принято называть минимальными дизартрическими расстройствами, по-другому, стёртая дизартрия. Е.Ф. Архипова определила стертую дизартрию, как одну из самых распространённых форм дизартрии. Также она отметила, что данная форма сложнее всего поддается коррекции. Термин «стертая» дизартрия впервые предложила О.А. Токарева и охарактеризовала его как легкие проявления «псевдобульбарной дизартрии», отличающийся только тяжестью преодоления. Она также выделила, что при стертой дизартрии дети плохо автоматизируют и дифференцируют звуки в речи, но изолировано способны произнести звуки правильно [3]. По О.В. Правдиной стертая дизартрия – это нарушение произносительной и просодической (темп, ритм, интонационная выразительность) стороны речи вследствие нарушения иннервации речевых органов, которое возникает при поражении ЦНС и ее переферических отделов [19]. Возраст для диагностирования стертой дизартрии – после пяти лет. Рассматривая причины появления стертой дизартрии Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Е. М. Мастюкова выявляют: - отклонения в развитии ребенка внутриутробно (токсикозы и гипертония матери), - стремительные и затяжные роды, - асфиксия раннего новорожденного, - диагноз ПЭП в первый год жизни ребенка. Стертая дизартрия относится к одной из общепринятых форм дизартрии. В литературе существует несколько классификаций дизартрии [18]:
1. Этиопатогенетическая (автор которой М.С. Маргулис).
2. Неврологическая (авторы И.И. Панченко и А.А. Щербакова).
3. Нейролингвистическая (автор Е.Н. Винарская).
1.3. Особенности формирования звукопроизношения у детей с дизартрией
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата. [12]
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Распространенность нарушений произношения различных групп звуков у детей характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речево-слухового и речемоторного анализаторов и акустической близостью звуков. [1]
Механизм воспроизведения звука рассматривается с перцептивной и артикуляционной позиций.
Перцептивной основой является восприятие фонетических единиц, их сравнение со стандартами и дифференциация.
Артикуляционная основа – это готовность артикуляционного аппарата выполнять тонкие дифференцированные движения, необходимые для произнесения звуков- единиц языковой системы.
Детям со стертой дизартрией характерно нарушение всей произносительной стороны речи, а именно фонетические и фонематические нарушения, недоразвитие лексико-грамматики и просодики, расстройство артикуляционной моторики [3]. При обращении к специалистам, родители детей со стертой дизартрией, большое внимание уделяют невнятной речи у их ребенка и его плохой дикции. В.А. Киселева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина изучая этиологию и патогенез нарушения речи у детей со стертой дизартрией дошкольного возраста установили связь между нарушением произносительной стороны речи и формированием фонематических и грамматических функций речи. Р.Е. Левина указывает, что патология речевых органов влечет за собой нарушения слухового восприятия. Таким образом, при смазанной невнятной речи, у ребенка не формируется точное слуховое восприятие. Это влечет за собой появление нарушенного фонематического восприятия и звукопроизношения. В дальнейшем появляются вторичные дефекты в виде выраженных аграмматизмов [2]. Е. Ф. Архипова в своем обследовании детей со стертой дизартрией в возрасте пяти-шести лет отмечает следующие симптомы [1]: Патология артикуляционного аппарата проявляется в виде гипомимичного лица, вялости лицевых мышц; невозможности удержать артикуляционную позу, например, позу закрытого рта; уголки вялых губ опущены; язык тонкий и малоактивный. Проявляются гиперкинезы в виде дрожания языка и голосовых связок. Отсутствует возможность выполнения произвольных движений органами артикуляции. Отмечается гиперсаливация во время речи. При обследовании звукопроизношения отмечаются правильно произносимые звуки в изолированном произношении, но в потоке речи встречаются смешения, искажения, замены или отсутствия тех же звуков. 19 Искажаются и смешиваются как артикуляционно близкие по месту и способу образования звуки, так и акустически противопоставленные. У детей часто отмечаются боковое и межзубное произношение. Они сталкиваются с трудностями произнесения слов сложной слоговой структуры. Опуская некоторые звуки в стечении согласных, дети упрощают звуконаполняемость слов. Нарушение произносительной стороны речи влечет вторичные нарушения фонематического слуха. У детей отсутствует навык самоконтроля в звукопроизношении, не развивается анализ и синтез. Это приводит к трудностям постановки и дифференциации звуков.
Большинство авторов, изучающих проблему воспроизведения звука при дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушение воспроизведения звука.
В исследовании Карелиной "Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими нарушениями" отмечается, что общей характерной чертой для этой категории детей является полиморфное нарушение звукового произношения.
В исследованиях Л. В. Лопатиной [16], посвященных изучению звуковоспроизведения детей с дизартрией, приводятся статистические данные. Полиморфные нарушения представлены следующим образом:
- нарушение двух фонетических групп звуков — 16,7%;
- нарушение трех фонетических групп звуков-43,3%;
- нарушение четырех и более фонетических групп звуков — 40%.
Наиболее сохранившимися являются заднеязычный и звук [j]. Наиболее распространенными у дошкольников с дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков.
За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Реже встречаются нарушения произношения сонорных [р] и [л]. По мнению Л. В. Лопатиной, характер нарушений воспроизведения звука у детей с дизартрией определяется соотношением акустических и артикуляционных характеристик различных групп звуков [16].
Группы звуков, которые акустически близки, менее легко усваиваются, чем группы звуков, которые акустически более далеки, хотя и более сложны в артикуляции. Это подтверждается наличием у детей с дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи и фонематического слуха, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает негативное влияние на усвоение правильного произношения. [16]
Нарушения в произношении звуков проявляются следующим образом:
- нарушения звукового произношения, характеризующиеся однотипным искажением разных групп звуков (23,3%) (межзубное и латеральное произношение разных групп звуков);
- нарушения воспроизведения звука, характеризующиеся различными типами искажений звука (33,3%) (межзубной сигматизм и латеральный ротацизм);
- искажение и отсутствие различных групп звуков (33,7%) (межзубной сигматизм и отсутствие звуков [p], [l];
- искажение и замена различных групп звуков (6,7%) (межзубной сигматизм и замена звука [h] звуком [t']).
1.4. Обзор методов и приемов обследования звукопроизношения у детей с дизатрией
Логопедическое обследование детей с дизартрией основано на общем системном подходе, в основе которого лежит представление о речи как сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.
Обследование детей с дизартрией основано на следующих принципах:
1. Принцип системного подхода предполагает построение обследования с учетом неврологической симптоматики и структуры дефекта речи, выявление ведущего расстройства, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре дефекта, определение сохранных механизмов речи.
2. Принцип сложности требует координации действий логопеда, невролога, психоневролога и врача физиотерапии.
3. Принцип корреляции нарушений речевой моторики с общими двигательными нарушениями. Невролог помогает логопеду определить ведущий двигательный синдром и степень его проявления в артикуляционных мышцах и двигательных навыках. Отмечаются даже незначительные двигательные нарушения. Необходимо обратить внимание на общие двигательные возможности и особенности функционирования рук.
4. Опрос проводится в рамках ведущей деятельности (для дошкольников - игровой, для школьников-познавательной)
5. Важность оценки общей психической реакции ребенка, его интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
6. Принцип динамического наблюдения и изучения ребенка
!!!! Важно, чтобы во время логопедического обследования ребенок был абсолютно спокоен, не плакал, не боялся, потому что это может повлиять на изменение (повышение) мышечного тонуса, и представление о двигательных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным.
Оцениваются особенности развития познавательной деятельности (мышление, внимание, память), сенсорных функций (зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие), проявления эмоционально-волевой сферы. Все эти данные записываются в речевую карту.
При изучении поведения и эмоциональной сферы ребенка необходимо отметить особенности коммуникативной сферы: насколько и насколько легко он вступает в контакт, избирательность контактов, негативизм, смотрит ли он в глаза.
Изучение слухового восприятия осуществляется в процессе распознавания и различения, а также распознавания направления звучания контрастного звука нескольких звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов. Если ребенок лишен дара речи, для выполнения этой задачи используются изображения звучащих объектов. Выстукивание ритмического рисунка.
Изучение зрительного восприятия осуществляется в процессе распознавания и различения цветов ребенка. Например, четырехлетнему ребенку логопед предлагает подобрать шарфы одного цвета к шапочкам. Следующее задание позволяет выяснить, знает ли ребенок геометрические фигуры.
1. а) Восприятие пространственных представлений:
Показывает элементы, которые находятся вверху, внизу, спереди и сзади.
б) Ориентация в схеме собственного тела:
Покажите правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу.
в) Разделение изображений
г) Конструкция: соберите несколько фигур из палочек, сосредоточившись на образце.
Особенностью логопедического обследования и анализа структуры дефекта речи у детей с дизартрией является принцип корреляции нарушений артикуляционной моторики с общими двигательными нарушениями. При дизартрии артикуляционная моторика, особенности дыхания и формирования голоса оцениваются в соответствии с общими двигательными возможностями ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные нарушения).
Исследуя состояние общей моторики, мы оцениваем объем движений (полный или неполный), темп (нормальный, быстрый, медленный), активность (нормальная, торможение, расторможенность), проявление двигательной неловкости, наличие синкинезий.
Изучение состояния ручной моторики ребенка проводится в ходе выполнения заданий по определению кинестетической основы движений, например, поочередно сгибать большой палец каждым пальцем на правой руке, затем на левой; кинетической основы движений, например, сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, затем на левой; изменять положение рук, сжимая одну в кулак, выпрямляя пальцы другой. Проверка ваших навыков работы с карандашом.
После этого отмечается объем выполняемых движений (полный – неполный), темп выполнения (быстрый, медленный, нормальный) и возможность переключения.
1.5. Методика исследования звукопрозношения у детей с дизартрией 5-6 лет
Обследование звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией можно проводить по методике Е.Ф. Архиповой, направленной на изучение состояния звукопроизносительной стороны речи [1].
Е.Ф. Архипова для изучения состояния звукопроизношения детей с дизартрией предлагает последовательно выстроенную схему, состоящую из 5 направлений. Все звуки речи обследуются строго по этой схеме:
1. Оценка состояния звукопроизношения в изолированном произношении;
2. Изучение состояния звукопроизношения в слогах разной структуры;
3. Изучение состояния звукопроизношения в словах, с разными позициями, занимаемыми обследуемым звуком;
4. Изучение состояния звукопроизношения в словах разной слоговой структуры;
5. Изучение состояния звукопроизношения в предложении (отраженно, по картинке, по вопросам).
Обследование звуков таких фонетических групп, как свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры проводится по 11 параметрам: 1. Изолированно; 2. В слоге открытом; 3. В слоге закрытом; 4. В слоге со стечением согласных: обследуемый звук – согласный, произносимый правильно – гласный; 5. В слоге со стечением согласных: согласный, произносимый правильно – обследуемый звук – гласный; 6. В слоге со стечением согласных: гласный – согласный, произносимый правильно – обследуемый звук; 7. Обследуемый звук – гласный – согласный; 8. Гласный – обследуемый звук – гласный; 9. В словах в разной позиции; 10. В словах разной слоговой структуры; 11. В предложении.
Каждый параметр оценивается по следующим критериям: 4 балла – все звуки обследуемой фонетической группы произносятся верно; 3 балла – нарушается произношение одного звука обследуемой фонетической группы; 2 балла – нарушается произношение 2-3 звуков обследуемой фонетической группы; 1 балл – искажаются, заменяются более 3 звуков обследуемой фонетической группы; 0 баллов – искажаются, заменяются все звуки обследуемой фонетической группы.
Обследование звукопроизношения проводится с использованием таких методических приемов, как отраженное и самостоятельное воспроизведение лексического материала.
Детям предлагаются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, чистоговорки, включающие исследуемые звуки. Обследование просодической стороны речи по методике Е.Ф. Архиповой включает изучение следующих компонентов: 1. Исследование восприятия ритма 2. Исследования воспроизведения ритма 3. Исследование восприятия интонации 4. Исследование воспроизведения интонации 5. Исследование восприятия логического ударения 6. Исследование воспроизведения логического ударения 7. Исследование модуляций голоса по высоте 8. Исследование модуляций голоса по силе 9. Выявление назального (носового) тембра голоса 10. Исследование восприятия тембра 11. Исследование воспроизведения тембра голоса 12. Исследование речевого дыхания 13. Исследование темпо-ритмической организации речи 14. Исследование состояния слухового самоконтроля.
Каждый из обследуемых компонентов также оценивается по шкале от 4 до 0 баллов. Для исследования восприятия ритма детям предлагаются упражнения, которые позволяют оценить способность ребенка определять количество изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов. Дети должны прослушать удары и показать соответствующую карточку. Для обследования воспроизведения ритма ребенку предлагается повторить за логопедом изолированные удары, серии простых ударов, акцентированные удары.
Обследование восприятия и воспроизведения ритма является необходимым, так как ритм способствует развитию интонации, усвоению логического ударения и правильного членения фразы. Обследование восприятия интонации направлено на оценку возможностей детей различать разные интонационные структуры. Для этого детям предлагается прослушать предложения с различной интонацией и подобрать к ним соответствующую карточку. Исследование воспроизведения интонации позволяет выявить умения ребенка дифференцировать различные виды интонации в разговорной речи, для этого ребенку предлагается произнести предложения с различной интонацией. Обследование восприятия логического ударения проводится для выяснения способности детей понимать главное по смыслу слово во фразе, оценки умения самостоятельного выделения любой части высказывания. Умение воспроизводить логическое ударение изучается для определения способности ребенка к самостоятельному выделению главных слов во фразе. Детям предлагаются упражнения на воспроизведение логического ударения. Критерии оценки выполнения заданий, направленных на исследование восприятия и воспроизведения ритма, интонации, логического ударения: 4 балла – правильное и самостоятельное выполнение задания; 3 балла – правильное выполнение задания, но в замедленном темпе; 2 балла – выполнение задания с ошибками, но по ходу работы ошибки исправляются самостоятельно; 1 балл – выполнение задания с активной помощью взрослого;0 баллов – невыполнение задания, повторные инструкции неэффективны.
Заключение
Одним из важнейших условий развития ребенка является речь. Богатый словарный запас и четкость речи помогает ребенку завести друзей, найти общий язык со взрослыми, познать окружающий его мир. При развитии речи ребенок развивает себя как личность. Звукопроизношение вносит большой вклад в развитие вышеперечисленных компонентов. В психологии понятие «устная речь» С.Л. Рубинштейн соотносил с понятием «произношение» и рассматривал устную речь, как разговорную, с учетом контакта человека с собеседником. Такая речь является ситуативной. В логопедии, В.И. Селиверстов утверждает, что «в понятие произносительная сторона речи, или произношение, включено фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии» [7, с. 54]. В.П. Дудьев определяет звукопроизношение, как «процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (голосообразовательного, дыхательного, артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы» [10, с. 129].
Фрагмент для ознакомления 3
Список используемой литературы
1. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стёртой формой дизартрии.- М., 2006.
2. Артёмова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. - М., 2005.
3. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика [Текст] / Е. Н. Винарская, Г. М. Богомазов. – Москва : АСТ : Астрель, 2005. –208 с.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
6. Каше Г.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1986.
7. Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. // Дефектология. 1985. № 1. с.74 - 80.
8. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? М., 2000.
9. Коррекционная педагогика. Под ред. Б.П. Пузанова. М.: "Академия", 1998.
10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., 2000.
11. Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников. // Дефектология. 1989. № 4. с.55 - 61.
12. Логопедия: Учебное пособие. / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.
13. Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: "ВЛАДОС", 1999.
14. Логопедия. В 2-х томах. Т.1. М.: "Просвещение", "ВЛАДОС", 1995.
15. Логопедия. В 2-х томах. Т.2. М.: "Просвещение", "ВЛАДОС", 1995.
16. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.
17. Лопухина И. Логопедия. С. - Пб., 1997.
18. Лопухина, И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи [Текст] : Пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – М. : Аквариум, 1995. – 384 с.73
19. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с.
20. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с
21. Максаков, А. О. Развитие вне- и речевого дыхания [Текст] / А. О. Максаков // Дошкольное воспитание. – 1992. – №1. – С. 22-27
22. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001. – 220 с.
23. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией [Текст] : Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. I / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС 2011. – С. 214–218.
24. Мастюкова Е.М. Формирование у детей правильного произношения. // Дефектология. 1990. № 5. с.84 - 85.
25. Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии [Текст] : Логопедия. Методическое наследие : Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
26. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – М. : Классик Стиль, 2003. – 320 с.
27. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.
28. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – М. : Просвещение, 1991. – 254 с.
29. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст] : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 233 с.
30. Нестерова Т. В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей [Текст] / Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.
31. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб : Детство–пресс, 2007. – 342 с.
32. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО–ПРЕСС 2007. – 704 с.
33. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. [Текст] : Учебное пособие / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2002 – 510 с.
34. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех [Текст] / Л. Г. Парамонова. – Спб : Питер, 2009. – 370 с.
35. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2002 – 448 с.
36. Правдина, О. В. Логопедия. [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. инстов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О. В. Правдина. – М. : «Просвещение», 1973. – 272 с.
37. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О. Г. Приходько. – Спб. : Каро, 2008. – 82 с.
38. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2012. – 223 с.
39. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. – Екатеринбург : Издатель Калинина Г. П., 2008. – 140 с.
40. Репина, З. А. Подготовительный этап логопедической работы по формированию фонетической системы языка у школьников с дизартрией [Текст] / З. А. Репина, И. А. Филатова // Специальное образование. – 2012. – №3. – С. 142-147.75
41. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] / И. А. Смирнова. – СПб. : ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2010. – 320 с.
42. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. – М. : Педагогика, 1974. – № 4. – С. 20-26.
43. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : Учебное пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.
44. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. М.: Просвещение, 1968.
45. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : Метод. рекомендации. Учебно - метод. пособие / Н. М. Трубникова. –Екатеринбург, 2005. – 51 с.
46. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – Издательство : Педагогика, 1989. – 208 с.
47. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2013. – 364Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие. М., 1989.
48. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва - Воронеж, 1998.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней