- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Психологические особенности личностного выбора
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Психология личности
51 страница
7 источников
Добавлена 28.06.2021 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы и аспекты психологии личностного выбора 5
1.1 Принятие ответственности и виды выбора 7
1.2 Уровни и этапы принятия решений в психологии личностного выбора 13
1.3 Проблемы личностного выбора 15
Глава 2. Исследования характеристик, влияющих на выбор 19
2.1 Выбор как механизм развития личности 19
2.2 Постановка проблемы личностного выбора в процессе формирования личности 25
2.3 Психологические характеристики личностного выбора (на примере подростково – юношеского периода) 30
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Фрагмент для ознакомления 2
Каждый сознательный человек, в своей жизни начиная со школы, определяет свой жизненный путь. Одно из важнейших решений этого периода - найти свое место в жизни, принять решение, как в сложных жизненных ситуациях, так и в повседневной жизни. Опыт современности и социальная ситуация развития современного человека определяют проблемы принятия ответственности за собственную жизнь, проблемы принятия решений относительно его самооценки, относительно настоящего будущего человека в виде возможностей, открывающихся перед ним в каждый момент. В связи с этим становятся актуальными проблемы личного выбора, и понятие выбора становится существенным в определении сущности человека.
Глава 1. Теоретические основы и аспекты психологии личностного выбора
Выбор личности в психологии считается одним из ключевых факторов развития личности. В ходе анализа теоретических аспектов устанавливается, что личностный выбор систем, ценностных ориентаций, смыслов и личностных установок, то есть ситуация личностного выбора характеризуется предъявлением требований к принятию решений и необходимостью преобразования организации личности. Личный выбор - это способ систематизации и структурирования субъективной реальности, определяющий ее роль в динамике функционирования личности.
В ходе изучения теоретических основ выяснилось, что проблематика личностного выбора развита в относительно узком аспекте психологических исследований. Наиболее приемлемыми теориями проблематики личного выбора являются работы Е. Дези и Р. Райана, теория целенаправленного поведения - Н.Ф. Наумова и концепция личностного потенциала - Д. А. Леонтьева. По мнению вышеприведенных психологов, одной из актуальных проблем изучения психологии личностного выбора является изучение условий, способствующих и препятствующих формированию личностного потенциала, как интегральной характеристики уровня личностной зрелости.
Следует отметить, что теоретические основы тесно связаны с высшими культурными ценностями, составляющими индивидуальное сознание индивида. Главный результат экспертов заключается в том, что интеграция мета-ценностей-это формирование личного убеждения, которое выражается фразой типа: «для меня это ценно не потому, что мир настолько организован, что это хорошо или общество его одобряет, а потому, что я знаю, что я сам так организован». из вышесказанного следует, что процесс интеграции-это психологическое событие в жизни человека, которое сопровождается яркими и эмоциональными переживаниями.
Психология личного выбора играет важную роль в принятии решений. Поскольку проблема принятия решений является одной из классических философских проблем, она стала предметом изучения психологической науки сравнительно недавно. Вышеприведенные психологи, работая над этой темой, говорили, что психология личностного выбора - это «интегральный психический процесс» и концепция многоуровневой функциональной регуляции, в основе которой лежит понятие динамических систем регуляции. Эти вышеописанные понятия имеют экспериментальную основу. Проблемы принятия решений показывают не только отсутствие единого обоснованного подхода, но и разнообразие диагностических критериев. В российской психологии сложилась совершенно иная теория исследования критерия психологии принятия решений, которая связана, прежде всего, с пониманием «факторов риска». Главным достижением в этом направлении считается развитие Т. Корнилова, которая имеет искаженную в сознательной реальности форму принятия сложных решений и условий, в которых они принимаются.
1.1 Принятие ответственности и виды выбора
Даже С. Кьеркегор подчеркивал неприводимость проблемы выбора для достижения соответствующего результата: в процессе выбора человек занимает позицию выбора, позицию субъекта. Однако очевидно, что снятие неопределенности и самоопределения по отношению к возможным альтернативам может осуществляться непосредственно, непреднамеренно и часто бессознательно. Обычно это происходит, если одна из альтернатив явно предпочтительнее других, а выбор напрашивается сам собой, без колебаний и без сложных процессов обработки информации. Для разграничения видов выбора, отличающихся возможностями рационального анализа, была предложена классификация на уровне типов выбора, состоящая из трех разновидностей.
Простой выбор отличается тем, что в той или иной ситуации априори даны доступные альтернативы и критерии сравнения; задача состоит в рациональном вычислении наиболее оптимальной альтернативы, что объективно возможно. Та интеллектуальная задача, которая имеет правильный ответ и находит его, зависит от интеллектуальных способностей субъекта.
Семантический выбор мы встречаем в ситуациях, когда даны альтернативы, но критерии сравнения не однозначны, например, в потребительском выборе, избирательном выборе. Хотя во многих ситуациях такого рода утверждается рациональный характер выбора, его реальные основы очень часто иррациональны. Помимо мыслительных процессов в выборе участвует личность, ее структуры. Субъект в данной ситуации выбирает не то, что объективно лучше (у этой задачи нет решения), а то, что ему конкретно нужно, что для него в данный момент лучше всего. Выбор делается через решение «проблемы смысла», через соотношение каждой из доступных альтернатив с желаниями, намерениями, планами субъекта.
Экзистенциальный выбор еще сложнее, когда не только не определены критерии сравнения, но и не существует фиксированного набора альтернатив. Например, в ситуации выбора профессии, выбора места работы после окончания школы или университета, если это достаточно большой город, набор вариантов выходит за рамки возможностей их рационального анализа. В этой ситуации мы уходим не от самих альтернатив, как в первых двух случаях, а от своего «я». Мы строим наши временные перспективы, планируем будущее и выбираем варианты, которые лучше всего соответствуют нашему видению себя в будущем, меняясь в зависимости от того, что мы выбираем и как мы его выбираем. Именно в ситуации экзистенциального выбора обнаруживается то, что окончательно и бесповоротно выводит проблематику выбора за пределы когнитивного подхода: осуществление выбора требует внутренней поддержки этого упражнения.
Во всех трех случаях мы имеем дело с довольно сложной деятельностью внутреннего выбора, которая имеет свою оперативную структуру, систему целей, обеспечивается процессами саморегуляции, может сворачиваться и разворачиваться и овладение которой повышает готовность сделать выбор.
1.2 Уровни и этапы принятия решений в психологии личностного выбора
Принятие решений в психологии личного выбора решает проблемы освобождения человеческого организма от большого количества степеней свободы и оставляет одну, которую они пытаются реализовать. Тело будет принимать решения только тогда, когда степени свободы приблизятся друг к другу, что позволит слаженно работать, то есть это центральный процесс на всех уровнях обработки информации человеком. Это решение является сложной и сложной проблемой, которая включает в себя следующие аспекты: физиологический, психологический, кибернетический и другие. Психологические аспекты-это проблемы, связанные прежде всего с анализом роли и места процессов принятия решений в целевой системе человеческой деятельности. Особенность процессов приема рения в том, что в этой процедуре полностью реализуются рефлексивные и регуляторные функции психики. Поэтому одной из центральных областей психологических исследований является изучение тех процессов, которые связаны с тремя основными формами психического мышления и соответствуют трем уровням: чувственным и перцептивным процессам, представлениям, речевым процессам.
В процессе принятия решения выделяют два основных этапа: подготовку решения и процедуру принятия решения. Информационные решения должны отвечать на вопрос, какова истина в диагностике ситуации. Операционные решения должны ответить на вопрос» как действовать?», и есть способы управления. Организационные решения должны отвечать на вопрос о том, какой должна быть система, организация, и заключаться в определении структуры и распределения функций.
1.3 Проблемы личностного выбора
Проблемы психологических механизмов выбора актуальны сегодня в области практической психологии, например в психологии личного выбора. Сделать выбор-что может быть проще! Нужно только выбрать, какой вариант решить, но в жизни очень сложно сделать самый простой выбор, из-за того, что чем больше вариантов у человека, тем труднее что-то выбрать. Когда выбор стоит перед одним человеком, последний может отказаться от выбора чего-либо или предоставить эту прерогативу другому человеку, и это случаи, когда общее решение должно быть принято в тривиальной ситуации.
Один из ведущих американских психологов – Сальвадор Мадди отмечал, что почти всегда, когда человек сталкивается с необходимостью выбора, он должен помнить, что у него всегда есть только два варианта выбора своего прошлого или будущего. Выбор в пользу прошлого рассматривается как выбор, который человек делает в том направлении, где он знаком и привычен. Этот выбор руководствуется принципами стабильности, нахождения в зоне комфорта, уверенности в будущем, то есть безопасности в ситуациях, когда нет необходимости прилагать усилия и что-то менять. Следует отметить, что здесь нет страха перед неизвестностью. Делая свой выбор в пользу будущего, человек автоматически обрекает себя на беспокойство, ибо перед ним во всей красе предстает неизвестность и непредсказуемость, так как будущее для человека - темная лошадка. Отсюда тревога и страх, но здесь важно понять, что психология личного выбора возможна только в будущем. В этом направлении всякий раз, когда нам нужно что-то выбрать, сделать свой выбор в пользу нашего душевного спокойствия или в пользу душевного беспокойства, мы определяем пути, которые могут вести либо назад, либо вперед.
Как сделать правильный психологический выбор личности? Это основа выбора, то есть для определения показателя правильности выбора, его результата, который может быть в будущем и который еще не наступил. Понимая это, люди часто предпринимают многочисленные попытки повлиять на результаты выбора, выжидая наиболее подходящий для него момент, который является промедлением и вообще не делая выбора. Принять решение завтра – нельзя и все оговорки типа «позже», «чуть позже», «завтра» и т. это всего лишь представление о том, чего мы, возможно, не сделаем. Поэтому все решения и выбор должны происходить в нужное время, и это -отправная точка процесса осуществления выбора человеком. Однако для человека также существуют значительные трудности в выборе той цены, которую он может заплатить. Если человек не готов к этому и не хочет платить, это готовность стать жертвой каких-либо обстоятельств. По этой причине, когда вы принимаете решение, вам нужно подумать о его последствиях, вы должны задать себе правильный вопрос « «стоит ли это?».
Глава 2. Исследования характеристик, влияющих на выбор
2.1 Выбор как механизм развития личности
Психологи и педагоги занимаются поиском механизмов развития личности, поскольку эта проблема попадает в поле зрения исследования, объектом которого является человек. Основываясь на позиции Б.Г. Ананьева в анализе характеристик личности и их развития, мы ограничили наше исследование в данной работе механизмом развития личности, таким как личностная независимость.
В нашем исследовании под независимостью понимается проявление свободы выбора личности. Следовательно, независимость лежит в основе самоопределения человека и является фактором формирования независимости человека от внешних обстоятельств, а также обеспечивает улучшение его отношений с внешним миром и с самим собой.
Поскольку самостоятельность человека в условиях выбора и самостоятельного принятия решений проявляется лично, а выбор определяется процессами самосознания - самовосприятия - саморегуляции, то в качестве компонентов структурной независимости выделяются: «это не должен сам «, что мы назвали ценностью содержания; «Сам не хочу» динамика мотивации; «Я не могу сам» - это функционально и практично. При преобладании независимости одного из компонентов мы условно определяем «одномерный»; Пара компонентов «двухмерная» независимость и при равномерном развитии всех компонентов и устойчивости связей между ними, независимость «гармоничного типа». Результат взаимодействия компонентов независимости с доминированием одного из каналов коммуникации позволил выявить на достаточно большой выборке испытуемых такие системные показатели, как независимая позиция человека, его намеренная активность, его самопознание. регуляция в различных жизненных обстоятельствах, общении и деятельности. Благодаря такому пониманию независимости акт выбора и способы его реализации могут выступать своего рода «индикаторами» самостоятельности личности.
Под развитием самостоятельности личности мы понимаем изменение ее структуры под влиянием возникновения и разрешения противоречий через изменение характера взаимодействия ее структурных компонентов, что, в свою очередь, влияет на доминирование ее системных показателей. . Первое предполагает «локализацию» пределов развития самостоятельности в определенной целостности, которая основана на проявлении единства устойчивости и изменчивости. В процессе развития независимости количественные изменения подготавливают качественные проявления независимой личности, которые достигаются за счет новой иерархии ее структур и функций.
Самодостаточность проявляется в двух качественно различных формах. С одной стороны, как совокупность состояний и качеств человека, призванная регулировать процессы социализации, адаптации человека к новым условиям и требованиям, часто с целью подавления и ограничения его желаний. С другой стороны, это свойство проявляется для регулирования противодействия внешним воздействиям и требованиям.
Для развития самостоятельности необходимы условия, способствующие возникновению внутреннего противоречия у субъекта, ставящего его в состояние неопределенности отношений, ценностей, потребностей, возможностей. Что это за ситуации, в которых человек пытается снять возникшее противоречие и тем самым изменить характер отношений, иерархию ценностных мотиваций, сформировавших опыт поведения?
Как показали результаты исследования, необходимые условия для развития человеческой независимости потенциально должны содержать различные варианты разрешения возникающих в человеке противоречий. Таким образом, могут быть альтернативы: «свобода - это необходимость», «желаемое за должное», «истинно ложное», «уродливое красивое», «доброе зло», «моральное безнравственное», «главное второстепенное» и т. д.
В качестве второго требования к условиям, обеспечивающим разрешение внутренних противоречий и устранение неопределенности, мы определяем оценку субъектом и осведомленность обо всех отношениях в рамках конкретной ситуации выбора.
2.2 Постановка проблемы личностного выбора в процессе формирования личности
Проблема личностного выбора, его детерминизма и степени свободы, самой его сущности и основных условий проявления, вопросы решения в сложных жизненных ситуациях и в повседневном опыте – эти и другие вопросы всегда были в сфере внимания психологов различных школ и направлений. Опыт современности, социальная ситуация развития современного человека высвечивают проблемы принятия ответственности за собственную жизнь, проблемы принятия решений относительно своего Я, относительно будущего, присутствующего в опыте человека сейчас, – в виде тех возможностей, которые открываются перед ним в каждый момент. В связи с этим проблема личного выбора становится максимально актуальной, а концепция выбора становится центральной для определения сущности человека.
В исследовательской практике, в области практической психологии в центре внимания и изучения находится жизнь человека с ее ключевыми кризисами и эпизодами биографии, важными жизненными вехами, особенностями временных мировоззрений и ориентаций личности. И если наиболее развитыми теориями являются мышление (именно в этой области впервые была поставлена проблема принятия решений в психологии), а также процессы реализации выбора в ситуации неопределенности (А. Тверской, Ю. Козелецкого, Т. В. Корнилова), менее изучен вопрос собственно личностных детерминант, проблема личного выбора (Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандриков). При всем разнообразии подходов проблема личного выбора не имеет единства, как с точки зрения исследовательских парадигм, так и терминологических основ.
Наиболее полные вопросы выбора рассматриваются в русле экзистенциальной психологии и психотерапии. По мнению одного из основоположников экзистенциальной психотерапии Р. Мы можем вспомнить слова И. Ялома, который утверждает, что в современной психологической практике все острее встает вопрос о принятии личности, личной ответственности: «на чем Фрейд остановился, исследуя современную американскую культуру, особенно в Калифорнии, где также зародился ряд новых терапевтических подходов? Естественные инстинктивные стремления давали большую свободу слова ... структура, ритуал, границы любой природы – все это безжалостно устранялось... в результате картина психопатологии изменилась. Классические психоневротические симптомы стали редкостью ... у сегодняшнего пациента больше проблем со свободой, чем с подавленными побуждениями. Более того, современный человек убежден, что, даже если он действительно протянет свою «волю», примет решение, это ничего не изменит. Гибель авторитарных и структурирующих институтов, социальных и психологических, приводит человека к противостоянию собственной свободе, а значит, и к противостоянию с принятием ответственности за свою жизнь, к пониманию того, что сама жизнь является составной частью выборов человека, иными словами, к признанию того, что каждый из нас создает себя сам. Признание ответственности за себя и свою жизнь-ключевой момент возможности перемен, но именно на этом этапе возникают многие трудности. Человек бежит от Свободы и ответственности, делегируя ее другим людям, судьбе, чувствуя себя невинной жертвой обстоятельств, временно оказавшись «не в своем уме» и используя другие формы психологической защиты.
П. Тиллих отмечает, что «человек становится по-настоящему человеком только в момент принятия решения». Другими словами, независимо от влияния могущественных сил на человеческое существование, человек способен знать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить свое отношение к собственной судьбе. Сила человека заключается именно в этом – в способности занять определенную позицию, принять конкретное решение, каким бы незначительным оно ни было. Вот почему человек в конце концов свободен, и не может доверять случаю.
Принятие решений не полностью зависит от внешней ситуации и не полностью определяется ею. Решение предполагает фактор случайности, элемент «скачка», движение в новом направлении, которое, возможно, было недоступно предсказанию. Таким образом, выбор оказывается в центре вопросов человеческого существования, его фундаментальной характеристики, уникальной характеристики и предпосылки принятия ответственности за собственное «Я». Более того, любой выбор оказывается влияющим на личность человека, определяющим его, и поэтому любой выбор оказывается личностным. Такое понимание личного выбора, хотя и подчеркивает это понятие, тем не менее оставляет границы его теоретического определения довольно размытыми и неопределенными - возможности практических исследований в этом направлении.
Рассматривая личностный выбор в свете проблем развития человеческой личности, мы можем отметить особое место подросткового и юношеского возрастов, которые традиционно представляются временем принятия решений о себе, собственной личности и своем жизненном пути. В связи с этим, интересно рассмотреть взгляды Л.И. Божович, которые перекликаются с проблемой личностного выбора.
Л.И. Божович следующим образом определяет личность: «Личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой». Кроме того, Л.И. Божович подчеркивает значимость устойчивости взглядов и целей, вне зависимости от их содержания. Следующее важное положение касается отношения внешних и внутренних условий по отношению к поставленной человеком цели. После освобождения от случайных внешних воздействий, следующим этапом становится движение вопреки внутренним препятствиям, которые могут быть преодолены во имя достижения ценности, которая стала целью данного человека. Обращаясь к вопросам развития, Л.И. Божович вслед за Л.С. Выготским отмечает: «Всего этого человек достигает в процессе онтогенетического развития на основе усвоения социального опыта, наполненного человечеством и представленного в культуре общества». Итак, ребенок становится на путь формирования личности, когда перестает быть связанным наличной ситуацией, выходит за ее пределы, преодолевая как собственную импульсивность, так и сопротивление значимых взрослых, и проявляя способность к произвольности, произвольной регуляции собственным поведением. По Л.И. Божович, способности сознательно ставить цели и образовывать намерения являются специфически человеческими функциональными системами. Таким образом, центральным моментом в формировании личности становится развитие мотивационной сферы. Подчеркивая необходимость освобождения от непосредственных ситуативных воздействий, которые человек испытывает, Л.И.Божович тем самым выводит на первый план не только цели, нравственные чувства и убеждения, но также и принятые человеком решения. Иными словами, становление личности как раз и проявляется в осуществляемых ею выборах, которые касаются важнейших сторон жизни, определяют отношение к наличным обстоятельствам, и, используя терминологию Л.И. Божович, составляют внутреннюю позицию, т.е. то, как человек «относится к тому объективному положению, которое он фактически занимает или хотел бы занимать».
А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых в работе «Интересная психология»: Л.С. Выготский и Л.И. Божович» отмечаются, что одним из аспектов новизны подхода Л.И. Божович к проблеме личности является понимание свободы как определяющего атрибута личности, которая обусловливает активность позиции, что является одной из важнейших характеристик поведения человека, достигшего уровня личности.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что именно в подростковом возрасте проблемы выбора, проблемы свободы и ответственности выходят на первый план. Нами было проведено пилотажное исследование, основной целью которого было выяснение того, как старшими подростками понимается термин «личностный выбор». Мы просили участников исследования письменно ответить на наш вопрос, закончив предложение: «Личностный выбор – это…». В исследовании приняло участие 87 человек, учащиеся 9-11 классов. Таким образом, нами были проанализированы 87 небольших текстов-определений личностного выбора, и были выделены следующие наиболее частые его характеристики:
• Личностный выбор – это собственный выбор (участники описывали выбор как «свой», «индивидуальный», «личный», «основанный на личном опыте»);
• Личностный выбор – это самостоятельный выбор, который совершается «по своему усмотрению», «самостоятельно».
Отдельно стоят вопросы влияния:
• Личностный выбор – независимый выбор, точнее, он рассматривается только как зависящий от «мнения и убеждений человека», «на него не должны влиять». Однако если влияние и возможно, то это может быть только влияние близких людей.
Природа личностного выбора также представляется двоякой:
• Личностный выбор – особенный выбор, и ему присущи такие характеристики, как «важный», «нужный»;
• Личностный выбор – любой выбор, «повседневный», «выбор, который мы делаем каждый день.
Давая определение личностному выбору, участники исследования использовали примеры, его описывающие, которые в целом можно свести к следующим основным категориям, которые представлены ниже в порядке, соответствующем частоте их употребления в текстах:
• Гедонистическая установка («то, что нравится» «то, чего я хочу», «как я захочу», «то, что мне нужно»), которая являлась преобладающей категорией в ответах участников;
• Социально значимые темы (вопросы обучения, продолжения образования в ВУЗе, проблемы карьеры и т.д.);
• Темы взаимоотношений со значимыми людьми (друзьями, семьей);
• Экзистенциальные категории (появление в текстах таких тем, как «будущее», «судьба», «жизненный путь», «способ жизни»).
Отдельно следует отметить влияние формулировки, и весьма частое употребление слов, однокоренных к приведенным в инструкции («выбирать», «личность»), что скорее свидетельствует о недостаточном уровне сформированности представлений о сущности личностного выбора.
2.3 Психологические характеристики личностного выбора (на примере подростково – юношеского периода)
Сегодня вопрос выбора становится особенно актуальным в быстро меняющемся современном мире [3]. Задача сделать выбор при наличии множества часто неопределенных и трудно поддающихся оценке альтернатив требует от ответственного лица сделать осознанный и удовлетворительный выбор, который имеет социально и индивидуально значимые последствия. В связи с этим не вызывает удивления интерес к этой проблеме со стороны представителей различных наук, в том числе и психологии, которые подчеркивают роль личного выбора как показателя личностной зрелости [1, 4].
Однако сегодня существует существенное расхождение между развитием проблемы личностного выбора в контексте общей психологии, прежде всего в ее теоретическом аспекте, и отсутствием знаний о ее возрастной специфике. В психологии развития наблюдается явная нехватка исследований, направленных на изучение формирования личностного выбора, определение его возрастных особенностей, анализ предпосылок формирования и зрелой формы проявления [5]. Наибольший интерес в этом отношении представляет период подросткового возраста, который неоднороден, длителен и богат изменениями, происходящими на физиологическом, психологическом и социальном уровнях.
На основе теоретического анализа работ, посвященных изучению личного выбора [1, 2, 4, 6, 7], мы выделили следующие особенности зрелого личностного выбора: включают осознание множественности вариантов; оценивают в категориях значимости, необратимости, сложности, точности, связанные с необходимостью брать на себя ответственность; осуществляется в несколько этапов: создание намерения (определение целей, ценности и базовой семантики), построение альтернатив и их критериев сравнения, создание образа желаемого будущего и осознание последствий, решение предпочесть один из вариантов и неприятие других, реализация решения; эти параметры легли в основу эмпирического исследования психологических особенностей личного выбора в подростковом возрасте.
Выборку исследования составили 328 человек, 177 девушек и 151 юноша, учащиеся 6¬11 классов (12-17 лет) и студенты 1-2 курсов (18-25 лет), которые были подразделены на четыре возрастные группы (младшие подростки, старшие подростки, ранний юношеский возраст, поздний юношеский возраст - ранняя взрослость).
Эмпирическое изучение становления личностного выбора осуществлялось с помощью нескольких методик. Использовались методики «Завершение предложений» Д.М. Сакса и С. Леви, и «Золотой возраст» Б. Заззо, модифицированные нами для целей настоящей работы. Методики предъявлялись фронтально, испытуемые работали в группах по 5-7 человек. Индивидуально с каждым испытуемым проводилась методика рисуночных метафор «Жизненный путь». В этой работе приняли участие 313 человек (95,2% выборки). Статистическая обработка результатов проводилась с помощью методов описательной статистики и осуществлялась с использованием электронных таблиц Microsoft Excel и пакета статистической обработки данных SPSS 20 и STATISTICA 6. Статистическая достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента для качественных признаков. Анализировались только достоверные различия с уровнем значимости не ниже 5%.
Для решения проблемы изучения возрастных и гендерных особенностей представлений о процессе и результате личного выбора мы использовали методы «завершение предложений» (Д. М. Сакс и С. Леви) и «Золотой век» (Б. Заццо), которые мы изменили для целей настоящей работы. Результаты анализировались на основе психологических особенностей выбора зрелой личности, выявленных в процессе теоретического анализа. В таблице 1 представлены основные возрастные особенности восприятия процесса и результата личного выбора.
Анализируя изменения, происходящие на протяжении всего подросткового и юношеского периода развития, следует подчеркнуть следующее. Если молодые и пожилые подростки остаются привязанными к отдельным элементам процесса отбора, и эти представления лишь незначительно расширяются в раннем подростковом возрасте, понимание процесса отбора в позднем подростковом возрасте становится целостным, переходя от анализа информации и понимания последствий к принятию решений и его реализации.
Молодые и пожилые люди и, в меньшей степени, молодые респонденты с трудом понимают основные особенности выбора, такие как его сложность, необратимость и необходимость взять на себя ответственность за него. Для групп старшего подросткового и юношеского возраста характерны противоречия на уровне оценки собственной самостоятельности и потребности в поддержке и одобрении со стороны других важных фигур, что проявляется, когда опрошенные не уверены, что преступление на самом деле является выбором. Таким образом, в возрасте поздней юности - ранней взрослости когнитивные представления о личностном выборе (его значении, средствах и способах осуществления и т.п.) существенно меняются, постепенно приобретая свойства, характерные для зрелых представлений о выборе.
Заключение
Не смотря на многообразие и широкий спектр изучения темы, мною рассмотрены и изложены основные концептуальные вопросы в области психологии личностного выбора. Тем не менее, очевидным остается одно, большинство людей периодически сталкиваются со сложным личностным выбором, не представляют, на что опираться при принятии решений. Большинство людей, решение проблем психологического выбора находят при встречи с психологами, психотерапевтами или в средствах массовой информации, которая позволяет им осознать свои действительные цели и найти источники ресурсов, которые помогут им принять ответственные решения и радоваться новым обстоятельствам жизни.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд, испр. и доп. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2017. 526 с.
2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Введение в прикладную этику. Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2016. 392 с.
3. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2015. 390 с.
4. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. 680 с.
5. Исаева О.М. Психологические характеристики личностного выбора старшеклассников в условиях профильного обучения. Дис. ... канд. психол. наук. Тамбов: 2016. 128 с.
6. Мандрикова Е.Ю. Виды личностного выбора и их индивидуально-психологические предпосылки. Дис. ... канд. психол.наук. М.: 2016. 195 с.
7. Наумова Н.Ф. Философия и социология личности. М.: Канон РООИ «Реабилитация», 2016. 576 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней