Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Школьный период в жизни человека сложно переоценить. Многое зависит от успехов или неудач в этот период, поскольку черты личности формируются под влиянием или в результате определенных особенностей школьного периода.
Основная цель школьного образования - разработать такой психологический механизм, который будет способствовать процессу самореализации и саморазвития, который будет поддерживать познавательные потребности на протяжении всего школьного периода, а затем и во взрослой жизни и не позволит им быть утраченными.
От успешности периода начальной школы во многом зависит фундамент дальнейшего образования и судьба человека, его профессиональная карьера приобретает социальную значимость, поэтому основной проблемой начального образования является проблема успешности обучения и воспитания младших школьников.
Младший школьный возраст - важнейший этап школьного детства. Под возрастом от 7 до 10-11 лет в российской педагогической психологии понимается возраст начальной школы. Это соответствует годам начальной школы. Высокая чувствительность этой возрастной группы определяет большой потенциал разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста имеют решающее значение для последующих лет обучения: в конце младшего школьного возраста дети должны быть готовы учиться, уметь учиться и верить в свои способности.
Проблема низкой успеваемости беспокоит не только участников педагогического процесса, но и научное сообщество педагогов и психологов. Однако при рассмотрении этой проблемы специалисты часто акцентируют внимание на физиологических, педагогических или социальных факторах, не уделяя должного внимания психологическим, а они, на наш взгляд, играют очень важную роль.
Проблема успешности школьного образования сложна, и ее решение возможно только при многомерном анализе проблемы с точки зрения психологии, педагогики, социологии и других наук.
С педагогической точки зрения «успех» считается качеством, присущим человеку, добившемуся успеха в учебно-тренировочном процессе. В этом случае можно говорить об успехах учителя в учебном процессе учеников, об успехах ребенка в учебном процессе, а также об успехах родителей в воспитании детей, поэтому учителя и родители не должны подавлять и ограничивать детей, это не должно вызывать у них страха. Необходимо высвободить спящий ум детей, смекалку, находчивость и радостное желание учиться.
Следует отметить, что успех обучения - залог психического здоровья школьников, за сохранение которого выступает все сообщество психологов и учителей. Эта проблема (проблема успешности обучения школьников) изучается учеными на протяжении длительного периода времени, но, несмотря на длительность исследования, эта проблема остается незначительной, поэтому является одной из самых актуальных. Актуальность их заключается еще и в том, что эта проблема редко реализуется в образовательной практике. В частности, это касается проблемы психологической подготовки современных школьников к школе и выявления роли родителей в процессе успешного обучения детей.
Применительно к возрасту начальной школы успешность обучения и воспитания можно назвать своего рода достижением (достижением) ребенка в общественно значимой деятельности (учебе) и признанием другими участниками образовательного процесса (учителем, родителями, одноклассниками). В этом случае можно учитывать только успехи взрослых в обучении и воспитании ребенка, поскольку в образовательном процессе успехи его участников взаимозависимы и взаимозависимы.
Важность детско-родительских отношений в период начальной школы подчеркивается значительным числом авторов (В.С.Мухина, Л.А. Венгер, К.В.Бардин, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман). Следует отметить, что исследований психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребенка к школьной ситуации мало, большинство из которых носит описательно-теоретический характер (В.К. Лосева, Т.А. Гусева, А.И. Луньков).
Проблема взаимоотношений детей и родителей привлекает внимание большого количества психологов различных направлений и школ. В этой области научная психология сделала существенный прорыв с практикой, и в русской психологии особенно заметен. Подчеркивая ведущую и определяющую роль отношений с близким взрослым в развитии ребенка, следует отметить, что эти отношения не существуют ни с культурно-исторической, ни с деятельностно-политической точки зрения.
Отношение родителей к ребенку характеризуется высоким психологическим напряжением и разнообразием его проявлений. Наиболее распространенные виды поведения - настороженное, высокомерное, боязливое, раздражительное, злое, общительное, адаптивное, сенсационное, уравновешенное, настойчивое, настойчивое, настойчивое, уклончивое, уверенное и обнадеживающее. Это поведение не проявляется в чистом виде, но дает бесчисленные комбинации. Нынешняя семейная система взаимоотношений с ребенком называется родительскими установками. Установки, которые играют решающую роль в психоэмоциональном развитии ребенка, приводя к успеху или неудаче ребенка в будущем.
Таким образом, мы определили актуальные проблемы. Это проблема детско-родительских отношений, а также проблема успешности обучения детей школьного возраста.
Предмет исследования - успехи и успехи младшего школьника как психологическая и социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования - условия формирования успешности ученика начальной школы.
Исследование выдвинуло гипотезу, что формирование психологического успеха учащихся начальной школы через образование будет эффективным, если:
1. учащиеся осознают важность успеха и успеха;
2. работа по формированию успеха ведется планомерно и последовательно.
Целью нашего исследования стало изучение влияния семьи, как одного из психологических условий успешности обучения детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования для коррекции детско-родительских отношений в деятельности педагогов-психологов, консультантов психологических центров, специалистов, организующих специальную подготовку детей к школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: на основе анализа отобранной научной психолого-педагогической литературы мы уточнили содержание понятий: процесс обучения младших школьников, факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе, адаптация младших школьников к школе, влияние родителей на успешность обучения ребенка.
Глава 1. Факторы успешности обучения учеников начальной школы
1.1. Психологические факторы успешности обучения школьников
Понятие «успешность обучения» достаточно ёмкое и создает определённые трудности в толковании. В определении этого понятия Н. А. Рототаевой подчеркивается: «Успешность во многом определяется умением выбирать правильную позицию и тактику в критических ситуациях. Успешным принято называть того, кто «не прячет голову в песок», а готов мужественно и стойко встречать любые неприятности, проявлять волю и настойчивость в их разрешении.
В образовательной деятельности ученик, преодолевший страх, трудности, замешательство и дезорганизацию, добьется успеха. И наоборот, несчастный, напуганный, замученный отличник, терзаемый нормативными требованиями и ожиданиями окружающих, по нашему мнению, не может быть отнесен к категории успешных, поскольку обучение не приносит ему радости и удовлетворения. Следовательно, успех обучения следует рассматривать как качественную оценку академической успеваемости, которая состоит из объективной успеваемости и субъективного отношения к этим результатам со стороны школьника.
Несомненно, одна из составляющих успешного обучения - успеваемость.
Успеваемость - степень усвоения ресурса знаний, навыков, умений, определяющих учебную программу в школе по своему содержанию, полноте, глубине, силе
Сейчас остро необходимо помочь учителям, работающим с отстающими учениками. Однако помощь эффективна только в том случае,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ.вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». 1999. 672с.
2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. М., 1980. Т. II. С. 128-229.
3. Волокитина М. И. Очерки психологии младших школьников. М.: Педагогика, 1955. 214 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под. Ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480с.
5. Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка//Начальная школа, 1999.- №3. – С. 60-61. с. 60
6. Глассер У. Школа без неудачников.17 18с.
7. Егорова О. Школа лидеров – средство воспитания настоящих педагогов // Учительская газета «УГ Москва». - №29 от 19 июля 2011 г. //Электронный ресурс URL.: http://www.ug.ru/archive/41294 (дата обращения 4.06.2019 г.).
8. Курапова Т.Ю. Теоретический анализ понятий «успеваемость» и «успешность обучения» в психолого-педагогической литературе. // Электронный ресурс. URL.: http://www.jurnal.org/articles/2010/ped36.html (дата обращения 4.06.2019 г.).
9. Курапова Татьяна Юрьевна Психологические факторы успешности обучения школьников // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-uspeshnosti-obucheniya-shkolnikov (дата обращения: 05.06.2019).
10. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971. 278 с.
11. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 96 с. - с. 14
12. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с. – с.17
13. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с. - с. 27
14. Мурачковский Н. И. Типы неуспевающих школьников // Советская педагогика. 1965. № 7. С. 23.
15. Мы и наша семья: Книга для молодых супругов. Над книгой работали: писатели, ученые, педагоги, медики, журналисты / Сост.: В.И. Зацепин, В.Д. Цимбалюк. - 2-у изд. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 367 с., ил. - с. 230
16. Норманских М.В. ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Научное сообщество школьников: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. URL: sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 05.06.2019)
17. Ожегов С.И. Словарь, Москва «Русский язык»,686 с.
18. Регуш Л. А. Учить учиться! О проблеме школьной неуспеваемости // Психологическая газета. 1999. № 9. С. 8-10.
19. Рототаева Н. А. Организационно-педагогическая концепция школы социального успеха // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2004. № 5. С. 13-21.
20. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как факторы школьной адаптации первоклассников: специальность: дис. … канд. психол. наук / Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2002, 185 с. - с. 4
21. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. - с. 86
22. Солдатова И.В. «Успех и успешность младшего школьника как социально-педагогическая проблема» // Электронный ресурс. URL.: http://school2zatopol.ucoz.ru/publ/vneklassnye_meroprijatija/nauchnaja_statja/uspekh _i_uspeshnost_mladshego_shkolnika_kak_socialno_pedagogicheskaja_problema/17- 1-0-80 (дата обращения 5.06.2019 г.).
23. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 6 т. М., 1990. Т. 3. 528 с. с. 23
24. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. М.: Академический проект, 2011 г. 142 с.
25. Емельянова М.Н. Родительские стереотипы и реальности школьной жизни // Начальная школа плюс. М., 2013. № 11. С. 32-36.
26. Шведовская А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование. 2010. №1. С. 69-80.
27. Смирнов Михаил Олегович Влияние стилей воспитания на успеваемость // Проблемы педагогики. 2018. №5 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stiley-vospitaniya-na-uspevaemost (дата обращения: 06.06.2019).