Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Патриотическое воспитание современного ребенка среди различных теоретических подходов в решении этого вопроса занимает одно из главных мест. Сегодня важно воссоздать в обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности, сформировать у молодежи граждански активные, социально значимые качества, которые она сможет проявить во всех видах деятельности, и, прежде всего, связанных с защитой интересов своей семьи, родного края, народа и Родины, реализации личного потенциала на благо государства. В разные времена и эпохи, во всех цивилизованных государствах семья, школа, садик, общество ставили перед собой задачу – воспитать гражданина, патриота своей страны.
В решении важных задач патриотического воспитания действующее место принадлежит организации деятельности школы и дошкольных учреждений. Современное школьное заведение еще не смогло до конца преодолеть негативные стереотипы, присущие коммунистической системе воспитания, не поставило личность в центр воспитательной системы. В учебных заведениях еще и до сих пор отсутствуют целостность и систематичность в организации патриотического воспитания. В воспитательном процессе важное место должны занять народная философия, народная мудрость, национальные идеи и идеалы, что является тем основанием, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение.
Глубокий и системный анализ философской, психолого-педагогической литературы доказывает, что современное воспитание, в том числе патриотическое, должно осуществляться в условиях национального воспитания. Патриотическое воспитание ученые понимают как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью».
Главной задачей патриотического воспитания является формирование патриотизма. Поэтому выбранная тема исследования является достаточно актуальной.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания школьников.
Предмет исследования – формы, методы, средства патриотического воспитания детей школьного возраста.
Гипотезы исследования - патриотическое воспитание детей школьного возраста будет эффективным, если:
- влиять на чувства, убеждения и деятельность воспитанников;
- органично сочетать учебные и воспитательные задачи, строя их от близкого к дальнему;
- не навязывать патриотические взгляды снаружи (ребенок должен принять их добровольно, по собственной воле и желанию);
- привлечь к участию в воспитательной работе школьного учреждения родителей, общественность, ветеранов войны и труда, народных умельцев, представителей культуры;
- систематически использовать элементы народной педагогики, традиции национального воспитания.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены его задачи:
- изучить и обобщить историко-педагогические аспекты патриотического воспитания в теории и практике;
- проанализировать состояние патриотического воспитания в философской, психологической и педагогической литературе на современном этапе и уточнить сущность, структуру и содержание патриотического воспитания;
Методы исследования:
Теоретические:
- исторический метод-анализ историко-педагогической литературы для определения становления и развития идеи патриотического воспитания детей ;
- сравнительный метод – периодизации, с помощью которого устанавливались качественные изменения в организации патриотического воспитания на различных этапах;
- системно-структурный метод применялся для характеристики теоретических вопросов патриотического воспитания;
- конкретно-поисковый – для обобщения и систематизации воспитательной работы.
Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседы, индивидуальные и групповые обсуждения, анализ рисунков для определения уровней сформированности патриотических чувств и перспектив их формирования у детей школьного возраста;
- констатирующий педагогический эксперимент – для определения знаний и выявления путей формирования патриотических чувств у детей школьного возраста;
- контрольный педагогический эксперимент – для проверки эффективности педагогической технологии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов основной части, списка использованной литературы.
1. Патриотическое воспитание как важная задача учебного заведения
1.1 Содержание понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание»
Современные условия жизни выдвигают перед народным образованием качественно новые задачи в сфере воспитания детей, решение которых поможет преодолеть существующий формализм в содержании работы школьного учреждения. Современная модель воспитания учитывает особенности настоящего, поскольку этого требуют социально-экономическое положение страны, нравственное и духовное состояние народа, дальнейшее развитие культуры, науки.
Становление сознательного патриота с соответствующими чувствами, убеждениями и действиями будет зависеть от наложенных на национальное сознание определенных отпечатков. Национальное сознание - основа патриотического воспитания, это глубинное осознание своей этнической принадлежности и своеобразия исторической судьбы, неотъемлемым атрибутом каждой нации. Она свидетельствует о зрелости народа как самочинного субъекта исторического процесса, является показателем нравственного здоровья, духовного и интеллектуального потенциала личности.
Решать проблему формирования истинной национального самосознания возможно только в связи с духовным пониманием Родины. Потому что «Отечество – это дух народа во всех его проявлениях и творениях, а национальность означает своеобразие этого духа, – пишет К.Черная1.
Главная функция патриотических чувств заключается в позитивном отношении к своему народу, Родине. Как отмечает В. Вугрич, субъектом патриотизма является человек как общественное существо, а объектом – народ, Родина.
В философско-гуманитарных науках выделяется внешняя структура патриотизма:2
- патриотические чувства;
- национальное достоинство человека;
- потребность в удовлетворении национальных интересов;
- патриотическое сознание на основе национального сознания, понимания своей гражданской роли в обществе;
- национальный такт и толерантное отношение к людям других национальностей;
- желание и потребность в накоплении, сохранении и передаче национальных культурных ценностей;
- готовность к патриотической деятельности.
Патриотизм, как чувство имеет внутреннюю структуру, состоящую из нескольких компонентов:
- первый, поверхностный, - естественная любовь к своему народу как к большой семье; любовь к родному слову, родной природе;
- второй – это чувство патриотизма умом, осознание долга перед народом, готовность стать на защиту его интересов;
- третий – это переплетение любви к родному, близкому с осознанием своего долга перед народом; это стремление, готовность служить Родине.
Структуру патриотических чувств можно представить через отношение к:
- себе: национальное самосознание, честь, достоинство, искренность, доброта, терпеливость, честность, порядочность;
- людям: толерантность, национальный такт, милосердие, благородство, справедливость, гостеприимство, открытость, щедрость, готовность помочь,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание школьников / Н. В. Алешина. – М.: Просвещение, 2015. – 67 с.
2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с школьниками / Е. А. Алябьева. – М.: Вече, 2013. – 128 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Наука 2011. – 59 с.
4. Боришевский, М. Духовные ценности как детерминанта гражданского воспитания личности // Ценности образования и воспитания личности: Науч.-метод. зб. – К.: 201. – С. 21-25.
5. Буторина, Т. И. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. И. Буторина, Н. П. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.
6. Виноградова, Н.А. Педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 510 с.
7. Гасанов, И.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания / И.Т. Гасанов // Педагогика. – 2018. - № 6. – С. 59-63.
8. Гонский, В. Патриотизм как основа современного воспитания и идеологии государства: студии воспитания / В. Гонский // Родная школа. – 2016. - № 2. – С. 9-14.
9. Иваненко, И.П. Воспитание убежденных патриотов-интернационалистов / И.П. Иваненко. – К.: Высшая школа, 2010. – 222 с.
10. Киселева, Н. Воспитывать патриотов / Н. Киселева // География и основы экономики в школе. – 2016. - № 3. – С. 27-28.
11. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М.: Вече, 2013. – 115 с.
12. Конкевич, С.В. Социально-нравственное воспитание школьников в формировании представлений об этикете: практ. пособие / С.В. Конкевич. – СПб.: ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 79 с.
13. Мазикина, Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н. В. Мазикина // Воспитание школьников. – 2015. - № 6. – С. 6-11.
14. Мищенко, Н. Какой же прорастет патриотизм? / Н.Мищенко // Родная школа. – 2013. - №1. – С. 1-8.
15. Мошнина, Е. Патриотическое воспитание детей: проект «Салют Победы» / Е Мошнина // Школа. – 2014. - № 4. – С. 80 - 82.
16. Новицкая, М. Ю. Патриотическое воспитание в школе / М. Ю. Новицкая. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 214 с.
17. Руссова, С.Ф. Теория и практика воспитания/ С.Ф. Русова. – Л.: Образование, 2015. – С. 36-42.
18. Турченко, В. И. Педагогика: учеб. пособие / В. И. Турченко. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 256 с.
19. Шаламова, В. И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в школе/ В. И. Шаламова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
20. Ярмаченко, М. Патриотизм / М. Ярмаченко // Педагогический словарь; под ред. М. Д. Ярмаченко. – К.: Педагогическая мысль, 2011. – 356 с.