Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предмет «Русский язык» представляет собой не только учебную дисциплину, но и является важнейшим средством коммуникации и целостного развития личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Минобразования РФ № 1897 от 17 сентября 2010 год. 1) образовательное значение дисциплины русский язык определяется тем, что русский язык является для большинства жителей России родным языком и как следствие выполняет ряд функций, связанных с построением коммуникации. Функциональная наполненность языка связана с построением социального взаимодействия человека в государстве. Являясь государственным языком на территории РФ, он является средством общения и взаимодействия, основным источником познания окружающего мира и его предметно-содержательной наполненности, это основной источник усвоения и хранения знаний, национальной культуры русского народа. Уровень освоения речевыми формул русского языка и объем словарного запаса является основным из показателей интеллектуального развития человека. Без знания языка невозможна успешная социализация личности в обществе. На основании этого мы понимаем, что овладение речевыми средствами русского языка создает условия для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития личности человека, подготовки его к активному, участию в общественной жизни.
Этим определяется и необходимость изучения как структуры языка и языковых значений, так и конкретных предложений, в которых общие свойства дополняются, «расцвечиваются» индивидуальным своеобразием от дельной, частной синтаксической единицы.
В период увлечения структурным аспектом при исследовании и описании разновидностей сложного предложения в центре внимания оказался морфологический способ выражения главных членов, следствием этого явилось составление списков структурных схем сложного предложения, виды сложных предложений в зависимости от того, какой частью речи выражен главный член. Особый способ описания типологии сложного предложения опирается па русскую синтаксическую традицию.
Формирование представлений о сложном предложении в 5 классе, необходимо, для дальнейшего изучения синтаксиса и понимаю в целом, что есть сложное предложение и чем оно отличается от простого.
Среди вопросов методики преподавания русского языка, требующих дальнейшей теоретической и практической разработки, важное место занимает вопрос о работе над сложным предложением в 5 классе. Изучение сложного предложения в 5 классе имеет скорее некий подготовительный характер, т.к. более подробное изучение сложного предложения будет в 7,8,9 классах. Именно поэтому важной задачей является сформировать первоначальное представление о сложном предложении и научить отличать от простого предложения. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в на начальном этапе в 5 классе, знание правил сочетаемости слов, построения предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, развитию речевых умений и навыков. Для того чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть выше перечисленными компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи школьников нужно начинать с первых уроков изучения сложного предложения в школе, ставя своей целью раскрытие творческой инициативы, пробуждение интереса к языку на основе собственных наблюдений, впечатлений, т.е. формирование мотивации учения.
Актуальность нашей работы состоит в том, что тема сложного предложения является одной из основных тем русского языка в 5 классе.
Цель исследования — проанализировать методику изучения сложного предложения в 5 классе.
Объектом исследования является процесс формирования представлений у учащихся 5 классов при изучении сложного предложения.
Предмет исследования — условия формирования представлений у учащихся умений и навыков, связанных с изучением сложных предложений в русском языке.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1.изучить лингвистическую, методическую и педагогическую литературы; 2.создать виды и приемы работы по характеру мыслительных операций и их апробация на уроках русского языка;
3.провести эксперимент для выявления уровня сформированности языковых компетенций у учащихся 5 класса по теме «Сложное предложение».
В данной работе мы опирались на труды таких ученых как Валгина Н.С., Лядову Ю.В., Хуторского А.В. Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Белошапковой В.А., Виноградов В.В., Пешковский А.М.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и методики:
- изучение научной литературы по теме;
- метод апробации видов и приемов работы с учащимися;
- эксперимент
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.1.Понятие сложного предложения. Проблема определения
Сложное предложение в современном синтаксисе рассматривается как одна из трех основных синтаксических единиц. Необходимо отметить, что сложное предложение уже довольно-таки недавно выделяется учеными как особая синтаксическая единица. Российский языковед А.А. Шахматов изучал сложное предложение как сочетание простых предложений, а А.М. Пешковский как сложное целое, а точнее некую область, которая по объему превышала простое предложение. Изначально сложное предложение изучали такие ученые как: Н.С.Поспелова, В.В.Виноградова, а также В.А.Белошапкова, Л.Ю. Максимова и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Русский язык 5-9 класс, теория, М., 1994 год.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Ивченко П.Ф., Методика преподавания русского языка, М., 1990 год.
3. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А., Русский язык 9 класс, М., 1994 год.
4. Белошапкова В.А., Современный русский язык, синтаксис; М, 1997 год.
5. Буслаев Ф.И., Преподавание отечественного языка; М,1992 год.
6. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю., Коммуникативная грамматика русского языка; М, 1998 год.
7. Грамматика современного русского литературного языка; АНС, Институт русского языка, под ред. Шведовой Н.Ю., М., 1970 год.
8. Текучёв А.В., Методика русского языка в средней школе, М., 1980 год.
9. Угроватова Т.Ю., Подсказки на каждый день, М., 1995 год