Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что развитие современных государств на постсоветском пространстве в последние десятилетия актуализировало проблему доверия населения к закону, правосудию, к власти в целом. В различных аспектах к этим вопросам обращается и юридическая наука. Власть, позиционирующая себя как демократическая, должна не только использовать формальные процедуры, связывающие ее с населением (проводить выборы, референдумы, обсуждения и др.), но и заслужить реальное доверие общества, его уважение к себе, т.е. стать легитимной. Именно такая власть формирует демократическое и правовое государство.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
1.1. Избирательная система
В общественной науке выделяют различные факторы легитимности власти: экономическая политика государства, уровень преступности, борьба с коррупцией, роль судебных органов в защите прав человека и, наконец, избирательная система. На уровень легитимности власти избирательная система может оказывать разнонаправленное воздействие. Если применение избирательных процедур приводит к адекватной зависимости между волей (выбором) граждан, участвующих в голосовании, и сформированным составом представительного органа, а развитие самой избирательной системы упрочивает эту адекватность, доверие избирателя к власти укрепляется. Действующая в современной России избирательная система включает в себя не только обширное избирательное законодательство, но и все общественные отношения, возникающие в ходе избирательных кампаний. Такая система оказывает большое влияние на правовое и политическое сознание граждан и в определенной степени на уровень доверия граждан к власти.
Термин «избирательная система» употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком смысле под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов непосредственно гражданами Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, иных федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, предусмотренных Конституцией РФ, законодательством РФ и ее субъектов, а также актами местного самоуправления. В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных (при косвенных выборах) на это лиц. Есть и другое, «узкое» понимание избирательной системы - как совокупности правовых норм, определяющих, каким образом итоги голосования избирателей трансформируются в результаты выборов.
Обратим внимание на те свойства отечественной избирательной модели, которые вызывают озабоченность, а порой и негативную оценку электората, и в результате не повышают уровень легитимности власти.
Доступность, прозрачность, понятность норм закона и основанных на них процедур. Усложнение избирательных технологий, прежде всего введение пропорциональной системы выборов, приводит к фактическому отторжению рядового гражданина от порядка выдвижения кандидатов на выборах, умалению прозрачности процедуры определения результатов голосования и прежде всего распределения мандатов между кандидатами из партийных списков. К тому же избирателю сложно понять, почему партийная фракция в парламенте наделена правом инициировать прекращение полномочий избранного гражданами депутата, а сам избиратель лишен такого права.
Кроме того, избирательное законодательство в последние десятилетия так разрослось и усложнилось в своем содержании, что его освоение сегодня под силу лишь немногочисленной группе специально подготовленных профессионалов. Названные и ряд других обстоятельств обусловливают излишнюю усложненность, недостаточную понятность избирательной модели для граждан и удаленность избирателя от осознанного участия в формировании конкретного состава представительных органов.
Умаление принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права. Названные принципы были введены в советской стране Конституцией СССР 1936 г. Опыт их нарушения уже имел место в 1989 г., когда выборы одной трети состава Съезда народных депутатов СССР проводились с нарушением принципов прямого и равного избирательного права (выборы 750 депутатов от общественных организаций). К следующим выборам коллизия была ликвидирована и действие принципов восстановлено.
Конституция Российской Федерации 1993 г. не содержит обязательного требования использовать данные принципы на всех выборах, а вот Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» распространил его на все виды выборов, проводимых в России.
1.2. Виды избирательных систем и практика их применения на муниципальных выборах
Рассмотрим виды избирательных систем. Мажоритарная избирательная система - один из способов определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, при котором депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату, который собрал установленное большинство голосов (кандидаты меньшинства при этом не могут быть избраны). Избирательные округа, где применяется мажоритарная система, чаще всего бывают одномандатными, то есть каждая партия выставляет только одного кандидата, и редко - многомандатным, когда партия выставляет целый список своих кандидатов и избиратель голосует за список в целом. Различают систему относительного большинства и систему абсолютного большинства. При системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который собрал больше действительных голосов, чем любой другой кандидат в отдельности (N + 1).
Пропорциональная избирательная система - способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, основанный на принципе пропорциональности между числом поданных за партию голосов и полученных ею мандатов. Как правило, при пропорциональной системе избиратель голосует за список политической партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата.
Смешанная избирательная система - способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, при котором часть депутатских мест завоевывается по мажоритарной избирательной системе, а другая часть - по пропорциональной избирательной системе.
Рассмотрим виды систем, применяемые на муниципальных выборах в РФ В соответствии с Законом от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории (п. 3 ст. 132).
Конституцией РФ установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72). В настоящее время Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что виды избирательных систем, которые могут применяться на муниципальных выборах, определяются законом субъекта Федерации. Конкретная же избирательная система закрепляется в уставе соответствующего муниципального образования.
К основным избирательным системам, применяемым на местном уровне, относятся мажоритарная, пропорциональная и смешанная, последние из которых были призваны повысить значение партий в жизни общества.
Смешанная и пропорциональная системы стали активно внедряться на выборах различного уровня после принятия в 2001 г. Федерального закона «О политических партиях». Однако до 2004 г. на муниципальных выборах пропорциональная система использовалась только в Красноярском крае.
Принятие Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», вводившего пропорциональную избирательную систему на федеральном уровне, способствовало постепенному переходу к ней и региональных выборов, а также использованию пропорциональной и смешанной систем на уровне местного самоуправления.
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Эволюция избирательной системы и ее применения на примере Государственной Думы
Избирательная система, по которой формировалась Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, прошла долгий путь эволюции и развития с 1993 г. по настоящее время. Каждая из применявшихся систем отличалась наличием плюсов и минусов как с теоретической, так и с практической точки зрения. Анализ данного вопроса и определения наиболее оптимальной избирательной системы для формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, отвечающей требованиям современного демократического и правового государства, является как никогда актуальным перед предстоящими парламентскими выборами 2021 г.
Процесс и условия проведения выборов в «новый парламент» были определены 1 октября 1993 г. Указом Б.Н. Ельцина «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период», согласно которому количественный состав Государственной Думы РФ увеличивался с 400 до 450 депутатов (дабы он был идентичен с проектом новой Конституции России) и вводилась смешанная избирательная система. Согласно ст. 3 названного Указа Президента России 225 депутатов Государственной Думы избирались на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам, образуемым в субъектах Федерации на основе единой нормы представительства, остальные 225 депутатов избирались на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.
При этом в рамках пропорциональной системы к выборам допускались не только политические партии, но и политические движения, общественные объединения, сгруппированные в блоки, и так далее. Столь широкое трактование участников избирательного процесса было обосновано стремлением дать право высказаться и побороться за власть всем возможным участникам политических процессов тех лет в рамках правового поля и тем самым избежать радикальных попыток борьбы за власть вне норм закона. Очевидно, что I Государственная Дума современной России была парламентом переходного периода, который просуществовал всего лишь 2 года, и судить о плюсах и минусах избирательной системы, по которой он был сформирован, нецелесообразно.
II, III и IV созывы Государственной Думы РФ формировались по смешанной избирательной системе, общий принцип которой как при формировании II созыва по Федеральному закону от 21 июня 1995 г. N 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», так и при формировании III созыва по Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» оставался неизменным. Данные Федеральные законы закрепляли норму, согласно которой 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, а другие 225 депутатов Государственной Думы избирались по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.
Допущение до участия в выборах именно избирательных объединений и блоков поначалу способствовало подавлению сепаратистских и экстремистских порывов в отдельных частях общества, однако развитие государства все острее ставило вопрос о необходимости переориентации на укрепление многопартийного строительства в России, так как блоки и объединения как участники избирательного процесса отличались непостоянством, отсутствием профессиональных политиков, откровенной конъюнктурой и, наконец, «протаскиванием» в парламент криминальных элементов общества. Именно по этой причине IV созыв Государственной Думы РФ, сформированный на основе Федерального закона от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», хотя все еще формировался по смешанной избирательной системе, в большей степени тяготел к партийному подходу, так как ст. 3 данного Закона, в отличие от всех предыдущих, выделяла политические партии как значимые субъекты избирательной системы. Именно это стало предвестником смены парадигмы государства в порядке формирования парламента страны.
2.2. Проблемные аспекты мажоритарной системы
Проблема эффективности народовластия и народного представительства объективно существует в конституционно-правовой науке и практике. В частности, С.А. Авакьян, рассматривая вопрос эффективности институтов прямой и представительной демократии, отмечает, что предназначение выборов в России сузилось до средства подачи голосов за партии или за конкретных кандидатов по избирательным округам, зависимость парламентариев от избирателей сменилась зависимостью от партийного руководства, а влияние представительных органов на исполнительную власть весьма слабо.
В целях обеспечения эффективности народного представительства должен соблюдаться принцип представления в законодательном органе разных политических интересов, социальных групп. Политические партии призваны выступать посредником между избирателями и представительным органом, именно они формулируют, выражают и аккумулируют политические и общественные интересы, позволяя им реализоваться в деятельности законодательного органа и всей государственной власти.
Отсутствие здоровой и подлинной политической конкуренции способно привести к несоответствию политической структуры парламента реально существующим группам интересов среди избирателей. Данное несоответствие влечет разрыв связи между интересами народа и волей органов власти. Политическая сила в условиях монополии власти получает возможность принимать решения, исходя из своих интересов, связанных в том числе с удержанием и увеличением власти.
Мажоритарная система относительного большинства предполагает, что состав парламента формируется, исходя из результатов выборов в одномандатных округах, в которых для победы кандидату достаточно заручиться поддержкой большего количества избирателей, чем остальные кандидаты.
Согласно М. Дюверже, дуализм партий является «железным законом» мажоритарного голосования в один тур. Иными словами, применение мажоритарной системы относительного большинства по общему правилу приводит к формированию двухпартийной системы, которая впоследствии будет поддерживаться этой избирательной системой.
Дуализм партий, сформированный и поддерживаемый мажоритарной системой, может быть на некоторый период времени сломлен появлением третьей партии. Однако если это политическое объединение будет набирать популярность, то ему удастся преодолеть препятствия, установленные избирательной системой, и дуализм будет восстановлен с обновленным составом. Фактически мажоритарная система является средством устранения малых партий, будь то радикальные партии на обоих флангах или центристские партии.
Выделяются два основных фактора, способствующие формированию двухпартийной системы: феномен поляризации и феномен заниженного представительства. Оба этих фактора обусловлены самим механизмом действия мажоритарной избирательной системы.
Феномен поляризации заключается в том, что избиратель, выбирая между всеми партиями, зная, что наиболее подходящий ему кандидат не выиграет (например, от радикальных или центристских партий), предпочитает поддержать кандидата от партии, представляющей «наименьшее зло». Таким образом, мнения поляризуются, и крупные партии увеличивают свою аудиторию за счет избирателей менее популярных партий и движений.
Феномен заниженного представительства заключается в том, что искажения пропорциональности при мажоритарной системе играют в пользу партии, занявшей первое место, и обращены против остальных партий. При этом искажение пропорциональности представительства двух крупных партий менее значительно, чем у третьих партий. Но по мере роста влияния третьей партии ослабевает влияние одной из двух крупных, после чего феномен заниженного представительства оборачивается против нее и вытесняет из политической системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, анализ государственного строительства большинства стран мира позволяет утверждать, что современные государства, вне зависимости от закрепляемой формы правления (монархия или республика с их разновидностями), предполагают наличие высшего законодательного органа власти (парламента) в своей государственной системе. Не являются исключением и государства, возникшие на территории бывшего Советского Союза.
Однако каждое вновь возникшее государство на постсоветском пространстве по-разному подошло к порядку формирования высшего законодательного (представительного) органа власти, стараясь закрепить такую модель в избирательном законодательстве, которая наиболее полно учитывала бы все исторические, культурные, социальные, экономические и иные условия развития общества и государства. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании, закрепила в главе 5 положение о существовании двухпалатного высшего законодательного органа, получившего название Федеральное Собрание. Одна из этих палат - Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации - является выборной и формируется гражданами России. Вместе с тем ни в первоначальной редакции Конституции РФ, ни после принятия к ней поправок 1 июля 2020 г. в главе 5 не предусматривалось и не предусматривается конкретного вида избирательной системы, по которой формировалась бы данная палата, а ч. 2 ст. 96 Конституции России лишь закрепляет, что порядок выборов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, N 11, ст. 1416.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
5. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
6. Федеральный закон от 02.11.2013 N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.11.2013, N 44, ст. 5642.
7. Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982.
8. Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. N 8. Ст. 740.
9. Указ Президента РФ от 01.10.1993 N 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 11.10.1993.
10. Закон Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О поправке к Конституции Российской Федерации о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета. 2020. 16 марта; СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.
11. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919.
12. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. N 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2398.
13. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3178.
14. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. Утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, N 283, 06.12.1936.
Книги:
15. Васильев В.И., Постников А.Е., Помазанский А.Е. Развитие демократических принципов и институтов на муниципальном уровне: правовые основы. М., 2017. С. 82.
16. Выборы в субъектах РФ 13 сентября 2015 г. Электоральная статистика. М., 2016. С. 374 - 375.
17. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический Проект, 2018. С. 279.
18. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. М., 2005. С. 95.
19. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. С. 67.
20. Марченко М.Н. Правовое государство и гражданское общество (теоретико-правовое исследование): учеб. пособие. М.: Проспект, 2019. 648 с.
21. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 212.
Статьи из периодической печати и сборников:
22. Авакьян С.А. Местное самоуправление как форма публичной власти: конституционные ожидания и реальные конструкции // Юридический мир. 2020. N 1. С. 15 - 20.
23. Авакьян С.А. Модернизация публично-политических отношений и конституционное реформирование: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 9. С. 3 – 6.
24. Авакьян С.А. Народовластие как совокупность институтов непосредственной и представительной демократии: проблемы эффективности // Российское государствоведение. 2014. N 2. С. 4 - 13.
25. Берлявский Л.Г., Махова А.В. Избирательные системы, применяемые на муниципальных выборах в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 6. С. 41.
26. Берлявский Л.Г., Махова А.В. Избирательные системы, применяемые на муниципальных выборах в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 6. С. 42.
27. Бородулина К.Ю., Поспеловская Е.Г. Избирательные системы на региональных и муниципальных выборах: ключевые моменты правового регулирования // Избирательное право. 2014. N 4. С. 13 - 14.
28. Ескина Л.Б. Избирательная система как фактор легитимации представительной власти // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 5. С. 35.
29. Исаев Б.А. Партийная система России: мультипартизм или бипартизм? // Вестник СПбГУ. Политология. Международные отношения. Т. 10. Вып. 3. 2017. С. 212.
30. Киреев Д.А. Влияние коалиционных соглашений на реализацию народовластия // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. N 6 (127). С. 36 - 48.
31. Киреев Д.А. Народное представительство в условиях мажоритарной избирательной системы // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 7. С. 52.
32. Комкова Г.Н. Пропорциональная избирательная система и обеспечение равенства фракций в российском парламенте // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7. С. 32 - 33.
33. Сабаева С.В. Пропорциональная избирательная система на муниципальных выборах в условиях нового партийного строительства // Журнал российского права. 2013. N 6. С. 99.
34. Старостенко К.В. Политический плюрализм и политическое многообразие: некоторые проблемы политической теории // Социум и власть. 2010. N 1. С. 38.
35. Черепанов В.А. Аналитическая записка «Некоторые соображения по поводу проблем, возникших в российской избирательной практике» // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 2. С. 33 – 37.
36. Черепанов В.А. Пропорциональная избирательная система: за и против // Журнал российского права. 2013. N 6. С. 96 - 97.
37. Шугрина Е.С. Местное самоуправление и пропорциональная избирательная система: добрососедство или противостояние? (Обзор заключений, направленных в Конституционный Суд Российской Федерации по делу об использовании пропорциональной избирательной системы на муниципальном уровне) // Местное право. 2011. N 3. С. 33.
Диссертации:
38. Смирнова Н.Н. Органы судейского сообщества в системе обеспечения правосудия в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 9, 19.
Ресурсы информационно – телекоммуникационной сети Интернет
39. Официальный сайт ЦИК РФ. URL: http://cikrf.ru/analog/ediny-den-golosovaniya-2019/kategorii-viborov/vibori-deputatov-predstavitelnih/ (дата обращения: 22.04.2021).
Судебная практика:
40. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана» // СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4557.
41. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П по делу о проверке конституционности положений ч. 3 ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч. 2 и 3 ст. 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в РФ и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана // Собрание законодательства РФ, 18.07.2011, N 29, ст. 4557. Утратил силу.