Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Ребенок растет в семье и с первых лет жизни усваивает нормы сообщества, нормы межличностных отношений, беря из семьи хорошее и плохое, все, что характеризует его семью. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов ее проявлений сопровождает ребенка в семье, от внутриутробной жизни до зрелого возраста. Семья определяется как университет межличностных отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка.
В условиях формирования системы национальных ценностей, а также воспитания и развития детей для их дальнейшей социализации семья приобретает особое значение как лучшая естественная среда для становления и развития человека. Ведь именно в семье происходит процесс первичной социализации ребенка.
Сегодня семья как социальный институт находится в остром кризисе, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), так и внутренние семейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных семей, что приводит к разводу, конечно, не способствует успешному воспитанию и развитию детей.
Создание этого педагогически целесообразного комплекса условий, играющих решающую роль в формировании и развитии личности, изменении микросреды ребенка в образовательных целях, во многом зависит от деятельности родителей. Это, что не менее важно, активизирует и процесс воспитания самого педагога: недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к спонтанности и спонтанности в формировании личности ребенка.
Образование как целевое мероприятие зависит от ряда обстоятельств:
о соответствии образования запросам общества;
о характере семейных отношений;
из опыта социального общения родителей;
из семейных традиций;
от образовательной культуры родителей.
Целью нашего исследования является изучение особенностей воспитания образовательной культуры родителей младших школьников.
Мы решим эту цель за счет следующих задач:
раскрытие сущности понятия «образовательная культура»;
изучение путей, методов и средств формирования воспитательной культуры родителей;
анализ компонентов и уровней воспитания воспитательной культуры родителей;
учет системы принципов, методов и форм, используемых для формирования и повышения образовательной культуры родителей младших школьников.
Для достижения цели и решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
Анализ теоретического материала по теме исследования.
Изучение и анализ опыта практической работы учителей.
Предметом исследования является процесс формирования образовательной культуры родителей младших школьников.
Объект исследования — педагогическая культура родителей.
Тема исследования актуальна, так как в последнее время в обществе произошел определенный кризис в становлении и развитии института семьи, как основного места первичной социализации ребенка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ: СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Сущность понятия, критерии и уровни сформированности педагогической культуры родителей
В «Энциклопедическом педагогическом словаре» культура определяется как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и навыков человека, выражающийся в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в материальные и духовные ценности, созданные ими.
В «Философском словаре» культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и созданных человечеством в процессе социально-исторической практики и характеризующих исторически достигнутый этап в развитии общества.
Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но, выступая как универсальное явление, культура воспринимается, ассимилируется и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая их становление как личность.
Передача культуры из поколения в поколение предполагает усвоение опыта, накопленного человечеством. Следует отметить, что культурная преемственность не происходит автоматически: необходимо организовать систему образования и воспитания, основанную на научном изучении форм, методов, направлений и механизмов развития личности.
Преобразования, происходящие в системе образования, ее демократизация, вариативность и инновационные программы сделали необходимым решение проблем взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, чтобы создать условия для повышения образовательной культуры. родителей.
Что представляет собой образовательная культура в ее современном понимании? В словаре «Семейное воспитание» образовательная культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье.
Педагоги Зверева О. Л. и Кротова Т. В. определяют педагогическую культуру родителей как передачу им знаний, формирование их педагогических навыков, своих умений и навыков, рефлексивное отношение к себе как к учителям.
Семья как движущая сила и образец для подражания играет беспрецедентную роль в развитии растущего человека как личности. Семья — это социальный микрокосмос, отражающий всю совокупность социальных отношений: работу, внутренние и международные события. культура, себе, домашний порядок, бюджет и семейное хозяйство, книги, соседи, друзья, природа и животные. Семья — это основное сообщество, которое дает человеку представление о жизненных целях и ценностях. В семье ребенок приобретает первые практические навыки применения этих понятий в отношениях с другими людьми, усваивает нормы, регулирующие поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей формируются поведенческие привычки и критерии оценки хорошего и плохого, приемлемого и предосудительного, справедливого и несправедливого.
Семья — единственное образовательное учреждение, от которого человек на протяжении всей жизни терпит моральное воздействие. Следовательно, следует говорить не об утрате влияния семьи на ребенка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свои функции с другими институтами. Ведь здоровая семья с тысячей невидимых сыновей связана со многими другими коллективами: работой, школой, детским садом, клубами, внешкольными учреждениями, различными обществами, с другими семьями. Чем обширнее и глубже связи семьи с другими коллективами, тем содержательнее, насыщеннее и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и тем сильнее ее положение в общей системе общественных отношений. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семьей и социальным образованием, тем значительнее будет результат образования как единого целенаправленного процесса.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что прямая функция семьи как социального института заключается в обучении ребенка социальному опыту, накопленному человечеством, культуре страны, ее нравственным нормам и традициям народа. Но все это невозможно без систематического воспитания родителей.
Позитивно влияя на всю структуру семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Обучение родителей — деятельность социальных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний и навыков для воспитания детей в семье; шире, о формировании педагогической культуры населения. Цель педагогического образования родителей — вооружить отцов и матерей определенным минимумом знаний, помочь им в организации самообразования, в формировании учебных навыков и умений. Родителей обучают в обществе различные институты: школы, СМИ, специальные службы.
Содержание педагогической культуры включает следующие аспекты:
знание психологии, физиологии детей, медицины, права;
знания и навыки преподавания, коммуникативные приемы, программы и методы обучения;
ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, свои педагогические убеждения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агавелян, М.Г. Взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. / М.Г. Агавелян – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 128 с.
2. Акутина, С. П. Диагностики и методики работы с родителями (семьей) / С. П. Акутина // Классный руководитель. – 2012. — № 3. — С. 96—102. УДК 373 ББК 74.205
3. Антипова, Е.В. Педагогическая культура родителей – часть общей культуры человека : теоретические основы и методы формирования // Народная асвета. – 2008. – № 7. – С. 89 – 94.
4. Бачева, Е. Родительству стоит учиться! / Елена Владимировна Бачева // Социальная педагогика. - 2013. — № 2. — С. 49—51.
5. Биккулова А.Р. Педагогическая культура родителей / А.Р. Биккулова–Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №12. – С. 20-22.
6. Бушная, Н. «Вселенная добра» : о родительском клубе как средстве формирования социально-педагогической культуры родителей / Наталия Бушная // Минская школа сегодня. - 2013. — № 2. — С. 12—15.
7. Грушецкая, Т. Радость воспитания: вдохновляем родителей : Об особенностях проведения «родительских гостиных» / Т. Грушецкая // Минская школа сегодня. - 2011. — № 3. — С. 38 — 43.
8. Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя : 1-4 кл. / Н. И. Дереклеева. - М. : ВАКО, 2003. - 240 с
9. Емельянова, М. От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству: взаимодействие педагогов с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. – С. 118 – 122.
10. Кобачевская, С.М. Клуб «Сознательные родители» : экспериментальная программа работы с родителями младших школьников // Пачатковая школа. – 2009. – № 2. – С. 27 – 29.
11. Лукашеня, Е. В. Роль школы в повышении педагогической культуры родителей / Е. В. Лукашеня // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2011. — № 12. — С. 29—32.
12. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе : книга для учителя-воспитателя / Л. И. Маленкова. - М. : Педагог. об-во России; ИД "Ноосфера", 1999. - 300 с.
13. Моисеева, Л. Повышение педагогической культуры родителей / Людмила Моисеева, Наталья Гладышевская // Управление школой. Издательский дом «Первое сентября». – 2015. — № 3. — С. 54—57.
14. Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей : инструктивно –методическое письмо МО РБ Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2009.– Режимдоступа: http:// minedu. unibel. by/ ru/main. aspx ?guid= 14451.– Дата доступа: 15.11.2015.
15. Осипова, М.П. Формы приобщения родителей к педагогическому самообразованию // Пачатковая школа. – 2009. – № 6. – С. 8 – 11.
16. Работа с родителями : Пособ. для учителей нач. кл. общеобразоват. учреждений / М.П.Осипова. - Мн. : Экоперспектива, 2003. - 480 с.
17. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
18. Терлецкая, Н.В. Как я работаю с родителями // Начальная школа. - 2009. - № 8. - C. 76-77.
19. Чечет, В. Педагогическая культура родителей // Праблемы выхавання. Серыя «У дапамогу педагогу». - 2009. - № 1. - С. 56-57. ББК 74.90 РБ
20. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Теория, методика, технология : Настольная книга учителя. - М. : Педагог. об-во России, 2000. - 256с