Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 КЛАССИЧЕСКИЕ ПОРОГОВЫЕ МЕРЫ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ………………………………………...…. 5
1.1 Ощущение как элементарный сенсорный познавательный процесс ......... 5
1.2 Формы чувствительности …………………………………………………... 9
1.3 Сущность и классификация порогов чувствительности ………………... 11
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПОРОГОВ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
И ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НИХ ……………………………………….15
2.1 Методы измерения порогов чувствительности ………………………...... 15
2.2 Практическое значение знаний о порогах чувствительности ……….….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .……………………………………………….….… 28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества психофизиологические процессы являются одним из факторов, которые определяют качество жизни человека. От их нормального функционирования зависит, сможет ли человек эффективно осуществлять свою деятельность, развиваться как личность и как профессионал.
Действительно, вооружившись знаниями о чувствительности как важном психофизиологическом процессе, в том числе о порогах чувствительности, человек способен контролировать и регулировать свое здоровье, использовать компенсаторные механизмы для снижения разрушительного воздействия раздражителей на сенсорную систему.
В обыденной жизни человека больше всего волнует порог чувствительность, связанный с болевыми ощущениями. Низкий болевой порог у человека может принести ему множество неудобств и даже страданий. Зная о такой своей особенности, имея возможность измерить свой болевой порог и умея на него воздействовать, можно изменить жизнь, решить многие проблемные вопросы.
Также тема порогов чувствительности актуальна для такой категории лиц, как спортсмены и военные, чья профессиональная деятельность во многом зависит от физиологического состояния систем организма. Они заранее должны знать, как их тело реагирует на те или иные внешние раздражители, чтобы в ответственный момент правильно рассчитывать свои силы. Зачастую от знаний о своих порогах чувствительности зависит жизнь человека.
Такая практическая значимость обеспечивает проблеме порогов чувствительности неугасаемый научный интерес со стороны физиологов, психологов, врачей, а также представителей других профессий уже несколько столетий.
Изучением чувствительности как психофизиологического процесса в различные периоды истории физиологии занимались Э. Г. Вебер, Вундт, С. В. Кравков, Г. Э. Мюллер, Г. Т. Фехнер и многие другие ученые.
Цель работы состоит в изучении специфики пороговой чувствительности, рассмотрении методов ее измерения, способов воздействия на нее и практической значимости.
Объект работы – чувствительность как психофизиологический процесс.
Предмет - пороги чувствительности.
В процессе написания данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «ощущение» как основу чувствительности;
- проанализировать научные данные о порогах чувствительности;
- ознакомиться с методами измерения пороговой чувствительности;
- изучить вопрос практического применения знаний о сущности порогов чувствительности.
ГЛАВА 1 КЛАССИЧЕСКИЕ ПОРОГОВЫЕ МЕРЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
1.1 Ощущение как элементарный сенсорный познавательный процесс
Человек в своей жизни, на всем ее протяжении, пользуется информацией, которую получает благодаря сенсорным познавательным процессам, возникающим при взаимодействии органов чувств с объектами окружающей среды. И познание этой окружающей среды начинается с ощущений. Ощущение с этой точки зрения является простейшим познавательным процессом, благодаря которому функционируют более сложные процессы. Таким образом, от адекватности ощущений зависит эффективность протекания других жизненно важных процессов.
Ощущения продуцируются при прямом воздействии свойств и качеств внешней и внутренней среды на органы чувств. По цепочке нейронов информация о свойствах и качествах предметов и явлений, поступающая от органов чувств, запечатляется в нашем сознании в форме ощущений. При этом ощущение – познавательный процесс, а впечатление – форма отражения действующего на органы чувств раздражителя, сформировавшаяся в нашем сознании. Таким образом, ощущение представляет собой процесс превращения поступающей на органы чувств информации в факты сознания, которые принимают форме разнообразных впечатлений: световых, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных [1].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзман, Р. И. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие / Р. И. Айзман. - М. : ИНФРА-М, 2017. – 147 c.
2. Александров, Ю. И. Возрастная физиология и психофизиология: учебник для академического бакалавриата / А. Д. Ноздрачев. – М. : Юрайт, 2016. - 124 c.
3. Базарный, В. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса / В. Базарный. – М. : Концептуал, 2015. – 432 c.
4. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография / Т. Ф. Базылевич. – М. : ИНФРА-М, 2017. - 231 c.
5. Балин, В. Д. Лабораторные и практические занятия к курсу психофизиологии: учебно-методическое пособие / В. Д. Балин. – М. : РГГУ, 2015. – 242 c.
6. Гусев, А. Н. Общая психология. В 7 т. Т. 2. Ощущение и восприятие / под ред. Б. Братуся. М. : Academia, 2009. – 416 с.
7. Гусев, А. Н. Измерение в психологии: общий психологический практикум / А. Н. Гусев, Ч. А. Измайлов, М. Б. Михалевская, – М. : Смысл, 1998. – 286 с.
8. Епифанова Н. М. Влияние психотерапии на порог болевой чувствительности у пациентов с ожоговой травмой / Н. М. Епифанова, Д. А. Полянина, С. В. Смирнов // Скорая медицинская помощь. – 2006. – Т. 7, № 3. – С. 146-147.
9. Ермолаев, О. Ю. Введение в психофизиологию: учебное пособие по курсу: «Общая и возрастная психофизиология». Гриф Российской Академии образовании / О. Ю. Ермолаев. – М. : Флинта, 2014. – 530 c.
10. Каменская, В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В. Г. Каменская. – М. : Форум, 2014. – 880 c.
11. Кравков, С. В. Очерк общей психофизиологии органов чувств / С. В. Кравков. – М. – 2017. – 934 c.
12. Ломтатидзе, О. В. Общая психология : Сенсорно-перцептивные процессы : практикум [учеб.-метод. пособие] / О. В. Ломтатидзе, А. С. Алексеева. – Екатеринбург : Изд во Урал. ун-та, 2016. — 76 с.
13. Савченков, Ю. И. Основы психофизиологии / Ю. И. Савченков. – М. : Феникс, 2016. – 352 c.
14. Таневич, А. В. Возрастная психофизиология: учебное пособие / А. В. Таневич. – М. : Феникс, 2017. – 710 c.
15. Хэссет, Дж. Введение в психофизиологию: моногр. / Дж. Хэссет. – М. : СИНТЕГ, 2013. – 248 c.
16. Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е. А. Югова. – М. : Академия (Academia), 2012.– 431 c.