Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные литературные произведения, которые создаются в последние годы, часто обозначаются совершенно непонятными и не связанными с текстом заголовками, что вызывает непонимание и недоумение читателей.
Создание качественного заголовка – важная задача для любого писателя и журналиста, ведь именно этот элемент в первую очередь бросается в глаза и от его адекватности и привлекательности зависит интерес читателя к самому тексту произведения.
Степень изученности проблемы. Вопрос о функциях заголовков в текстах художественных произведений рассматривался многими авторами. В научной литературе приведен ряд подробных классификаций типов и функций заголовков в литературных произведениях. Однако ученые не пришли к единому выводу о том, какая из этих классификаций является наиболее оптимальной для анализа текстов художественных произведений.
Цель исследования – проанализировать функции заглавия художественного текста на примере рассказов Н.А. Тэффи.
Объект исследования – заголовки художественных произведений.
Предмет исследования – функции заголовков рассказов Н.А. Тэффи.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и виды заголовков художественных произведений.
2. Рассмотреть функции заголовков в художественном тексте.
3. Дать общую характеристику творчества Н.А. Тэффи.
4. Сформировать классификацию и проанализировать функции заголовков рассказов Н.А. Тэффи.
Материал исследования: рассказы Н.А. Тэффи.
Методы исследования: анализ научной литературы и литературных произведений, описательный, биографический, хронологический, историографический, классификация, синтез, обобщение, контент-анализ, сравнительный.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе собран научный материал по проблеме классификации типов и функций заголовков литературных произведений. Полученные данные можно использовать в процессе продолжения и расширения исследований в этом направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой классификации заголовков рассказов Н.А. Тэффи, что важно для практического изучения этого литературного материала.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ЗАГОЛОВКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
1.1. Понятие и виды заголовков художественных произведений
Заголовок считается одной из сильных сторон любого текста. Сильными сторонами художественного текста также считаются эпиграф, начало, конец произведения и кульминация. А сильная позиция текста – это, в свою очередь, один из способов его продвижения, метод стимулирования читателя на прочтение. Следовательно, заголовок является важной составляющей художественного текста .
В ряде источников понятие заголовка определяется как содержание литературного произведения, обычно помещаемое перед последним.
Как отмечают исследователи, заголовок – это первый элемент произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Он знакомит читателя с миром произведения и активизирует его восприятие. Заголовок также определяется понятием титула и в концентрированной форме передает основную тему или идею произведения .
Заголовок всегда имеет двойственный характер. С одной стороны, это языковая структура, предшествующая тексту и находящаяся «над ним». Поэтому заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и обладающий определенной самостоятельностью.
С другой стороны, заголовок – это полноценная составляющая текста, включенная в него и связанная с другими составляющими всего произведения. Вместе с началом, серединой и концом он составляет определенный план разделения текста – его пространственно-функциональную архитектонику .
Нельзя не согласиться с мнением исследователей о том, что название произведения приобретает особый смысл, становится многозначным после прочтения произведения. Восприятие читателем содержания произведения и его интерпретация заставляют по-новому взглянуть на смысл заголовка.
Как отмечается учеными, заголовки с однозначной семантикой воспринимаются в полной мере только ретроспективно: заглавное слово или фраза обогащаются в тексте эмоциональными коннотациями. А некоторые заголовки вообще невозможно декодировать до чтения текста. И только ретроспективно, прочитав весь текст, читатель понимает значение заголовочной фразы и значение заголовка .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева, А.М. Литература Русского Зарубежья / А.М. Авдеева. – Воронеж: Статут, 2017. – 320 с.
2. Блох, М.Я. Диктема в уровневой структуре языка / М.Я. Блох // Вопросы языкознания. – 2000 – № 4 – С. 56–67.
3. Богданова, О.Ю. Сопоставление функциональных особенностей заглавий художественных произведений и современной публицистики (на англоязычном материале) / О.Ю. Богданова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – Т. 1 «Гуманитарные науки». – С. 140–143.
4. Васильев, А.Д. Интертекстуальность: прецедентные феномены: учебное пособие / А.Д. Васильев. – М.: Флинта, 2013. – 342 с.
5. Веселова, Н.А. Заглавие литературно-художественного произведения: антология и поэтика. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. / Н.А. Веселова. – Тверь, 1998. – 158 с.
6. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. – Москва: Наука, 1980. – 366 с.
7. Володарская, С.Ю., Николаенкова А.А., Панкратов, О.Г. Функции заголовков: особенности стилистических приемов / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Язык и коммуникация. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. – С. 92–101.
8. Джусупов, Н.М. Когнитивно-стилистический подход к исследованию заголовка художественного текста (на материале англоязычной художественной прозы) / Н.М. Джусупов // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2013. – № 2 (035). – С. 47–61.
9. Карпова, Т.П., Гаврилов, Г.А., Петровская, А.М. Стилистика как междисциплинарная практическая область научных понятий: научный дискурс применения терминов и определений / Т.П. Карпова, Г.А. Гаврилов, А.М. Петровская // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–70.
10. Коростылева, Е.Е. Творчество Надежды Тэффи как образец сатирической литературы русской эмиграции / Е.Е. Коростылева // Мир литературы. – 2020. – № 7. – С. 40–54.
11. Корытная, М.Л. Заголовок с позиции психолингвистической теории понимания текста и теории перевода / М.Л. Корытная // Семантика слова и текста: психолингвистические исследования: сборник научных трудов. – Тверь, 1998. – С. 149–155.
12. Кудрявцева, А.В., Иматова, И.Т., Соколовский, С.С. Анализ языковой стилистики как культурного явления и его места в мире / А.В. Кудрявцева, И.Т. Иматова, С.С. Соколовский // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 154–163.
13. Кухаренко, В.А. Стилистическая организация художественного прозаического текста / В.А. Кухаренко // Лингвистика текста: сборник научных трудов МГППИЯ им. М. Тореза. – М., 1976. Вып. 103. – С. 49–59.
14. Левина, В.Н., Лю, Я. Взаимодействие заглавия и текста в функционально-семантическом аспекте / В.Н. Левина, Я. Лю // Научный диалог. – 2017. – № 8. – С. 73–83.
15. Липустина, О.М., Щелок, Т.И. Роль заголовка в проблематике художественного текста / О.М. Липустина, Т.И. Щелок // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zagolovka-v-problematike-hudozhestvennogo-teksta (Дата обращения: 24.04.2021).
16. Лотман, Ю.М. Текст в тексте / Ю.М. Лотман // Текст в тексте: труды по знаковым системам. XIV. Ученые записки Тартуского государственного университета. – Тарту, 1981. Вып. 567. – С. 3–18.
17. Лукин, В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа: учебник / В.А. Лукин. – М. : Ось-89, 1999. – 192 с.
18. Машинина, П.И. Исследование специфических особенностей заголовков художественных произведений: социологический и культурологический анализ / П.И. Машинина // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–132.
19. Надежда Тэффи. Рассказы // Сказки. Литературный портал. – [Электронный ресурс] https://skazki.rustih.ru/rasskazy/nadezhda-teffi-rasskazy/ (Дата обращения: 29.04.2021).
20. Накорякова, К.М. Литературное редактирование / К.М. Накорякова. – М., 2002. – 450 с.
21. Панкова Т.И., Берестенева Л.Ю. Коммуникативное значение применения формализованных методов конструирования текста / Т.И. Панкова, Л.Ю. Берестенева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы массовой коммуникации в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–170.
22. Плаксина, Е.Б. Языковые средства реализации воздействующей функции заголовков / Е.Б. Плаксина, М.Л. Кусова // Политическая лингвистика. – 2011. – № 4 (38). – С. 117–120.
23. Радомская, Ю.Т., Плюшенков, С.В. Средства выразительности в текстах художественной литературы // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и гуманитарные науки. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2017. – С. 88–94.
24. Скударь, Е.В. Название (заглавие) литературного произведения. Размышления редактора / Е.В. Скударь // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика» – [Электронный ресурс] https://vestnik.journ.msu.ru/books/2011/2/nazvanie-zaglavie-literaturnogo-proizvedeniya-razmyshleniya-redaktora/ (Дата обращения: 25.04.2021).
25. Слепакова, И.М., Радминская, Е.А. Роль заголовков в восприятии художественного произведения / И.М. Слепакова, Е.А. Радминская // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2019. – № 3. – С. 68–79.
26. Сребрянская, Н.А., Мартынова, Е.А. Специфика функций заглавий художественных произведений в жанре антиутопии / Н.А. Сребрянская, Е.А. Мартынова // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – 2015. – № 1. – С. 40–47.
27. Трезубцева, Ж.В., Конопляников, П.И., Сверчкова, И.Т. Принципы организации текстов литературных произведений: лексические и стилистические особенности / Ж.В. Трезубцева, П.И. Конопляников, И.Т. Сверчкова // Массовая коммуникация. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 171–177.
28. Трубникова, Ю.В. Текст и его заголовок: проблема структурного и семантического взаимодействия / Ю.В. Трубников // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». – 2010. – Вып. 34, № 27. – С. 121–126.
29. Тюпа, В.И. Аналитика художественного: введение в литературоведческий анализ / В.И. Тюпа. – М., 2001. – 388 с.
30. Фролова, А.К. Творчество русских писателей начала XX века / А.К. Фролова. – М.: Свет, 2019. – 265 с.
31. Хорошева, В.И., Соколовская, А.В. Принципы проведения анализа эффективности художественных текстов: основные параметры и критерии оценки / В.И. Хорошева, А.В. Соколовская // Материалы международной научной конференции «Коммуникационная деятельность в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–62.
32. Шестакович, В.С. Заглавие текста в художественном произведении: определение, типы, функции / В.С. Шестакович // Образование и наука в России и за рубежом. Электронное научно-образовательное издание. – [Электронный ресурс] https://www.gyrnal.ru/statyi/ru/377/ (Дата обращения: 25.04.2021).
33. Юрченко, М.М., Соболева, А.М., Велигодская, П.И. Трудности изучения лексических особенностей художественных произведений в современных условиях развития общества / М.М. Юрченко, А.М. Соболева, П.И. Велигодская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования коммуникационных процессов: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2016. – С. 30–42.
34. Юганов, В.И. Прагматические особенности заголовка микротекста / В.И. Юганов // Текст: структура и анализ: сборник научных трудов. – М., 1989. – С. 187–190.