Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важнейшим требованием общества к подготовке выпускников является формирование у них широкого научного мировоззрения, основанного на прочных знаниях и жизненном опыте, готовности к применению полученных знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.
Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике.
Современной системе образования требуются специалисты с разными качествами, такими как неординарность, творческая индивидуальность, способность воспитывать будущее поколение творчески мыслящим и самостоятельно функционирующим. В связи с этим перед высшей педагогической школой встает задача перехода от массового подхода к профессиональной подготовке учителя к личностно-ориентированному, от процесса передачи знаний к приоритетности развития личности, ее способности к самосовершенствованию.
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Самостоятельная работа студентов: понятия и основные виды
Основная задача среднего специального образования — формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и новаторству. Решить эту проблему невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от учителя к ученику. Необходимо превратить студента из пассивного потребителя знаний в активного создателя знаний, который сможет сформулировать проблему, проанализировать способы ее решения, найти оптимальный результат и доказать свою правильность. Продолжающаяся реформа среднего специального образования существенно связана с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этой связи следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не только важной формой учебного процесса, но и должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы усвоения знаний, развитие творческих способностей студентов, переход от непрерывного к индивидуальному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не только об увеличении количества часов для самостоятельной работы. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает кардинальный пересмотр организации учебного процесса в вузе, который должен быть построен таким образом, чтобы развивать способность к обучению, формировать у студента способность к саморазвитию, творчеству. применение полученных знаний, способы адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов — одно из самых слабых мест в практике высшего образования и одна из наименее изученных проблем педагогической теории, особенно применительно к современным образовательная ситуация (диверсификация среднего профессионального образования, внедрение образовательных стандартов, внедрение системы педагогического мониторинга и т. д.).
Прежде всего, необходимо четко определить, что такое самостоятельная работа студентов. В общем, это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид учебы, создающий условия для возникновения самостоятельного мышления, познавательной деятельности студента, связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и вне его, в контакте с учителем и в его отсутствие.
Самостоятельная работа проводится:
Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических занятиях и семинарах, при выполнении лабораторных работ.
В контакте с преподавателем вне расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при устранении задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.
В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре, когда студент выполняет учебные и творческие задания.
Границы между этими видами работы довольно размыты, а сами виды самозанятости частично совпадают.
1.2 Особенности самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании
Активная самостоятельная работа студентов в системе среднего профессионального образования возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самым сильным мотивирующим фактором является подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы, среди них можно выделить следующие:
• Полезность проделанной работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторной практике, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к задаче существенно меняется в лучшую сторону и повышается качество выполняемых работ. При этом важно психологически настроить ученика, показать ему, насколько необходима выполняемая работа.
Другой вариант использования коэффициента полезности - активное использование результатов труда в профессиональном обучении. Например, если студенту была выдана дипломная (квалификационная) работа по одному из младших курсов, он может самостоятельно выполнять работу по ряду гуманитарных, социально-экономических, естественных и общепрофессиональных дисциплин. дисциплины, которые затем будут включены в качестве разделов в его трудоустройство.
• Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в исследованиях, экспериментальном проектировании или методической работе в данном отделе.
• Интенсивная педагогика — важный мотивирующий фактор. Он предполагает внедрение в учебный процесс активных методов, особенно игрового обучения на основе инновационных игр и игр с организационной деятельностью. В таких играх происходит переход от одностороннего частного знания к многостороннему знанию об объекте, его моделирование с назначением ведущих противоречий, а не просто приобретение способности принимать решения. Первый шаг в этом подходе - бизнес или ситуационное обучение, в том числе с использованием персонального компьютера.
1.3 Цели, содержание и условия организации самостоятельной работы студентов колледжа
Самостоятельная работа в рамках предмета «Организация самостоятельной работы учащихся среднего профессионального образования» охватывает различные типы задач. Учебные, производственные и исследовательские задачи направлены на усвоение теоретических и практических знаний, усвоение и обобщение передового практического опыта и использование творческого потенциала студентов. Их реализация в самостоятельной деятельности студентов происходит через различные формы и виды работ, выбор которых зависит от стадии изучения предмета.
Самостоятельную работу студентов (СРС) можно рассматривать как организационную форму обучения — систему педагогических условий, обеспечивающих руководство учебной деятельностью студентов или деятельностью студентов с целью овладения знаниями и навыками учебно-исследовательской деятельности без посторонней помощи. Проанализируем основные положения курса «Организация самостоятельной работы студентов педагогического колледжа».
Самостоятельная работа студентов осуществляется с целью:
систематизация и закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование навыков пользования нормативной, правовой, справочной и специальной литературой;
развитие у студентов познавательных навыков и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мысли, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие практических (общих и профессиональных) навыков и умений;
развитие исследовательских навыков;
развитие навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности на уровне мировых стандартов.
В учебном процессе среднего профильного учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:
класс;
внеклассные.
Самостоятельная работа на занятиях по дисциплинам осуществляется на занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его команде.
Самостоятельная внеаудиторная работа — это плановая учебная, дидактическая и исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеклассной деятельности по запросу и под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия.
ГЛАВА 2 ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
2.1 Различные подходы к рассмотрению понятия, виды и признаки практико-ориентированного задания
В Концепции модернизации российского образования говорится, что «основная цель профессионального образования — подготовить квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в своей специальности на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующей подготовки».
Современный рынок труда диктует необходимость усиления практической составляющей образовательного процесса, чтобы у выпускников были реальные возможности для достойного трудоустройства. Рынок труда требует не просто теоретически подготовленного специалиста, а человека, способного решать практические задачи. Относительно большой процент студентов по окончании учебы не занимается той профессией, которую они получили. Иногда у них просто нет возможности найти работу по профессии. Основная причина кроется в постоянно растущих требованиях работодателя, которому нужны люди с профессиональным опытом. Часто после окончания среднего специального образования выпускник его не имеет.
Интерес к практико-ориентированным подходам к обучению заключается в их значительно более высокой эффективности по сравнению с другими учебными материалами.
В системе современного образования важно разработать и внедрить в учебный процесс педагогические технологии, повышающие интенсивность, качество, уровень мотивации и привлекательность познавательного процесса. Целью обучения на практике является развитие познавательных потребностей, обеспечение функционирования знаний в мышлении учащихся, организация поиска новых знаний и повышение эффективности учебного процесса. Суть практико-ориентированного обучения состоит в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образной и логической содержательной составляющих; получение новых знаний и получение практического опыта их использования при решении важных задач и задач.
Правила организации практических занятий:
мотивационная поддержка учебного процесса;
связь между обучением и практикой;
осведомленность и активность студентов в обучении.
В рамках практико-ориентированного обучения по специальным дисциплинам развивается внутренняя учебная мотивация, поскольку студенты могут свободно выбирать способ решения обсуждаемой проблемы, сами студенты чувствуют себя компетентными. В системе практико-ориентированного обучения формируются следующие практические опыты:
сравнения, оценки явлений, процессов;
выявление причинно-следственных связей;
ставить задачи;
необходимость дальнейшего пополнения специальных знаний.
Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника знаний, как объекта познания с комплексным подходом к анализу фактов. Практическое обучение влияет на оформление содержания всех составляющих образовательного процесса: учебных дисциплин, учебно-производственной практики, внеучебной самостоятельной работы студентов.
Практическое обучение студентов выполняет в педагогическом процессе определенные функции:
методическая цель, понимаемая учителем как основное направление выбора и конструирования содержания урока;
критерий педагогической ценности при разработке методики урока
мотивация учащихся к обучению;
критерий подготовки.
Для постоянного усвоения знаний по конкретному предмету требуется развитие положительного отношения и интереса к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и лично важный материал обычно воспринимается ими как менее сложный. Таким образом, перед учителем стоит задача организовать учебный процесс таким образом, чтобы он стал познавательно-творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся проходит успешно и необходимы знания. Одним из возможных решений этой проблемы является разработка практического подхода к обучению студентов.
2.2 Разработка практико-ориентированных заданий для обучающихся
Во всех странах практико-ориентированные технологии меняют условия труда и предъявляют новые требования к квалификации сотрудников. Согласно зарубежным исследованиям, 90% трудовой деятельности в настоящее время связано с прямым взаимодействием со СМИ и информационными технологиями. Все, что называется ИТ-революцией, требует нового поколения специалистов, которые должны соответствовать новым требованиям меняющегося мира. Практико-ориентированные технологии имеют решающее влияние на все этапы учебного процесса: от передачи знаний, навыков и умений учащимся до мониторинга их усвоения, обеспечения важных характеристик обучения, таких как качество, избирательность материала, индивидуальность, постоянный мониторинг и самоконтроль. усвоения материала, высокая отдача от использования ресурсов учителя.
Поэтому Конгресс ЮНЕСКО подтвердил эту позицию и предложил рассмотреть несколько моделей использования информационных технологий в компьютерных приложениях и способов организации работы студентов. В последнее время практико-ориентированные технологии все чаще ассоциируются с компьютеризацией учебного процесса. Согласно классификации педагогических технологий (по Г. Селевко), информационные технологии относятся к классу технологий ориентации личностных структур, целью которых является формирование у студентов знаний, навыков и умений через студенто-центрированный подход, что позволяет качественно повысить уровень познавательного интереса. Кроме того, практико-ориентированные технологии дают учителю возможность индивидуализировать процесс обучения за счет дифференциации. Сегодня существует множество технологий, позволяющих решить эту задачу:
система адаптивного обучения - АСО (Границкая А. В.);
коллективные формы обучения - КСО (А. Ривина, В. Дьяченко);
модульная технология обучения;
технология программирования обучения и др.
Мы живем в динамично меняющемся обществе, с быстрым изменением системы знаний, необходимой человеку. Первая часть образования (содержательная) динамично меняется в соответствии с потребностями общества, вторая часть (технология получения знаний) более консервативна. При этом нельзя говорить о технологии обучения как о некоем замороженном процессе, не терпящем изменений, потому что, как и любой процесс, он может улучшаться, меняться, а в некоторых случаях требовать серьезных преобразований. Этот период сейчас наступил.
Необходимость изменения технологий обучения должна определяться наличием крупномасштабного социального заказа и наличием различных средств для внедрения новых технологий обучения. Теперь у нас есть все. С появлением и развитием компьютерных технологий, новых информационных технологий, медиа-технологий появляется желание использовать его мощные инструменты в образовательных целях. Традиционные учебные пособия и учебные пособия получили компьютерную поддержку. Разработаны специальные электронные руководства. Возникло направление «дистанционное обучение».
2.3 Профессионально-ориентированные задания в подготовке будущих специалистов
На сегодняшний день не существует единого научного подхода к определению «профориентационных задач», что объясняется сложностью понятия, а также различием взглядов на проблему. Несмотря на большое количество исследований в этой области, существующие подходы требуют дальнейшего совершенствования. В этом смысле цель данного раздела —проанализировать существующие подходы к термину «профориентационные задания».
Термин «профессионально ориентированные задачи» основан на идее компетентностного подхода к обучению, на котором построена современная система высшего профессионального образования в России. Таким образом, в процессе обучения следует проверять уровень выработки навыков, перечисленных в рабочей программе учебной дисциплины (модуля), следовательно, задания, основанные на навыках со свободно построенным ответом, должны использоваться в качестве инструментов оценки в учебном процессе.
В современном обществе человек сталкивается с различными ситуациями и проблемами. Поэтому задача обучения на текущем этапе развития — вооружить студентов опытом практического применения полученных знаний и развить ключевые компетенции. Эту должность занимает А. В. Мурылев, который выделяет семь ключевых компетенций учащихся: информация, образование, когнитивная, коммуникативная, культурная, благоприятная для здоровья, смысловая ценность, социокультурная, образовательная и когнитивная.
Формирование и оценка компетенций в теории и на практике — довольно сложная задача. Основная трудность состоит в том, что компетенции формируются и проявляются студентами только в процессе деятельности, поэтому эту деятельность необходимо планировать и организовывать в учебном процессе. Операционная основа компетенций основана на том, что их развитие будет происходить в процессе выполнения задач. Хотя рациональные знания и рациональный опыт профессиональной деятельности конструируются самими студентами, такие процессы должны планироваться и организовываться, а не зависеть от их естественного развития.
Следовательно, возникает необходимость разработки профессионально ориентированных задач, отражающих основные компетенции подготовки будущих учителей.
Со ссылкой на научные источники мы смогли раскрыть содержание и основные характеристики специалиста в данной области. В таблице 1 представлен сравнительный анализ подходов различных современных исследователей к определению понятия «профессионально ориентированные задачи».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение многих лет система образования нашей страны ставила своей целью развитие теоретических знаний учащихся общеобразовательных школ. В этом отношении российские выпускники имеют значительное преимущество с точки зрения теоретических знаний перед своими зарубежными сверстниками. Однако сегодня все большее значение приобретают не сами знания, а умение их применять.
В этих условиях одна из задач учителя — организовать уроки таким образом, чтобы изучаемый материал был приближен к практической жизни, необходимо обсуждать практические вопросы и жизненные ситуации. Знакомый и лично важный материал обычно воспринимается студентами как легкоусвояемый. Один из способов добиться этого результата — применить практический подход к обучению.