Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современные школьники зачастую испытывают трудности при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, в особенности при написании сочинения-рассуждения. Работа является актуальной, так как помогает выявить наиболее эффективную методику написания сочинения для успешной сдачи экзамена.
Цель — проанализировать подходы к написанию сочинения-рассуждения.
Задачи — изучение текстов для сочинений-рассуждений прошлых лет, изучение методики обучения написанию сочинения-рассуждения, выявление наиболее эффективной методики написания.
1.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ ЧАСТИ С ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Основные требования к выполнению задания
Часть С ЕГЭ по русскому языку состоит из одного задания — написания короткого реферата-рассуждения в жанре, близком к рецензии или сочинению на основе предложенного текста. Эта задача проверяет:
коммуникативную грамотность (компетенцию) выпускников: умение правильно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая желаемый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка;
это уровень общей культуры, наличие у выпускников личной позиции и умение ее выражать, вступая в диалог с автором текста.
Текст задания части С ЕГЭ на русском языке может отличаться:
1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора.
Изложите свое мнение по вопросам, затронутым в тексте, приведите аргументы.
Оцените речевое оформление текста, назовите 2—3 характерных для данного текста средства выразительности, объясните их роль, приведите примеры.
2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Выразите в нем свое отношение к проблеме, поставленной автором.
Оцените языковое оформление текста: отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности.
3. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).
Объем эссе-рассуждения должен быть не менее 150 слов.
Для успешного выполнения задачи по написанию аргументированного эссе по предложенному тексту необходим его многогранный анализ, некоторые элементы которого входят в тестовые задания, предшествующие частям С.
2.2. Анализ и информационная переработка исходного текста
Содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка, направленная на выявление и интерпретацию содержащейся в исходном тексте информации логического, оценочного и собственно-языкового характера, являются необходимыми этапами работы по подготовке сочинения-рассуждения.
Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определение, осмысление и формулирование его основных содержательных категорий:
темы текста (о чем говорится в тексте? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте?);
идейного содержания (какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать?);
проблематики (какие проблемы поднимаются в тексте?);
позиции автора по затрагиваемым в тексте проблемам (какова точка зрения автора по данным проблемам?).
Чтобы успешно заниматься лингвистическим анализом содержания исходного текста, важно четко понимать содержание понятий «тема», «идея», «проблема», «авторская позиция», а также знать особенности выражения категорий соответствующего содержания в текстах разного типа.
Тема текста — это не просто объект изображения (о том, что автор пишет в тексте), а определенные аспекты определенного понятия, явления жизни, которые автор выделяет, передает по-своему и часто оценивает.
Идея текста (идейный смысл текста) — это основная идея текста, его главный вывод. Идеологический смысл текста всегда четко соотносится с его главной проблемой. Поэтому правильное определение центральной идеи текста (центральной идеи автора) является главным условием правильного определения основной проблемы (главной проблемы) текста.
Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т. п. Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса (приложение 1.1).
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАДАНИЕМ ЧАСТИ
С ЕГЭ
3.1. Основные этапы подготовки текста сочинения-рассуждения
В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-мотивировке должны присутствовать следующие разделы обязательного содержания:
1. Общая характеристика темы и проблемы текста. Выделение одной из проблем и подробный комментарий к ней.
2. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
3. Выражение собственной позиции выпускника и ее аргументация.
Анализ речевого оформления исходного текста и используемых в нем языковых средств выразительности также можно выделить в специальный раздел композиции-рассуждения. Однако, если это специально не оговорено в задании, наблюдения за языковыми особенностями текста могут быть включены в те композиционные части эссе, в которых рассматриваются проблемы текста и позиция автора.
Необходимость специальной подготовки каждого из перечисленных выше содержательных разделов реферата-рассуждения определяет специфику организации работы по реализации творческого задания Части В ЕГЭ по русскому языку и основных этапов этой работы.
К подготовке эссе-рассуждения следует приступать только после того, как будет проведен контентно-лингвистический анализ исходного текста, в результате которого уже определены тематика текста, его идейное значение и проблемы.
Этап I. На данном этапе работы на основе материалов, полученных в результате разностороннего предметного и лингвистического анализа исходного текста, необходимо включить в проект некоторые общие рассуждения (фразы) по теме текста (о чем текст?) И его проблемах (какие проблемы поднимаются в тексте?). При этом особое внимание следует уделить постановке общих и частных проблем, поставленных автором в тексте.
Постановка проблемы — это краткое и точное изложение характера сложной или спорной проблемы, поднятой в тексте. Правильная постановка основных проблем исходного текста — один из основных показателей правильного понимания и интерпретации исходного текста.
Далее следует выделить одну из наиболее значимых проблем исходного текста, особенно внимательно рассмотреть ее формулировки и прокомментировать эту проблему.
Комментарий к проблеме — это пояснительная записка, рассуждение, показывающее, в чем проблема, между какими явлениями существуют противоречия или конфликт, что они собой представляют или как они выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного отношения к проблеме.
Комментарий к проблеме должен быть связан с предложенным текстом. При этом в качестве комментария не следует давать простую переработку текста или его части, а также цитировать большой фрагмент анализируемого текста. Необходимо своими словами (можно использовать небольшие цитаты) объяснить суть проблемы, написать, о чем автор говорит и о чем думает.
Создание собственного текста и его хорошее языковое оформление - довольно сложные задачи. Поэтому уже начиная с первого этапа работы над текстом сочинения необходимо помнить о его грамотном и выразительном языковом оформлении. Для этого подойдут некоторые фразы-клише, которые можно использовать в разных частях текста сочинения.
Для характеристики тематики текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов могут быть использованы следующие конструкции — приложение 2.1.
II этап. Данный этап подготовки текста эссе предполагает четкую формулировку авторской позиции по охарактеризованной проблеме и закрепление соответствующих положений в проекте.
1. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте.
2. Способ выражения авторской позиции зависит от выбранного стиля и типа речи.
3. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.
Позиция автора может быть сформулирована как в сокращенном, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из оригинального текста.
Для передачи позиции автора оригинального текста могут быть уместны следующие фразы — приложение 2.2.
III стадия. Важным этапом работы над эссе является определение собственной позиции по проблемам текста (или по одной из проблем, поднятых автором). Вы должны четко изложить свое отношение к тому, что вы читаете (или отношение к комментируемой теме), обосновать это и сделать соответствующие пометки в черновике.
3.2. Поэтапная работа над сочинением с помощью упражнений
В приложении 3 приведен набор упражнений для поэтапной работы над сочинением-рассуждением, с учетом анализа экзаменационных работ прошлых лет:
1. Упражнения по определению, формулированию и комментированию проблем исходного текста.
2. Упражнения по определению и формулированию позиции автора, определению собственной позиции и ее аргументации.
3. Упражнения по композиционному оформлению сочинения и его целостному анализу.
4. Обобщающие упражнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для построения системы преподавания написания экзаменационных сочинений в старшей школе преподаватель должен опираться на научные и методические основы при работе над связным языком учащихся: принципы и условия формирования навыков письма, требуемые языковые и коммуникативные навыки учащихся. Необходимо знать требования к эссе и наиболее частые ошибки в эссе учащихся.
Знание научных и методических основ развития связного языка для поможет учителям преодолевать трудности в формировании коммуникативных навыков и способствовать повышению функциональной компетентности выпускника. Программы русского языка работают над развитием языка, в ходе которых формируются коммуникативные навыки. Развитие связного языка для учащихся означает обучение их восприятию и созданию текстов, ориентированных на общение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Словари
1. Ефремова Т. Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т. Ф. Ефремова, В. Г. Костомаров. — М., 1999.
2. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева [и др.]. — М., 2003.
3. Литература: справочные материалы / С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, К. Д. Вишневский [и др.]. — М., 1988.
4. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. — М., 1987.
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М., 1999.
6. Орфографический словарь русского языка / под ред. И. М. Стронской. — М., 1996.
7. Русский язык: энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. — М., 1998.
Учебные издания
1. Александров В. Н. Десять дней до экзамена: русский язык: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2006.
2. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: сочинение-рассуждение: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2005.
3. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: справочные материалы, контрольно-измерительные упражнения, создание текста / В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева; под ред. И. П. Цыбулько. — Челябинск, 2004.
4. Власенков А. И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М., 2004.
5. Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности: учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. школ, гимназий и лицеев гуманитарной направленности / А. И. Горшков. — М., 1995.
6. Единый государственный экзамен по русскому языку: эта непростая часть С...: метод. пособие для учителя. — Воронеж, 2003.
7. Единый государственный экзамен: русский язык: контрольные измерительные материалы / В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова [и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой. — М., 2006.
8. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2006 г. / О. В. Загоровская, О. В. Григоренко, Т. И. Канина, Е. В. Васильева. — Воронеж, 2006.
9. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.