Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное информационное общество требует учащегося, который способен самостоятельно учиться и неоднократно переквалифицироваться в течение постоянно меняющейся жизни, готов к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не то, чтобы у него были накопления на будущее, запас какого-то внутреннего багажа всего, что было изучено, а проявление и умение использовать то, что есть, то есть, не структурное, а функциональное качество деятельности.
Поэтому проблема успешного самостоятельного усвоения новых знаний, навыков и компетенций, в том числе умения учиться, в настоящее время является приоритетной. Освоение универсальных учебных действий открывает для этого большие возможности. Поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предмет, но и метапредмет (мыслительные действия, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личные результаты.
Разработка концепции развития универсальной образовательной деятельности в российской системе образования отвечает новым социальным потребностям, отражающим переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью обучения является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как способность к обучению. Целью данной программы является изучение универсальных учебных действий и особенностей их выполнения на уроках математики в школе.
Способность к обучению является важным фактором, повышающим эффективность овладения учащимися предметными знаниями, развитие навыков и компетенций, образа мира и ценностно-смысловой основы личного нравственного выбора. Основным отличием школьных стандартов нового поколения является отношение к достижению не только объективных образовательных эффектов, но прежде всего формирование личности учащихся, владение универсальными методами учебной деятельности, обеспечение успеха в познавательной деятельности на всех этапах обучения. дальнейшее образование.
Универсальная образовательная деятельность должна быть основой выбора и построения содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения общего образовательного процесса.
Освоение универсальных учебных действий учащимися происходит в контексте различных учебных дисциплин и, в конечном итоге, приводит к формированию умения самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции, в том числе к самостоятельной организации процесса усвоения, то есть, способность учиться.
Эта способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия представляют собой обобщенные способы действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как по разным дисциплинам, так и в самой структуре учебной деятельности, включая осознание учащимися своих целей, смысловое значение и рабочие характеристики.
Таким образом, достижение «способности к обучению» предполагает полное овладение всеми составляющими учебной деятельности, к которым относятся: учебные мотивы; образовательная цель; учебное задание; учебные мероприятия и операции (руководство, преобразование материалов, контроль и оценка).
Цель курсовой работы: раскрыть пути формирования универсальных учебных действий посредством математической сказки в начальной школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что систематическое применение математических сказок будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
дать понятие универсальных учебных действий;
раскрыть виды универсальных учебных действий;
показать особенности формирования универсальных учебных действий в применении математических сказок в начальной школе.
Объектом исследования является процесс формирования универсального учебного действия в начальных классах на уроках математики.
Предмет исследования — развитие УУД в начальных классах с использованием математических сказок.
Методологической основой работы стал общенаучный метод диалектики, а также специальные научные методы, среди которых: логический, сравнительный, системно-структурный, системно-функциональный.
Научная основа исследования. Теоретическую основу исследования составили труды: Асмолова А.Г., Карабоновой О.А., Воровщикова С.Г., Орловой Е.В., Шамовой Т.И., Новожиловой М.М., Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б., Лазаревой Л.И., Васильчук Г.Т. Хуторской А.В. и т.д.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1.1. Понятие универсальных учебных действий
В семье начинают формироваться универсальные воспитательные действия, в школьной системе они становятся направленными на социальный заказ образовательного процесса школы. Общеобразовательная подготовка развивается и превращается в закрепленные ранее устойчивые универсальные учебные действия, при этом повышается степень самостоятельности, вариативности, творческого и нетривиального подхода, устанавливаются профильные учебные действия.
Термин «универсальные учебные действия» в самом широком смысле означает способность к обучению, то есть способность субъекта развиваться и совершенствоваться, сознательно и активно усваивать новый опыт.
По мнению А.В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных сферах, так и в структуре самой учебной деятельности, в том числе в сознании учащихся, в своей целевой направленности, своей операционной характеристики, значении».
В более узком (сугубо психологическом) смысле этот термин можно определить, как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), позволяющих самостоятельно усваивать новые знания, в том числе формировать навыки, организовывать этот процесс.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г., Карабонова О. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий: пособия для учителя / А.Г Асмолов, О.А. Карабонова. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
2. Анисимова Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе / Е.В. Анисимова // Журнал педагогический мир. - № 13. - 2015. - С. 21.
3. Букреева С.Н. Формирование универсальных учебных действий в основной школе / С.Н. Букреева. Математика в школе. - 2014. - № 1. - С. 17.
4. Воровщиков С.Г., Орлова Е.В. Развитие универсальных учебных действий: монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. - М.: Прометей, 2013. - 185 с.
5. Воровщиков С.Г., Шамова Т.И., Новожилова М.М. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова. - М.: Знание, 2011. - 261.
6. Гузенкова М.В. Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальных классах / М.В. Гузенкова. Официальный сайт Инфоурок. http://infourok.ru/konkurs.
7. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Программа формирования универсальных учебных действий: пособие / Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. - М.: Просвещение, 2012. - 193 с.
8. Куцуева И.К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий, как средство повышения качества образовательных результатов / И.К. Куцуева. Официальный сайт Инфоурок. http://infourok.ru/konkurs.
9. Лазарева Л.И., Васильчук Г.Т. Формирование универсальных учебных дисциплин / Л.И. Лазарева, Г.Т. Весельчак // Начальная школа. - 2014. № 8. -23 с.
10. Петрова Л.Ф. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики / Л.Ф. Петрова // Начальная школа. - №12. - 2015. - С. 20.
11. Сокольчик М.Н. Педагогические приемы формирования УУД на уроках в начальной школе // Официальный сайт Инфоурок. http://infourok.ru/konkurs.
12. Смирнова А.Т. Формирование универсальных учебных действий в обучении математике / А.Т. Смирнова // Начальная школа. - № 6. - 2014. - С.15.
13. Синицына Г.И. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе / Г.И. Синицына. Официальный сайт Инфоурок. http://infourok.ru/konkurs.
14. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать Федеральные государственные образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет- журнал «Эйдос». - 2012 - №1.- С.12.
15. Алейникова И.Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов [Текст] / И.Т. Алейникова // Управление школой. - 2013. - №11. - С.38-40.
16. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская/ под ред.А.Г. Асмолова, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 153с.
17. Буданова О.В. Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту [Текст] / О.В. Буданова // Завуч начальной школы. - 2013. - №4. - С.3-24.
18. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский. - М.: Просвещение, 2012. - 173с.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
20. Гневанова Г.Л. ФГОС начального образования [Текст] / Г.Л. Гневанова // Управление начальной школой. - 2013. - №7. - С.10-24.
21. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2014. - 274с.
22. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: учебник для вузов/ под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 127с.
23. Коджаспирова Г.М. Познавательные УУД как средство развития логического мышления [Текст]: пособие для студентов высших и средних педагогических заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 86с.
24. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект/ под ред.А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2015. - 40с.
25. Логические упражнения на уроках математики 1-2 класс [электронный ресурс]. - свободный-Фестиваль педагогических идей.
26. Мамонтова Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО [Текст]: пособие для учителей начальных классов/ Л.В. Мамонтова. - М.: Просвещение, 2012. - С.73-74.
27. Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст] / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №1. - С.74-81.
28. Мухамедъянова Р.Р. Использование сказок в процессе обучения математике// Сибирский педагогический журнал, 2007. – № 5. – С.233-242
29. Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст] / В.В. Павлова // Начальная школа. - 2011. - №4. - С.33-36.
30. Подсвирова С.П. Формирование универсальных учебных действий средствами математических упражнений [Текст] / С.П. Подсвирова // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - №5. - С.74-81.
31. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст]: пособие для учителей начальных классов/ Г.А. Цукерман. - М.: Педагогический центр "Эксперимент", 2012. - 362с.
32. Эльконин Д.Б. Система развивающего обучения [Текст]: пособие для студентов педагогических вузов/ Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.: издательский центр "Союз", 2009. - С.153-157.