Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
По словам А.С.Каргина, танец – это искусство, его специфика состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека он передает без помощи речи, средствами движений и мимики [22].
В современном мире вопрос эстетического воспитания подрастающего поколения достиг «точки кипения». На педагогах дополнительного образования общеобразовательных школ, лежит миссия эстетического воспитания. Наша задача увлечь как можно больше детей занятиями различного рода искусства, чтобы подрастающее поколение не погрязло в потребительском отношении к жизни.
Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства.
Объект исследования - деятельность хореографического коллектива.
Предмет исследования - организация творческой деятельности хореографического коллектива.
Цель данной работы – раскрыть специфику работы, выявить и обозначить необходимые условия для организации творческой деятельности хореографического коллектива.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть основные художественно-педагогические качества режиссера-постановщика образования;
- изучить основы педагогического воздействия как основу руководства хореографическим коллективом;
- провести практические исследования методов и приемов хореографии в формировании и развитии коллектива.
Методы исследования, применяемые в работе: сравнительно-сопоставительный; метод включенного наблюдения.
Степень изученности. В процессе исследования творчества и творческой деятельности хореографического коллектива автор использовал труды И.А. Моисеева, А.П. Кириллова, Д.Н. Катышевой, Л.С. Выготского, С.О. Грузенберга и др. Структура творчества была определена Л.А. Пономаревым, В.И. Белозерцевым. Н.Д. Никандров, И.О. Исаев и др. характеризуют педагогическую деятельность как творческий процесс.
Практическая значимость данной работы заключается в изучении особенностей педагогической работы с хореографическим коллективом с учетом возрастных особенностей.
Рекомендации могут быть полезными для педагогов дополнительного образования, преподавателей ритмики и музыкальных руководителей дошкольных учреждений, хореографов студий и кружков детской художественной самодеятельности.
Новизна работы заключается в том, что сделаны попытки анализа творческой деятельности хореографического коллектива.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
1.Теоретические аспекты изучения художественно-педагогических качеств режиссера-хореографа
1.1.Личностные и профессиональные качества режиссера-хореографа
Сегодня существует множество учебных заведений, которое готовят режиссеров-хореографов как в профессиональную сферу, так и в любительскую. В них для каждой профессии обозначаются примерные черты характера, которыми должен обладать человек, чтобы преуспеть в какой-либо профессии. В каждой профессии нужно обладать определенными качествами.
В профессии режиссера-хореографа также необходимо обладать специальными качествами, которые помогут не только творить, но и воспитывать коллектив и управлять им. Объединять хореографов и в профессиональной, и в любительской сферах должен характер. У каждого человека он уникальный, как и черты, привычки, темперамент. Но существуют личные и профессиональные качества, без которых человеку будет крайне сложно двигаться в этой профессии.
Выделим некоторые из этих качеств, которые мы считаем основными для профессиональной деятельности режиссера-хореографа.
1.Профессионализм.
Первое и самое главное качество, которым должен обладать режиссер-хореограф. Из профессионализма произрастают другие качества, необходимые в этой профессии.
Если хореограф является профессионалом в своем деле, это видит весь коллектив, с которым ему предстоит делать постановку балета или детский танец. Когда хореограф уверен в том, что делает, это заметно всем, хореограф зарабатывает авторитет в коллективе. Профессионального человека хочется слушать, его увлеченность и знание дела подкупает исполнителей.
2.Уверенность в себе
Это качество косвенно тоже зависит от уровня профессионализма хореографа. Человек, который знает, что делает, уверен в себе - это видно всем. Знания, подкрепленные опытом, дают мощную веру в себя, и это видят окружающие. Такого человека сложно "поймать" на неточности, потому что он знает свое дело досконально, его слова и действия не подвергаются комментариям и осуждению. К уверенному в своем деле профессионалу обычно не бывает вопросов.
Каждый человек должен учиться преподносить свою уверенность в коллективе так, чтобы не вызвать отторжения. Коллектив осудит самовлюбленность, зазнайство и высокомерие. Эту тонкую грань нужно чувствовать: оставаться лидером, но внимательным и чутким, прислушиваться к возможным комментариям, без агрессии вести свою линию. Но в то же время важно уметь признавать свои ошибки: в этом проявляется суть по-настоящему уверенного в себе человека.
3.Лидерство.
Существует мнение, что это качество можно натренировать, но тогда делать это нужно с детства. Потому что истоки лидерских качеств лежат глубоко в детстве. Многое зависит от семьи и от того, насколько здоровая атмосфера была в ней, насколько ребенок был любим, сколько получал похвалы и одобрения от близких людей.
Далее это переносится на взаимоотношения в школе. С первых лет в классе видно лидера - он как будто ничего не делает, но собирает вокруг себя одноклассников, которые готовы следовать за его идеей.
Диана Вишнева была таким лидером в своем классе: если перед уроком в отсутствии педагога занималась она, то занимались все. Лидер сам искренне увлечен идеей, люди вокруг это чувствуют и подключаются к нему.
В процессе постановки танца это необходимо: нужно передать идею исполнителям там, чтобы они захотели включиться. Некоторым людям ничего не нужно для этого делать: они и так достаточно увлечены и увлекают за собой коллектив. Кажется, что невозможно их не слушать, не повторять за ними и не делать с первого раза, что они просят. При таком руководителе исполнители не переговариваются во время работы, сконцентрированы на работе, внимательны.
Другим же нужно воспитывать в себе это качество: работать над настоем, держать голос позитивным и бодрым, не давать исполнителям ни минуты простоя, уметь отвечать на неудобные вопросы, выкручиваться из неловких ситуаций, касающихся постановки. Далеко не у всех получается выработать в себе эти качества. Но без них невозможна эта работа, поскольку тогда она станет невыносима.
4.Требовательность.
Хореограф придумал идею постановки и лексику танца, и он должен отстаивать "интересы" своего произведения до конца, несмотря ни на что. Добиваться чистоты и точности исполнения хореографии, останавливать, просить повторить еще раз, пока нужный результат не будет достигнут. Возможно, делать это следует не слишком напористо, а естественно по ходу рабочего процесса, не давая исполнителям отвлечься ни на минуту.
Таким образом, можно дать понять и детям в ансамбле, и взрослым артистам: пока хореограф не увидит нужного ему результата согласно задумке, пока каждый исполнитель не отработает идеально, паузы не будет. Да, иногда нужно давать артистам перерыв и чувствовать грань, но идея должна остаться прежней: достигать результата здесь и сейчас. Возможно, это можно расценить как манипуляцию, но результат того стоит:
• чистое и синхронное исполнение задуманной хореографии
• уважение исполнителей: они видят, что хореограф "болеет" за свою работу и добивается результата, это подкупает
5.Справедливость и нравственность.
Работа с любым коллективом (и взрослых, и детей) - крайне сложная, и требует особого подхода. Руководитель всегда на виду, он просвечивается перед исполнителями как рентгеном, невозможно скрыть свои пороки. Люди чувствуют абсолютно все: равнодушие, черствость, поверхностное отношение.
В ходе постановки танца возникает множество спорных рабочих моментов, и хореографу нужно уметь быстро принимать решения в кратчайшие сроки. Но делать это нужно справедливо, никого не обидев и не наступив на чьи-то интересы. Коллектив отлично видит пристрастное отношение хореографа к одним и неприязненное к другим, легкомыслие в профессиональных оценках, ложные обещания.
Режиссер-хореограф должен воспитывать в себе лучшие качества, потому что исполнители не захотят подчиняться человеку, у которого множество пороков и скверных качеств. Бывает, что в таких случаях даже профессионализм не спасает: люди просто перестают воспринимать хореографа как человека, способного вести за собой.
Также люди не пойдут за слабым, неуверенным в себе человеком, который не может отстоять не только своей постановки, но и не может отличить хорошее от плохого или даже не может заявить об этом.
Так, будущему хореографу нужно каждый день работать не только над профессиональными качествами, но и над организацией своей личности. Да, это может показаться противоестественным, но нужно воспитывать в себе лучшие качества, насколько это возможно. Талант, ум, долг и чистая совесть никогда не подведут.
1.2. Педагогическое воздействие как основа руководства хореографическим коллективом
Необходимой предпосылкой эффективного педагогического руководства детским хореографическим коллективом является умение педагога планировать свою деятельность. В связи с этим необходимо подчеркнуть ещё одну сторону педагогической деятельности балетмейстера: пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь в них огонек
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: первые три года обучения. СПб.: 2008.
2. Базарова, Н. П. Классический танец / Н.П. Базарова. - М.: Искусство, 2015. - 200 c.
3. Богданов Г. Работа над сценической русской народной хореографией. .– М., ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства», 2009. – 160с. ,ил. ,нот.
4. Богданов Г. Урок русского народного танца. / Г. Богданов. – М., 1995. –103с.
5. Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПб.: 2007.
6. Ванслов, В. Статьи о балете / В. Ванслов. - М.: Музыка, 2016. - 192 c.
7. Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. / К. Я. Голейзовский. – М. ,1964. – 94с.
8. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальныедвижения и комбинации на середине зала: Учебное пособие для вузов/Г. П. Гусев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.
9. Луцкая, Е. Жизнь в танце / Е. Луцкая. - М.: Искусство, 2015. - 130 c.
10. Романы без слов. Достоевский на петербургской балетной сцене. - М.: Балтийские сезоны, 2017. - 240 c.
11. Андрощук Л.М. Формирование индивидуального стиля деятельности будущего учителя хореографии [электронный ресурс]. – Режим доступа httpmydisser.comrucatalogview23824612013.html
12. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [текст]. - М.: Медицина, 2018.
13. Бухвостова Л.В. Щекотихина С.А. Балетмейстер и коллектив. – Орел Орловский ГИИиК 2011. - 248 с.
14. Гутковская С. Профессиональная подготовка специалиста-хореографа в ВУЗе концептуальный подход [электронный ресурс]. – Режим доступа httpwww.stattionline.org.uapedagog10619670-professionalnayapodgotovka-specalista-xoreografa-v-vuze-konceptualnyj-podxod.html
15. Калинина Е. А. Педагогические условия формирования творческой индивидуальности будущего руководителя хореографического коллектива в системе высшего профессионального образования. Педагогика искусства. [электронный ресурс]. – Режим доступа httpwww.art-education.rusitesdefaultfilesjournal_pdfkalinina_2.pdf
16. Калинина Е. А. Формирование творческой индивидуальности руководителя хореографического коллектива на занятиях народным танцем [текст] // Инновационные образовательные технологии 2013. – С.111-113.
17. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе [текст]. – М.: Просвещение, 2014.
18. Кобурнеева Е.О. Традиции и новаторство в хореографическом образовании [текст] // Сборник статей Московской академии хореографии о театре балете и музыке – 2010. – 20 – с.41-46
19. Козловская А.З. Значение воспитания в процессе творческого развития [текст] // Вестник Академии русского балета – 2012 - 28 – с.274- 281
20. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы [текст]. – М.: 2014.
21. Матюхина, Т. И. Увлекательная хореография [текст]. Дополнительное образование и воспитание № 2, 2010.
22. Мярина Ю.Р. Учитель с большой буквы [текст] Вестник Якутского хореографического училища им. А.В. Посельских. – 2013. – 10. – С..24-25
23. Терещенко Н.В. Творческая основа формирования индивидуального стиля деятельности учителя балльной хореографии [электронный ресурс]. – Режим доступа httpwww.infolibrary.com.ua
24. Фомкин А.В. Проблема изменения требований к преподавателю балета в связи с предстоящим введением образовательных стандартов третьего поколения в системе подготовки артистов балета [электронный ресурс]. – Режим доступа httpwww.ssc.smr.rumediajournalsiz vestia20102010_3_671_677.df
25. Хореографическое образование на рубеже XXI в.: опыт, проблемы, перспективы развития [текст]. 2005. - Тамбов., 2005. - С. 152.
26. Шамрова А. А. Сущность понятия «индивидуальный стиль профессиональной деятельности хореографа» [электронный ресурс]. – Режим доступа httpwww.rusnauka.com10_NPE_2008Musica AndLife29427.doc.htm
27. Юрова Н. В. Основные направления развития профессиональной компетентности [текст] // Инновационные образовательные технологии. – 2010. - 2. - С.59-63.