Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении преобладает личностно-ориентированная модель организации учебно-воспитательного процесса. В центр всей воспитательной системы ставится ребенок с его интересами, богатым и неповторимым внутренним миром, желаниями и потребностями.
В основе воспитательной системы лежат принципы уважения к личности ребенка. Эти принципы должны помочь ребенку в личностном развитии, стимулировать его к дальнейшему совершенствованию, саморазвитию .
Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг .
Сегодня уже с дошкольного возраста необходимо обеспечить ребенку комплексное и всестороннее развитие. Важно дать детям не просто определенный набор знаний, а выработать у них интерес к занятиям, к познанию. Необходимо поддержать и развить естественную любознательность, познавательную активность. В дальнейшем все это будет способствовать формированию творческой личности, с активной жизненной позицией, с умением мыслить, принимать решения. Современное образование нуждается и в широком применении здоровьесберегающих технологий, ориентированных на сохранение физического и психического здоровья ребенка, обеспечение полноценного и гармоничного развития личности .
В связи с этим, работа с детьми дошкольного возраста должна охватывать все сферы развития ребенка. В соответствии в ФГОС ДО, выделяют 6 основных сфер развития ребенка дошкольного возраста:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Музыкально-танцевальное развитие
6. Физическое развитие .
Основное внимание уделяется организации игровой деятельности детей, что объясняется тем, что именно игровая деятельность представляет собой ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игровая деятельность позволяет реализовать основные потребности детей, развить их навыки. В результате игровой деятельности дети учатся взаимодействовать с окружающими людьми, вливаются в мир взрослых. При помощи игры ребенок учится общаться, взаимодействовать не только со взрослыми, но и с другими детьми. Совместная деятельность объединяет детей, дает им общую цель, формирует совместные интересы. Дети самостоятельно распределяют обязанности, устанавливают цели, формируют конкретные задачи, которые им необходимо решить для того, чтобы достичь поставленной цели. В процессе игровой деятельности дети развиваются, взрослеют, у них происходит ряд преобразований, формируются психические новообразования, формируются социально-значимые навыки, формируются навыки социально приемлемого поведения .
Путем организации различных видов игровой деятельности, представляется возможным оказывать различное воздействие на личность ребенка. Игра обладает огромным воспитательным потенциалом, позволяет решить ряд прикладных проблем. В ходе организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, необходимо задействовать игровые технологии и различные игровые элементы. При помощи игр у детей формируется социальный опыт, развивается речь, формируются различные психические качества, такие, как память, воображение, познавательная активность, любознательность. Многие игры направлены на формирование положительных и доброжелательных отношений, на формирование умения договариваться, распределять роли и обязанности, на оказание взаимопомощи при решении различных задач. В процессе игры у детей формируется эмоциональный фон, формируются различные чувства. В процессе игровой деятельности формируется самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, чувство взрослости .
Без игры полноценное развитие ребенка невозможно. Игра представляет собой отдельный, самостоятельный вид деятельности. В процессе игры коммуникация неизбежна, и ее успешность во многом зависит от того, каким образом воспитатель организует эту деятельность, насколько умело он будет направлять ее в русло конструктивного диалога, сотрудничества, взаимодействия.
Различают игру как самостоятельный вид деятельности, инициированную непосредственно детьми. Такая форма игры протекает спонтанно, без участия воспитателя. В такой игре дети имеют возможность раскрыться, самовыразиться. Сюжет такой игры развивается спонтанно, с импровизацией. В такой игре развивается фантазия, интерес к сверстникам, общительность .
Отдельно выделяется игра, организованная воспитателями. В такой игре важная роль отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Особая значимость в организации такого взаимодействия отводится созданию сюжета и сценария совместной деятельности. Именно совместными усилиями воспитателя и детей должны достигаться основные образовательные цели и задачи. Совместная деятельность, активное взаимодействие с воспитателем и между собой – это те основополагающие факторы, которые способствуют стремительному развитию детей, проявлению творческого подхода к решению задач. Это способствует воспитанию ума, развитию гибкости и критичности мышления. В ДОУ важно создать такую обстановку, в рамках которой будет происходить тесное сотрудничество и взаимодействие между детьми и взрослыми. При этом отношения между ними должны быть равными .
Важная роль в воспитании детей уделяется организации игровой развивающей среды. Так, все пространство в образовательном учреждении должно быть строго зонировано. Необходимо создать максимальное разнообразие зон игровой деятельности, в рамках которой каждый воспитанник сможет реализовать свои индивидуальные интересы и потребности .
Важно организовывать в дошкольном учреждении уголки, в которых дети могли бы заняться самостоятельными делами. При этом уголки должны быть направлены на то, чтобы обеспечить детям активные виды деятельности, различные виды творческой деятельности. Уголки самостоятельной деятельности направлены на развитие игровой, двигательной и изобразительной деятельности. Уголки подразумевают возможность реализации театрализованной, конструктивной деятельности. Уголки обеспечивают детям возможность использовать различные материалы для организации собственной игровой деятельности, различных видов занятий .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаренко А.К.: Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. - М.: Московский государственный педагогический институт, 2015. - 96 с.
2. Волков, Б. С. Дошкольная психология. Психическое развитие от рождения до школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Академический Проект, 2017. — 287 c.
3. Горина, Е. А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Горина // Психолого-педагогический Гаудеамус. - №4. – Т.16. – 2017. – С.79-84.
4. Горошко, Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «познавательное развитие в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования / Е. В. Горошко // Вестник науки и образования. – №4(40). – Т.1. - 2018. – С. 86- 89.
5. Заведующий дошкольным учреждением: [пособие] / А. К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И. Шкатулла. - Москва: Просвещение, 1984. - 223 с.
6. Микляева, Н.В. Инновации в методической работе дошкольных учреждений / Н.В. Микляева. - М.: АРКТИ, 2010. - 630 c.
7. Моисеев А.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе. Функции, полномочия, технология деятельности / Моисеев Александр Матвеевич. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 943 c.
8. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях / И.В. Никишина. - М.: Учитель, 2006. - 297 c.
9. Никишина, И.В. Дошкольные образовательные учреждения. Диагностическая и методическая работа / И.В. Никишина. - М.: Учитель, 2009. - 409 c.
10. Нищева, Н. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу ДОУ / Н. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 566 c.
11. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Гриф УМО МО РФ / А.П. Панфилова. - М.: Академия (Academia), 2018. - 882 c.
12. Потапова, О.Е. Инклюзивные практики в детском саду. Методические рекомендации. ФГОС ДО / О.Е. Потапова. - М.: Сфера, 2015. - 911 c.
13. Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М.: Просвещение, 2016. -164 с.
14. Пушкарева, О. С. Комплексные занятия по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей на основе 10 сказок для образовательной деятельности с детьми 5-7 лет: комплект из 32 иллюстрированных сюжетно-игровых карт / О.С. Пушкарева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 549 c.
15. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия / Т.А. Репина - М.: Академия, 2015. – 248 с.
16. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. Москва: Просвещение, 2016. -240с.
17. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. - М.: Слово, 2008. - 312 с.
18. Хачапуридзе Б. И. О построении дидактических материалов и игр / Б. И. Хачапуридзе, К.Г. Мачабели // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2013. - 220 с.
19. Шашина В.П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 311 с.