Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Овладение родным языком является одним из важных приобретений человека, оно имеет особое значение для ребенка в дошкольном детстве. Речь не дается человеку от рождения, она развивается под воздействием окружающей среды и общением со взрослыми людьми. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и подготовка его к школьному обучению. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
В формировании связной речи – речи содержательной, логичной, последовательной, организованной – особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами связи.
В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придается особая роль, так как от ее развития зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. В основе творческого рассказывания лежит умение детей придумывать необычные истории о предметах, которые их окружают, а это требует от детей развития наблюдательно¬сти, мышления, воображения, богатого словарного запаса, умения пользоваться разными конструкциями предложений.
Актуальность данной темы состоит в том, что на развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста оказывает влияние творческое рассказывание и это помогает её дальнейшему совершенствованию.
Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, А. Н. Гвоздев, Л.С. Пешковский, А. С. Симонович, Е. И. Тихеева. Большой вклад в изучение вопросов paзвития связной речи внесли М.М. Алексеева, Э.П. Короткова, Ф. А. Сохин, Н.А. Стародубова, Е.М. Струнина, В.И. Яшина и др.
Цель исследования: изучить особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы.
Объектом курсовой работы является развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Предметом является развитие связной монологической речи старших дошкольников чтение художественной литературы.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие связной монологической речи и ее особенности развития у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть содержание работы и методику проведения занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.
3. Рассмотреть опыт работы педагогов дошкольных учреждений по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение творческому рассказыванию.
Теоретическую основу исследования по вопросам развития связной речи детей составили работы А.М. Бородич, В.В. Гербовой, О.И. Соловьёвой, Рубинштейна, О.С. Ушаковой. Исследования М.М. Алексеевой, Л.С. Выготского, М.М. Кониной, Э.П. Коротковой, А.А. Леонтьева, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьёвой, К.Д. Ушинского при обучении детей рассказыванию по игрушкам.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и анализ опыта работы педагогов дошкольных учреждений по развитию связной речи у старших дошкольников через обучение творческому рассказыванию.
Теоретическая значимость исследования: обоснование проблемы развития связной монологической речи старших дошкольников через обучение творческому рассказыванию на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является особенным периодом в развитии личности. В данном возрасте дети задают массу вопросов, так как новая информация им весьма необходима.
Несмотря на то, что дошкольное детство – это малый отрезок в жизни каждого человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю свою дальнейшую жизнь: овладение мышлением, речью, восприятием, воображением и т. п.
Исследования, которые проводились российскими психологами В. Давыдовым, Л. Венгером, В. Мухиной и др., говорят о том, что возможности ребенка достаточно велики и при помощи специально сформированного обучения, возможно у дошкольников сформировать определенные умения и знания, считавшиеся ранее доступными лишь для детей значительно более старших возрастов [1].
Ранний возраст - это время стремительного вырабатывания всех присущих индивидууму психофизиологических процессов. Вовремя начатое и грамотно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является существенным условием их полноценного развития.
Развитие психического процесса восприятия у дошкольников является сложным, разноаспектным процессом, способствующему тому, чтобы ребенок более точно, четко отражал окружающую действительность, учился различать оттенки действительности и поэтому мог благополучнее в ней адаптироваться.
Раннее детство отличает сензитивность к развитию памяти: у младших дошкольников по скорости развития память опережает иные способности. Легкость, с которой дети-дошкольники запоминают загадки, считалки, стихи, сказки, говорит о бурном развитии их врожденной памяти. Ребенок запоминает все красивое, яркое, необычное, привлекающее внимание. Процесс запоминания происходит непроизвольно, то есть, ребенок запоминает, сам того не желая. Тот факт, что память формируется в дошкольном возрасте интенсивнее других способностей, говорит о том, что необходимо всячески поощрять желание ребенка запоминать. Все это - залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей [5].
Благодаря таким психическим познавательным процессам, как восприятие, внимание и память дошкольники 3х и 4х лет энергично постигают окружающий их мир, животных, людей, а также огромное число разнообразных явлений и предметов.
Под влиянием воспитания в дошкольном возрасте происходит последующее развитие психики ребенка. Важное значение в процессе психического развития ребенка-дошкольника имеет игра, которая в данном возрасте является ведущим видом деятельности.
Игра в увлекательной, живой форме позволяет знакомиться с обширным кругом явлений окружающего мира, активно воспроизводить их в собственных действиях. Воссоздавая в играх жизнь людей, которые окружают дошкольника, их всевозможные поступки и многообразные виды их трудовой деятельности, дети приобретают возможность глубже понять и прочувствовать окружающее. Правильное осознание показываемых событий, точное исполнение соответствующих действий получают в ходе игры систематическое, постоянное подкрепление благодаря одобрению коллектива детей дошкольного возраста достижения подобающего игрового результата, положительной оценки воспитателя. Все это помогает создавать благоприятные условия для образования и закрепления у дошкольников новых временных связей.
В процессе руководства детской игрой, обогащения ее содержания, организуя играющих дошкольников, воспитатель занимается расширением опыта ребенка, формированием у него новых психических качеств [28].
Оказывая содействие познанию окружающего мира, развивая воображение ребенка младшего дошкольного возраста, игра вместе с тем является своеобразной школой воли ребенка. Чем ярче содержание детской игры, чем оригинальнее их замысел, чем большее количество детей участвуют в ней, тем в большей степени ребенок вынужден действовать, руководствуясь общей целью и правилами игры, а не под влиянием мимолетных желаний.
Игра развивает чувства и ум ребенка, а также произвольность и преднамеренность действий. В игре вырабатывается умение считаться с запросами группы, действовать сообща. Именно в этом заключается сущность игровой деятельности в психическом развитии ребенка-дошкольника.
Однако игра в жизнедеятельности дошкольника не является его единственной деятельностью. На развитие игровой деятельности оказывают влияние знакомство дошкольников с окружающим. Ее содержание обогащается опытом, который ребенок приобретает в быту, в процессе выполнения трудовых заданий, а также в ходе определенных занятий.
В процессе обучения у детей-дошкольников постепенно формируются интересы к получению новых знаний, вырабатываются простейшие навыки учебной деятельности. Обучение дошкольников в процессе занятия способствует расширению знаний детей об окружающем, помогает благополучно овладевать языком, навыками художественной деятельности, простейшими счетными операциями и т. Д [29].
На протяжении дошкольного возрастного периода психические особенности детей и характер их деятельности значительно трансформируются. Игры младших дошкольников в начале небогаты содержанием и зачастую сводятся к неоднократному
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www.firo. ru/?page_id=11003
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.15.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студ. пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
4. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение. -1996. -200 с.
5. Занятия по развитию речи в детском саду: программа и конспекты / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Совершенство, 2015. - 368с.
6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Про¬свещение, 2004. - 127с.
7. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. В.А. Павлова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/10/ispolzovanie-metoda-mnemotekhniki-v-obuchenii-rasskazyvaniyu
8. Использование моделирования в развитии связной речи дошкольника Т.В. Лебедева [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/17/ispolzovanie-modelirovaniya-v-razvitii-svyaznoy-rechi-doshkolnikov
9. ИСТОКИ: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 320с.
10. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. - М.: Палея, 1998. - 120 с.
11. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. - Томск.: «Пеленг». - 1992. - 55 с.
12. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Инкунабула, 2001. - 280 с.
13. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Лямина, В. И. Яшина. - М.: Академия, 1999. - 144 с.
14. Леушина, A.M. Развитие связной речи у дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / А.М. Леушина. - М.: Акаде¬мия, 1999. - 120 с.
15. Логинова, В.И. Развитие речи детей до¬школьного возраста / Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И.; под ред. Ф.А. Сохина - М.: Просвещение, 1984. -223 с.
16. Мухина, В. С. Возрастная психология: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. – 456 с.
17. Народная педагогика и воспитание / Авт. - сост.: Е.Ф. Широкова, Ж. Т. Фи¬липпова, М.М. Лейко, М.Н. Шувалова. - Барнаул: БГПУ, 2014. -49с.
18. Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи». Т.Н. Хафиятуллова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/11/27/opyt-raboty-po-teme-organizatsiya-raboty-s-detmi-starshego
19. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. - 336с.
20. Приёмы обучения рассказыванию. Е.А. Зюбенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/12/23/soobshchenie-k-pedsovetu
21. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. -М.: Педагогика, 1984. - 220 с.
22. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. - М.: Академия, 2014. - 304с.
23. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2004. - 288 с.
24. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014. - 240 с.
25. УСПЕХ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Н.О.Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина]. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2014. – 303с.
26. Чемортан, С.М. Формирование мыслительно-речевой и художественной деятельности у дошкольников / С.М. Чемортан. - Кишинев: «Штиинца», 2014. - 106 с.
27. Швайко, Н.П. Игры и игровые упражнения для развития речи / ШвайкоН.П. ; Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Палея, 2004. - 140 с.
28. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 1990. - 348с.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1989. – С. 468.
30. Якубинский, Л.П. Язык и его функционирование / Л.П. Якубинский. - М.: Наука, 1986. - С. 17-58.