Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Государственный сектор служит естественной основой развития всего национального хозяйства. Он включает в себя хозяйственные и социальные объекты, которые находятся в полной или частичной собственности у федеральных, региональных или местных органов власти. Его размеры свидетельствуют об экономической и социальной роли государства, выступающего как организатор производства, инвестор, потребитель конечной продукции. Государственный сектор формируется отраслями, жизненно необходимыми для страны, имеющими высокую капиталоемкость и предоставляющими населению дешевые услуги.
В государственной собственности находятся природные ресурсы (леса, водоемы, недра), являющиеся базовыми для функционирования национального хозяйства (недра фиксируются или в государственном фонде, или переданы по лицензиям для изучения и разработки), железные дороги, трубопроводы, порты, недвижимость и некоторые другие объекты.
Глава 1. Содержание и правовые основы управления государственным имуществом
1.1. Содержания управления государственным имуществом
С помощью рыночных экономических реформ, которые проводит в последние годы Россия, полностью были изменены взгляды на роль государственных структур, их функции, влияние на экономическую область. Приватизационная программа в отношении государственных предприятий, госсобственности, проведенная в рамках реформ в экономике, оценивается далеко неоднозначно.
Важную роль при реформировании играет знание всех возможностей и функций структуры государственной собственности, из каких составных слагаемых она состоит, учитывать их особенности и взаимосвязи при взаимодействии, оказываемое влияние одних элементов структуры на другие. Знание всех особенностей системы управления госсобственностью и правильное их использование обеспечат эффективность политики государства в области экономики.
Каждая система управления обладает двумя неразрывно связанными подсистемами, которые называются управляемая и управляющая. В системе управления действует целенаправленное влияние и действие со стороны управляющего субъекта на некие экономические взаимоотношения, которые являются объектом управления и которые должны прийти к совершенно иному состоянию, к достижению поставленных целей.
Опираясь на общетеоретический подход к системе (по Л. фон Берталанфи) как «комплексу взаимодействующих компонентов, а также совокупности элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой, следует определить наиболее существенные элементы системы управления государственным имуществом и основные взаимосвязи между ее компонентами» [11,с.85].
По мнению А.В. Винницкого: «земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации» [9,с.153].
Вышесказанное позволяет сделать вывод о значительной сложности структуры государственного имущества. И соглашаясь с позицией А.В. Винницкого, к государственному имуществу можно отнести: «во-первых, имущество государственных коммерческих некоммерческих организаций; во-вторых, имущество, входящее в состав государственной казны. Эти виды имущества составляют отдельные подсистемы в рамках всей системы» [9, с.154].
Важное место в системе управления государственным имуществом отводится казне. В настоящее время отсутствует единое мнение относительно состава ее элементов. Российский экономист Д.Л. Комягин отмечает, что «сегодня имеет место уникальная ситуация, когда под единственной дефиницией «казна» объединяются несоединимые отношения и понятия, что бюджет, не являясь имуществом, в состав казны входить не может» [12, с.14].
При этом систему управления государственным имуществом следует признать сложной системой, поскольку она состоит из элементов разных типов, между которыми существуют разнородные связи.
Основное свойство, присущее системе управления государственным имуществом - свойство целостности.
Для понимания данного свойства исследователи теории систем В.Н. Волкова и А.А. Денисов делают акцент на том, что, «во-первых, свойства системы не являются простой суммой свойств составляющих ее элементов, т.е., по сути, речь идет о свойстве синергичности; во-вторых, свойства системы как целого зависят от свойств составляющих ее элементов; в-третьих, элементы объединенной системы, как правило, утрачивают часть своих свойств, присущих им как полностью самостоятельным элементам вне системы».
Основным результатом при функционировании системы и всех её элементов служит устойчивое её развитие, сохранение целостности, степень противодействия губительному влиянию внешних и внутренних сил, достижение целей, ради которых она создавалась. Система управления государственной собственностью обладает определенной структурой, ведь работа, все действия, которые исполняются системой, а также отдельными её элементами определены и их уникальными свойствами, и всей структурой в целом.
Сама структура служит основой всем элементам системы, соответственно наличие у неё свойства фундаментальности в отношении к составляющим частям, обеспечивает для системы определенную устойчивость, противодействие неблагоприятным усилиям. Согласно мнению С.Г. Еремина: «спецификой системы является иерархичность, выраженная в соподчиненности элементов, распадающихся на подсистемы более низкого порядка. В рамках целой системы управления государственным имуществом существует многообразие управленческих структур на различных подуровнях, начиная с федеральных органов власти до административного персонала конкретного имущественного объекта» [11, с.72].
1.2 Правовые основы управления государственным имуществом в Российской Федерации
Правовые основы управления имуществом государства представлены в виде Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
В ст. 8 Конституции РФ говорится о том, что Российская Федерация признает и защищает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. В ст. 212 ГК РФ закреплено признание в России частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Регламентация права государственной собственности осуществляется в соответствии со ст. 214 ГК РФ. От имени Российской Федерации и субъектов РФ реализация прав собственника осуществляется органами и лицами, утвержденными в ст. 125 ГК РФ.
В соответствии с имеющимися компетенциями государственные органы власти обладают правом от имени Российской Федерации и субъектов РФ на приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей, а также представление интересов в суде.
В соответствии с имеющимися компетенциями местные органы самоуправления обладают правом от имени муниципальных образований приобретения и осуществления прав и обязанностей, закрепленных в п. 1 ст. 125 ГК.
В случаях и в порядке, закрепленных в федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, нормативных актах субъектов РФ и муниципальных образований у государственных органов власти, местных органов самоуправления, а также у юридических лиц и граждан есть право выступать от их имени.
В зависимости от сферы управления предполагается применение тех или иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Так, регулирование деятельности по управлению государственными унитарными предприятиями осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и другими правовыми нормами.
В частности, в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, каким правовым положением обладает государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие, право и обязанность собственников их имущества, порядок, в соответствии с которым создается, реорганизуется и ликвидируется унитарное предприятие.
Глава 2. Особенности организация управления государственной собственностью в России
2.1 Функции и структура органов управления государственной собственностью
Государственное регулирование экономики в любой промышленно развитой стране строится на управлении федеральной собственностью. Право собственности государства позволяет напрямую и косвенно воздействовать на экономику страны.
Выделяются два ее уровня - федеральная собственность и государственная собственность субъектов РФ. Государственное имущество может принадлежать государственным предприятиям и учреждением в виде хозяйственного ведения и оперативного управления (ст.294, 296 ГК РФ), а также быть частью государственной казны. В ст. 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Согласно ст. 71-73 Конституции РФ на уровне государства предусмотрено решение вопросов управления федеральной собственностью, а также управление собственностью субъекта РФ является предметом ведения субъекта РФ.
Региональное законодательство предполагает, что управление государственной собственностью может быть определено различными способами. Так, управление государственной собственностью представляет собой деятельность органов государственной власти, участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, реализация правомочий по владению, пользованию и распоряжению объектами государственной собственности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.09.99 № 1024 «О концентрации управления государственным имуществом и приватизации в РФ», перед современной государственной политикой управления имуществом государства стоят следующие цели:
- увеличить доходы федерального бюджета через эффективное управление государственной собственностью;
- оптимизировать структуру собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) для того, чтобы обеспечить устойчивые предпосылки для экономического роста;
- вовлечь максимальное количество объектов государственной собственности в совершенствование управления;
- использовать государственные активы в качестве инструмента для того, чтобы привлечь инвестиции в реальный сектор экономики;
- повысить конкурентоспособность коммерческих предприятий, улучшить финансово-экономические показатели их функционирования, для чего необходимо содействовать внутренним преобразованиям в них и перестать выполнять несвойственные им функции [11,С.217].
Для того, чтобы реализовать данные цели, федеральные органы исполнительной власти должны заняться решением следующих задач:
- провести полную инвентаризацию объектов, принадлежащих государству, разработать и реализовать систему учета этих объектов и оформить права на них;
- повысить эффективность управления государственным имуществом, используя все современные методы и финансовые инструменты;
- классифицировать объекты государственной собственности по признакам, которые определяют особенности управления;
- оптимизировать количество объектов управления и переход к пообъектному управлению;
- определить цель государственного управления для каждого объекта управления (группы объектов);
- обеспечить права государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
- обеспечить контроль за тем, как используется и хранится государственное имущество, а также контроль за деятельностью лиц, которые назначаются управляющими, представленные руководителями унитарных предприятий, учреждений, представителями государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительными управляющими государственным имуществом, управляющими компании;
- обеспечить, чтобы в федеральный бюджет поступали дополнительные доходы, для чего создаются новые возобновляемые источники платежей и более эффективно используется имеющееся имущество.
В отношении каждого объекта управления (группы объектов) государство должно определить и зафиксировать цель, которую оно стремится реализовать, при этом важным моментом является соблюдение основных принципов управления государственным имуществом.
2.2. Полномочия федерального агентства по управлению государственным имуществом
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) – это федеральный орган исполнительной власти, который управляет федеральным имуществом (кроме случаев, когда согласно законодательству РФ данные полномочия реализуются иными федеральными органами исполнительной власти); организует продажу приватизируемого федерального имущества, реализует имущество, которое арестовано по судебным решениям или актов органов, наделенных правом принятия решений об обращении взыскания на имущество; реализует конфискованное, движимое бесхозяйное, изъятое и иное имущество, являющееся государственной собственностью согласно законодательству Российской Федерации; оказывает государственные услуги; учитывает имущество, созданное и приобретенное в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которые по их завершению закрепляются за государственными заказчиками – координаторами, государственными заказчиками либо исполнителями таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выполнение функций в сфере приватизации и полномочий собственника, включая права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда согласно законодательству РФ, данные полномочия осуществляются иными федеральными органами исполнительной власти).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - это федеральный орган исполнительной власти, в полномочия которого входит подготавливать заключения на основании отчетов оценщиков в случаях, которые закреплены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», а также осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в г. Москва, Никольский пер., д. 9. Кроме того, местом расположения части центрального аппарата являются следующие адреса: г. Москва, Рыбный пер., д. 3, ул. Гиляровского д. 31, Ермолаевский пер., д. 3.
Росимущество подчиняется Министерству финансов РФ.
Датой образования государственного комитета РСФСР по управлению имуществом (ГКИ РСФСР, Госкомимущество) был июль 1990 года. В его полномочия входило осуществление полномочий собственника в отношении организаций, которые принадлежали РСФСР. Во главе данного ведомства с ноября 1991 г. по ноябрь 1994 г. стоял А. Б. Чубайс. С 21 января 1991 года, после того, как было утверждено постановление Совета Министров РСФСР «Вопросы государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом», комитет занялся организацией работы, в рамках которой должны были быть разграничены федеральная собственность, собственность республик, являющихся частью РСФСР, автономные области, автономные округа, края, а также муниципальная собственность [9, С.102].
26 декабря 1991 года Президент РФ подписал указ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», тем самым была утверждена первая программа приватизации. Госкомимущество выступило в качестве главного органа, реализующего данную программу, а также и последующие программы приватизации.
В 1997 году произошло преобразование Государственного комитета РФ по управлению имуществом в Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России).
В мае 2000 года вместо Мингосимущества России появилось Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России).
В мае 2004 года произошло преобразование Минимущества России в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).
Заключение
Российская Федерация входит в число тех стран, имеющих традиционно обширное государственное имущество. Причина кроется в геополитическом положении и экономических потребностях развития страны, из-за чего Россия стала огромным централизованным государством, которому нужна была обширная государственная собственность для функционирования. При этом государственное имущество имеет особое значение из-за двух основных факторов: во-первых, это доходная статья государственного бюджета; во-вторых, оно может позволять удовлетворить разные государственные потребности.
В сложившихся социально-экономических условиях возникла необходимость пересмотреть принципы и приоритеты в области управления, как следует распоряжаться государственным имуществом Российской Федерации, и ее субъектов, усилить государственный контроль за пользованием и распоряжением данным имуществом, выработкой новых концептуальных подходов, позволяющих сделать функционирование всей системы управления государственным имуществом более эффективным.