Фрагмент для ознакомления
2
В целом, термин «адаптация» происходит от латинского понятия «adaptatio»(приспособление) и изначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивида в животном мире, эволюции разных форм жизни и др. Термин «адаптация» можно отнести к общенаучным понятиям, которые зарождаются в «точках соприкосновения» разных областей знаний и отдельных дисциплин, с дальнейшей экстраполяцией на многие сферы естественных, технических и общественных наук[4].
Определение понятия адаптации, прошло большой противоречивый путь развития и его трудности связаны с объективной сложностью рассматриваемого явления. С прогрессом науки, расширялись границы приложения данной категории, качественно менялось и его содержание[24, С.6]. Подробный анализ адаптации включающий 46 определений, представлен, например, в исследовании Т.В.Середы. Автор отмечает, что определения адаптации очень разнообразны и, порой, противоречат друг другу. Различные определения делают акцент на разных сторонах рассматриваемого явления. В результате анализа, можно отметить, что определения классифицируются на основе различий в описании характеристик двух взаимодействующих систем: индивида и среды, также содержания и характера процесса адаптации, ее основной цели и результата. Эти классы определений пересекаются, и внутри каждого существует большая вариативность описанных параметров. Судя по всему, это многообразие понятий связано с применением их в разных областях исследования и спецификой задач исследований, связанных с различными подходами, принятыми в отдельных научных школах[25, С.11]. Таким образом, понимание адаптации менялось с развитием времени, следуя за тенденциями развития науки, отражая актуальные проблемы волнующие человечество в разные исторические периоды.
Несмотря на большое разнообразие, в целом, во всех определениях адаптации можно выделить, по мнению Н.Н.Мельникова, следующие моменты [Цит.по 2, С.6]:
- процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов и взаимодействие это разворачиваются в особых условиях высокого дисбаланса, несогласованности между определенными системами;
- основной целью этого взаимодействия является определенная координация между системами, степень и характер, ее при этом могут варьироваться в широких пределах;
- достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.
Динамика развития этого понятия прослеживается через анализ изменений компонентов, уточняющих определенные выше стабильные элементы.
В психологии личности, адаптация как сложное многогранное явление предъявляет определённые требования к содержанию концепций, лежащих в основе различных подходов к определению данного понятия. Для его рассмотрения важно определиться относительно предметно-содержательного наполнения понятия адаптации у разных авторов, которые подразумевают разные аспекты изменения субъекта адаптации и адаптогенной ситуации.
С. Л. Шапкин и Л. Г. Дикая (С. А. Шапкин, Л. Г. Дикая, 1996) выделяют три направления исследований в области адаптации [28].
1) Первое направление связано с медико-психологическими компонентами адаптации в разнообразных стрессовых условиях, где на передний план выходят внутриличностные процессы гармонизации потребностно-мотивационной сферы личности, установления контакта субъекта адаптации с собственным Я и др. Адаптация в рамках этого направления изучается вне контекста конкретного предмета профессиональной или иной деятельности, на которой отражены неблагоприятные влияния со стороны стрессогенные ситуации, но которые тем не менее, одновременно являются важным источником для преодоления определенных влияний, поэтому играют важную роль в понимании механизмов адаптации.
2)Второе направление исследований феномена адаптации, по мнению указанных авторов, связано с описанием психофизиологического функционирования отдельных органов или систем и психических процессов, которые они обеспечивают в условиях изменений в окружающей социальной среде (высокая рабочая нагрузка, шумовой фон при реализации деятельности, гипоксия и т.д.). В рамках данного направления, адаптация выступает как процесс уравновешивания и перестройки разных психологических систем организма, направленная на достижение и поддержание внутреннего гомеостаза. Поэтому в качестве основания для выявления стадий адаптации выступают объективные фиксируемые изменение психологических показателей, их динамика в ходе исследуемых деятельности и комплексное изучение состояния.
3) Еще одно направление, включает работы по комплексному изучению психических функциональных состояний человека в трудовой деятельности. Адаптация представляется здесь как взаимодействие субсистемных и метасистемных противоречий, которые существуют как вне так и внутри человека (Б. Ф. Ломов, 1984). Структура и динамика явления адаптации изучаются как процесс уравновешивания в открытой системе, в ходе которого приобретается новое системное качество.
Учитывая важность подхода к рассмотрению явления адаптации как многомерного конструкта и с учетом важности комплексного подхода, рассмотрим динамику личностных изменений в ходе адаптации на разных этапах развития. Она основывается на следующих концептуальных предпосылках рассмотрения феномена адаптации.
1.Субъектом адаптации является человек, потому что изучение адаптации должна проводиться как адаптация активного носителя – субъекта адаптации. А.В.Брушлинский отмечал, что человек и его психика это не две системы, а система единая, где именно субъект является основанием всех психических процессов, свойств и состояний и видов своей активности (в деятельности, в общении и т.д.).
2.Анализ адаптации подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве основных измерений можно остановиться на рассмотрение адаптация как процесса и как результата, как основания для формирования новообразований или психических качеств. Процессуальный аспект адаптации основан на выделение ее временных характеристик – протяжённости и ее стадий. В рамках этого направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, которые связаны в единую логическую временную последовательность. При этом, в разных отраслях психологической теории и практики, исследованы разные стороны процесса адаптации (от стадии адаптации до психофизиологических ее механизмов).
Результативный аспект адаптации традиционно применяется как ключевой элемент при оценке успешности адаптации в целом. Вот почему результативные критерии положены в основу большинства современных классификаций феномена адаптации, от простейших дихотомий (адаптация- дезадаптация), до более дробных и многомерных теоретических построений [24, С.12].
Адаптация как совокупность новообразований [25].
Аспект рассмотрения адаптации, связанный с формированием в ходе неё различных новообразований, в некотором смысле интегрирует два выделенных ранее подхода – процессуальный и результативный. Здесь объектом рассмотрения является совокупность этических качеств, сформированных и формирующихся в процессе адаптации, которые привели к тому или иному результату. При этом, в совокупность новообразований включаются не только множество знаний умений и навыков, полученных/ сформированных субъектом, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением.
Ряд работ как отечественных так и зарубежных авторов демонстрируют принятие тезиса об определённой неизменности, самотождественности адаптанта в ходе его приспособления к воздействию определенных средовых факторов. В результате такого рассмотрения получается, что процесс адаптации проводится по следующей обобщенной схеме (воздействие факторов среды - восприятие этого воздействия субъектом - актуализация уже сформировавшихся сторон жизнедеятельности, средств внутри и межличностного взаимодействия - достижение адаптации вследствие достаточного приспособления за счёт актуализированных средств или дезадаптация как результат недостаточной компенсация). Эта схема получила наибольшее распространение в исследованиях психофизиологических компонентов адаптационного процесса.
3.Еще одним существенным аспектом теоретического анализа феномена адаптации является уникальность, многомерность, разноплановость ее носителя – индивида, во всех его измерениях. В соответствии с методологическими работами Б.Г.Ананьева, человек может быть рассмотрен в трех основных аспектах, образующих фундаментальные основы системы знаний о человека: человек как индивид, как личность и как субъект деятельности. На основе этого и рассматривается процесс его адаптации. В структуру «индивид» объединяются возрастные, половые, конституциональные, нейродинамические свойства, которые определяют более сложные образования человека как индивида – структуру потребностей и сенсомоторную организацию. При этом, совокупность ключевых свойств индивида выступает обобщенной интегрированной формой в качестве задатков, темперамента, обеспечивающих биологическую основу личности [20]. В изучении самой личности, выделяются такие конституциональные образования как статус, общественные функции, мотивация деятельности и мировоззрение, характер, склонности и т.д. Человек как субъект деятельности характеризуется, прежде всего, совокупностью различных видов деятельности, а также степенью продуктивности. В разных концепциях рассматривается влияние и своеобразный вклад каждого из выделенных аспектов. На этой основе, в частности можно оценить эффективность-неэффективность адаптации и др.
О важности учета активно вырабатываемых качеств и взаимосвязи личности в ходе ее адаптации указывают А.Л.Свенцицкий (А.Л.Свенцицкий, 1986). Автор отмечает, что адаптация базируется на определённом комплексе когнитивных, поведенческих и личностных механизмов, нейрофизиологическое обеспечение которых генерируется адаптантом в ходе его адаптации. Благодаря выделению этого аспекта, становится очевидным, что адаптационная психическая активность личности во многом определяет успешность или неуспешности адаптации и является мощным стимулом для развития личности. Многие авторы указывают на неразрывности адаптационных процессов и личностного развития, развития психики в целом, которые дополняют друг друга, образуя различные направлений для самоактуализации. Это немаловажно в рамках данного исследования, учитывая важность и сложность реализации прогресса в психическом развитии ребенка с ОВЗ.
В психологии социальной адаптации выделяют этапы адаптационного процесса к изменяющимся условиям.
Выделяют пять этапов социальной адаптации (по А.А. Реан) [24, с.78]:
Подготовительный этап адаптации – здесь происходит, в первую очередь, аккумулирование полученной информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности, о микросоциуме в рамках предстоящих условий в которых будет происходить адаптация. В зависимости от особенностей личности, от его индивидуально-психологических свойств, мотивационной, волевой сферы и др., данный этап может реализовываться в активной и целенаправленной деятельности либо проходить в относительно пассивной форме.
Этап стартового психического напряжения, который отличается состоянием и наличием нервно-психического напряжения в связи с переживанием и/или проживанием подготовительных событий и первоначального включения в новые условия.
На данном этапе происходит некая мобилизация психических и физиологических ресурсов личности для того чтобы обеспечить существование или предпосылки существования в новых социальных условиях. Отмечается определённое психо-физиологическое напряжение, психика находится в состоянии мобилизации (повышение самоконтроля, рост АД, концентрация внимания и др.).
Этап острых психических реакций входа.
На данном этапе личность уже включена в новые социальные условия и отражением происходящего становится та или иная реакция на них. Адаптант чувствует воздействие изменившихся факторов предметной и социальной среды (например, столкнулся впервые с необходимостью принять решение в новых условиях, впервые ответил у доски). Характерными проявлениями на данном этапе социальной адаптации становятся реакции переживания состояния фрустрации, тревоги, неуверенности и др. Актуальные переживания могут вызвать конструктивные (адекватное замещение способа удовлетворения потребности, переоценка ситуации и т.д.) или деструктивные (агрессия, бегство от ситуации, «уход в пассивное состояние» и т.д.) реакции. В дальнейшем, в случае благоприятного развития адаптационного процесса, личность переходит на новый этап адаптации, обозначенный как этап завершающего психического напряжения.
Этап завершающего психического напряжения характеризуется определённой подготовкой психики к актуализации прежних режимов функционирования, актуализации привычных способов и форм поведения, с предстоящим возвращением к привычной жизни и переходом на завершающую стадию процесса адаптации. Личность возвращается к привычным для неё формам поведения и реагирования, но уже в «новых» социально-психологических условиях.
Этап острых психических реакций выхода – характеризуется этот этап включением комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с вхождением в уже знакомую «среду обитания». Эмоционально характеризуется включением ресурсных механизмов психики, снижением общей и ситуативной тревожности, снижением АД, общей гармонизацией протекания психических процессов и реакций [24] (см.Приложение 1).
Вопросы рассмотрения адаптации в психологической науке тесно связаны с понятием социальной адаптации, в силу того, что личность формируется и развивается в социуме.
Когда личность включается в реальное социальное взаимодействие, именно социальная адаптация отражает ситуацию взаимодействия личности и общества в процессе социализации. Личность является одновременно и объектом и субъектом социального взаимодействия. Адаптация в отечественной социальной психологической литературе рассматривается как часть процесса социализации; здесь отмечается некая взаимозависимость этих процессов. С одной стороны, социальная адаптация реализуется в ходе социализации, а с другой стороны – социализация это и есть постоянный процесс адаптации личности к социуму, к тем или иным его проявлениям. Если социализация непрерывный процесс, то социальная адаптация – его неотъемлемая часть, в этом и отражена значимость и роль социальной адаптации. Без адаптации невозможна социализация.
Адаптация всегда активна, она не бывает пассивна в своих проявлениях. Либо идет активное преобразование окружающей среды, либо происходит активное изменение своего внутреннего мира. Таким образом, главный способ активного (адаптивного) взаимодействия человека с миром – это деятельность [20]. Для дошкольника это – манипулятивная деятельность с предметами, игра, общение.
Таким образом, становится очевидным, что в широком, унитарном смысле, адаптация трактуется как определенное междисциплинарное явление, как особая форма отражения различными системами, воздействий внешней и внутренней среды, которая заключается в стремлении к установлению с ними динамического равновесия. Это равновесие обеспечивает гармоничное соотношение системы с внутренней и внешней средой и развитие. Адаптация индивида, личности в социуме рассматривается как постоянный процесс активного приспособления к условиям социальной среды и результат данного процесса. Исследование вопросов адаптации имеет большую теоретическую и методологическую значимость и занимает важное место в психологической науке. Вопрос выделения этапов адаптации, актуален с точки зрения решения прикладных задач в рамках социальной психологии и психологии личности. Говорить о роли адаптации и легко и, одновременно, сложно, ибо ее роль заключается в социализации, в реализации самой жизни. Ведь сама жизнедеятельность – это определённая цепь адаптивных действий.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с НОДА
Нарушения опорно-двигательного аппарата довольно разнообразны. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата, у большинства детей с НОДА наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5 –7 % детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей этой категории отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
1)Заболевания нервной системы: ДЦП и полиомиелит
2)Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).
3) Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения головного мозга, спинного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит);системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
К нарушениям ОДА также относят: нарушение мышечного тонуса (гипо-; гипер-); ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи); наличие насильственных движений (гиперкинезы, тремор); нарушение равновесия и координации движений; нарушение ощущения движения (кинестезия); недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (стато-кинетических); синкенезии (непроизвольные содружественные рефлексы). Примерно 89% детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают церебральным параличом. Особенностью таких детей является то, что у них двигательные расстройства нередко сопровождаются комплексом других нарушений: психическими и речевыми. Поэтому такие дети нуждаются не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции[19, с.4].
При органической задержке психического развития у детей с ДЦП может выявляться вторичная задержка развития, которая может быть связана с дефектностью двигательной и речевой сферы, и так же с условиями окружения и воспитания ребенка. Задержка главным образом выявляется на начальных этапах обучения и характеризуется нехваткой знаний и представлений об окружающем мире, отставанием формирования высших корковых функций и вербального мышления. У большинства детей с церебральным параличом возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложно организованных психических функций – речи. Эти проблемы могут быть различного порядка: полное отсутствие речи, искаженное ее формирование, обусловленное болезнью своеобразие. Частота нарушений речи при ДЦП велика, так как они вызываются и повреждением двигательных механизмов речи, и расстройством смежных психических функций, и спецификой взаимодействия больного ребенка с окружающими. Именно поэтому в разных странах специалисты утверждают, что логопед должен начинать работу с таким ребенком как можно раньше, практически со времени постановки диагноза «детский церебральный паралич».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. – М.: Просвещение, 2010. – 77 с.
2. Алехина С.В. Технология развития коммуникации детей с РАС дошкольного возраста как составляющая инклюзивной практики / С.В. Алехина, Е.Н. Солдатенкова // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. мат. III Межд. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 470 – 478 с.
3. Арт-терапия в эпоху постмодернизма / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2012. – 221 с.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
5. Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии / А. В. Вараксина // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 700-703.
6. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т.В. Варенова. – М.: Форум, 2012. – 272 с. С.31
7. Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушением ОДА / Т.А. Власова. – М.: Просвещение. – 2005. – 245 с.
8. Грозина В. А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников [Текст] / В.А. Грозина // Научный диалог. – 2012. – №6. – С. 85-93.
9. Дементьева И.Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы [Текст] / И.Ф. Дементьева, С.А.Сопыряева // Социальная педагогика. – 2012. – № 2. – С. 43-47.
10. Деркач О. Феномен и исторические источники развития арт-терапии // Мастер класс: Теория, практика, поиск. – №1. – 2010. – С. 8-9.
11. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для вузов / М.В. Жигорева. – М.: Аcademia, 2006. – 239 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Питер, 2011. - 280 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок, 2011. - 500 с.
14. Калинина А. А. Использование арт-терапии в коррекции эмоциональной напряженности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / А.А. Калинина // Вестник СамГУ. – 2010. – №77. – С. 223-225.
15. Крамер Э. Арт-терапия в работе с детьми // пер. с англ. Е. Макаровой. – М.: Генезис, 2014. – 320 с.
16. Кисилева Т.Ю. Педагогическая арт-терапия как средство социокультурного становления личности / Т.Ю. Кисилева //: Социокультурные проблемы современного человека: сборник материалов III международной научно-практической конференции, 22-26 апреля 2018 / ред. О.А. Шамшикова, Н.Я. Большунова. – Новосибирск: Новосибирский ГПУ, 2019. – Ч. 3. – С. 47–52.
17. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Академия, 2001. — 192 с.
18. Николаева В. В. Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников / В. В. Николаева, А. Е. Байкенова // Актуальные проблемы современности: наука и общество. – 2015. – №4 (9). – С. 34-38.
19. Никитин В.Н. Арт-терапия / В. Н. Никитин. – М.: Когито-центр, 2014. – 336 с.
20. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А.Налчаджян. – Издательство АН Армянской ССР. Ереван. 1988. – 79 с.
21. Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: методические рекомендации с использованием опыта работы МАДОУ «Детский сад № 8 компенсирующего вида» г. Сыктывкара [Электронный ресурс] / [сост. А. В. Королева] ; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2015. – 63 с.
22. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала / Н.Е. Пурнис. – СПб. : Речь, 2018. – 176 с.
23. Попова Е.В. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебно-практическое пособие / Е.В. Попова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гумна.-пед. ун-та, 2016. – 149с
24. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А.Р.Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 521 с.
25. Соколова Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 448 с.
26. Хрисанова, Е. Артпедагогика в системе современного воспитания / Е. Хрисанова, Н. Сергеева // Народное образование: Российский общественно-педагогический журнал. – 2013. – № 7. – С. 137–139.
27. Хаустов А.В. Выявление уровня социализации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) / А.В.Хаустов, Е.В.Руднева // Психологическая наука и образование. 2016. – Т. 21. , № 3. С. 16 –24.
28. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: Компонентный анализ структуры и стратегий адаптации / С. А. Шапкин, А.Г. Дикая//Психол. журнал.- 1996.-Т. 17.-№1.- С.19-35.
29. Mancini G., Agnoli S., Baldaro B., Pio E. Ricci Bitti, Surcinelli P. Facial Expressions of Emotions: Recognition Accuracy and Affective Reactions During Late Childhood. The Journal of Psychology, 2013, 147(6), 599-617.