Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Помочь личности ребенка сформироваться как инициативной, способной к самостоятельности и творческим решениям – вот главная цель, на которую направлены все усилия образования. Эта задача сформирована не современной школой, а волновала умы знаменитейших педагогов еще прошлых веков. Среди них можно упомянуть К. Д. Ушинского, а также его сторонников, демократов Л. Н. Толстого и Н. М. Пирогова. Все они ставили в укор современной им педагогике невнимание к обучению детей самостоятельной и инициативной деятельности. [6, 25] Так происходило в период развития дидактики, но, к сожалению, и в дальнейшем, в ходе усовершенствования методов и средств обучения, проблема не потеряла своей остроты.
На сегодняшний день проблема несамостоятельности школьника в обучении еще более усугубляется широкими возможностями доступа к сети интернет, в том числе и во время занятий. Находя готовые ответы на свои вопросы, дети перестают размышлять, а лишенные необходимости обращаться к библиотекам и заниматься отбором литературы, хоть и экономят время, но теряют огромное количество навыков самоорганизации, что в дальнейшем негативно скажется на их взрослой жизни.
При этом не исчезли и старые проблемы, связанные с особенностями преподавания: при склонности учителя к формализму в проверке работ, и при его слишком сильном давлении на учеников, дети начинают отказываться от самостоятельного выбора методов работы, сосредотачиваясь только на дублировании алгоритмов, которые были преподаны учителем, либо дублированием работ более успешного соученика с использованием их как образца. [8, 43]
Оба варианта поведения не являются творческой вовлеченностью ребенка в процесс обучения и не способствуют его развитию, хотя и позволяют хорошо закрепить некоторые однотипные умения, требующие как можно более точного повторения.
Закономерно будет отметить, что многие педагоги скованны рамками своего предмета, и для многих (например, преподавателей математики, черчения) использование алгоритмов и требование соответствия им – это естественный метод работы. Поэтому не стоит необдуманно внедрять новые методы, игнорируя специфику каждого отдельного предмета. Но при этом там, где учебная дисциплина позволяет без ущерба для усвоения материала привнести какие-то методы самостоятельной работы учащихся, к этим методам стоит прибегнуть, чтобы разнообразить работу на уроке, и одновременно уделить должное внимание воспитанию в учащихся самостоятельности.
Такие задания уместны как заключительные при изучении обширной темы или повторении материала, изученного в течение четверти, полугодия.
Когда объем материала велик, но при этом материал уже знаком ученику и не вызовет в нем страха, можно позволить ребенку самому попытаться структурировать изученное и организовать свою работу по повторению. Большой простор для самостоятельной работы учащихся предоставляют и внеклассные мероприятия, основанные на учебном материале. [2, 16]
Таким образом, и педагог, и классный руководитель обладают возможностями для работы с учеником в сфере развития его самостоятельности. Но на практике реализовать эти возможности не так просто.
Часто у педагога нет слаженной, цельной программы, которая помимо предмета, учитывала бы работу по развитию самостоятельности ребенка. И, хорошо представляя, как включить самостоятельную работу в изучение одной темы, учитель другую тему сочтет слишком сложной или слишком формализованной, чтобы найти там место для самостоятельного творчества детей. Таким образом, работа по формированию самостоятельности проводится, но не становится комплексной, а оттого теряет большую часть своей эффективности.
Существует и дискомфорт, испытываемый учителем от собственных ожиданий: очевидно, что в плане развития самостоятельности ученики находятся на разных уровнях, и кто-то из них может не справиться с задачей, не усвоить материал, а для педагога это всегда риск получить отстающего от темы ученика.
Говоря об изучении именно иностранного языка, можно утверждать, что он дает педагогу достаточно простора для творчества. По сравнению, например, с литературой, он, конечно, сильно формализован, имеет конкретные требования к грамматике, использованию синтаксиса, имеет схемы, от которых нельзя отойти, не совершив ошибку. [3, 50]
Но все же предметы лингвистического спектра можно считать достаточно комфортной средой для проявления творческого подхода: для достижения одной и той же цели учитель может выбирать подход на свое усмотрение, подключая к этому выбору и учеников, поскольку итогом обучения должно стать умение грамотно вести диалог на иностранном языке, а не формальное знание схем, умение их заучить и повторить.
Все современные учебные программы требуют от педагога формировать в учащихся самостоятельность и способность к самообучению. [6, 27] Не обладая этими навыками, ребенок переходит к дальнейшему обучению (в старшей школе, в вузе) неподготовленный к трудностям, не умеющий организовать себя, не знающий, как наиболее правильно и эффективно распорядиться знаниями, даже если они имеются.
Между тем, требования к самостоятельности и объем информации в дальнейшем только продолжат расти, ребенок может счесть себя неспособным к обучению, не готовым к нагрузке, и примкнуть к числу неуспевающих. Плохо в этой ситуации и то, что в итоге потенциал человека оказывает недостаточно раскрыт, и то, что он лишен творческого подхода к работе и всегда будет тяготеть к формальному ее выполнению.
Актуальность исследования обусловлена тем, что навыки самостоятельной работы необходимы каждому человеку и в школе, и в дальнейшей жизни, чтобы уметь комфортно организовать свой труд, быть успешным в обучении, и не обращаться к чужому опыту при необходимости организовать себя. Школьное обучение является благоприятной средой для формирования этих навыков.
Объектом изучения является самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабинский Л.М. Опорные схемы для обучения английскому языку. //Иностранные языки в школе. – 2000. - №2.
2. Безукладнитков К. Э Содержание и организация самостоятельной работы учащихся начальных классов в кабинете английского языка во внеурочное время// Иностранные языки в школе. – 1993. - № 5. – С. 17-22.
3. Букичева О. А. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе// Иностранные языки в школе. – 2006. - № 5. – С. 50-53.
4. Бурденюк Г.М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам. Кишинев: Штиинца, 1998.
5. Вишневский Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах// Иностранные языки в школе. – 1974. - № 3. – С. 43-48.
6. Внеклассная работа по иностранным языкам как органическая часть системы обучения. – Йошкар-Ола, 2007.
7. Горчев А.Ю. Самостоятельная работы школьников по иностранному языку; условия эффективности. //Иностранные языки в школе. – 1988. - №4.
8. Губанова Л. В. Психолого-педагогические основы подготовки преподавателей иностранных языков: Монография / Л.В. Губанова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
9. Логинова Л. И. Как помочь ребенку заговорить по английски. – М.: ВЛАДОС, 2003.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
11. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. ИЯШ, № 1, 2000.
12. Соловова Е.Н. Преподавание иностранного языка сегодня и завтра. ELT News & Views № 4 (7) 1998.
13. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
14. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. – М.: Филоматис, 2004.