Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.
Как указывал Асмолов А.Г., важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий” (УУД), обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Современное образование предполагает системное развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Обучение в школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования должно быть направлено на становление системы, в том числе, регулятивных универсальных учебных действий, формирование которых позволяет ученикам развить способность учиться, прогнозировать свои результаты, уметь контролировать и оценивать процесс освоения знаний.
В связи с этим возникает потребность школы в методических разработках, направленных на изучение процессов и методов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Кроме того, изучение в школе любого общеобразовательного предмета преследует три основные цели: вносить вклад в научное мировоззрение учащихся (теоретико-мировоззренческая цель); развивать определенные формы мышления (развивающая цель); передавать учащимся определенные практические умения и навыки, полезные в жизни, в учебе и в будущей профессиональной деятельности (прагматическая цель). При этом применительно к линии «Алгоритмы и программирование» желаемым конечным результатом на момент окончания полной средней школы является достижение учащимися уровня до профессиональной компетентности как пользователь ПК и уровня функциональной грамотности в области программирования. Отдельные учащиеся могут достигать уровня компетентности как программисты, что предполагает возможность успешно работать самостоятельно по этой специальности, а значит, быть способным контролировать, прогнозировать, оценивать, что невозможно без сформировавшихся регулятивных УУД, в связи с чем данная работа, цель которой формирование методических рекомендаций развития регулятивных УУД у обучающихся основной школы в процессе изучения линии "Алгоритмы и программирование", является актуальной.
Объект исследования: методические рекомендации по развитию регулятивные УУД
Предмет исследования: линия «Алгоритмы и программирование»
Для достижения поставленной цели в данном исследовании были сформулированы следующие задачи:
- определить УУД как цель и результат качества образования;
- сформулировать особенности регулятивных УУД;
- проанализировать особенности курса «Алгоритмов и программирования»;
- предложить методические рекомендации для формирования регулятивных УУД курса «Алгоритмы и программирование.
Методы исследования: теоретический анализ; педагогическое наблюдение; обобщение педагогического опыта; анализ имеющихся проблем формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Материалом исследования послужили учебники и задачники по информатике Шауцуковой Л.З , Пейперт С. , Звенигородского Г.А. ,
Кушниренко А.Г., Лебедева Г. В., Сворень Р.А ., Н. Вирт , Угринович Н. а также труды исследователей по формированию УУД Г. Ж. Микеровой, Л. Ф. Петровой, О. А. Шаталовой и др.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в педагогике применительно к формированию регулятивных учебных действия.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные в практической части результаты и рекомендации могут быть применены в методике преподавания линии «Алгоритмы и программирование» основной школы.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития регулятивных УУД.
1.1. УУД как цель и результат качества образования
ФГОС второго поколения определяет как один из основополагающих ценностных ориентиров начального общего образования – это развитие у младшего школьника «умения учиться» как первого шага к самообразованию и самовоспитанию . Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества, а также способностей к организации своей деятельности, в которых на начальном этапе обучения в школе проявляется «умение учиться», осуществляется посредством формирования у младших школьников универсальных учебных действий.
Концепция развития универсальных учебных действий реализована на базе системно-деятельностного подхода авторами: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И.А. и др .
Исследователи отмечают, что в широком значении под термином «универсальных учебных действий» понимают умение учиться, т. е. способности субъектов к самосовершенствованию и самоорганизации путем сознательного и довольно активного присвоения социального опыта.
В узком психологическом значении под этим термином понимают совокупность способов действий обучающихся (а также навыков учебной деятельности), которые обеспечивают самостоятельное усвоение знаний,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алгоритмизация и программирование [Электронный ресурс] https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/2/files/Algoritmizatsiya_i_programmirovanie.pdf
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов. // Педагогика. – 2010. – № 4. – 56 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2013. – 131 с.
4. Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. М: Мир, 1989
5. Ершов М.Г. Роль образовательной робототехники в формировании инженерного мышления школьников /[Электронный ресурс] http://confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc
6. Звенигородский Г.А. Первые уроки программирования (Б-ка "Квант", вып. 41 ).
7. Котляров В. А., Поликаркина С. В. Формирование универсальных учебных действий при изучении нового материала на уроках математики // Научный альманах. 2016. № 3–2 (17) С. 194–199. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25965248.html\
8. Кушниренко А.Г., Лебедев Г. В., Сворень Р.А. Основы информатики и вычислительной техники. - М.: Просвещение, 1991.
9. Об олимпиаде [Электронный ресурс] http://robolymp.ru/season-2019/about-us/about-the-olympics/
10. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. - М.: Педагогика, 1989.
11. Учебник Информатика 9 кл. под ред. Макаровой Н. В. - СПб.: Питер, 1999.
12. Угринович Н. Информатика и информационные технологии - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). – Электрон. дан. – 2009. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922
14. Шаталова О.А. №Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. /Шаталова О.А. – М:Русское слово. – 2012. – 196 с
15. Шауцукова Л.З. Информатика 10-11 кл. М.: Просвещение, 2002.
16. Федеральные государственные образовательные стандарты 5-9 классы[Электронный ресурс] https://fgos.ru/
17. Papert, S. (1980). Mindstorms--Children, computers, and powerful ideas. New York: Basic Books.