Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 6
1.1. Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе 6
1.2. Организация преподавания экономических дисциплин на различных ступенях образования 14
ГЛАВА II.СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ………………………………..….. 17
2.1.Современная система высшего экономического образования………………………………..….. 17
2.2.Методика проведения лекционных, семинарских и практических уроков………………………………..….. 17
2.3.Основы преподавания экономической теории и экономической политики 21
2.4. Методы контроля в процессе изучения экономических дисциплин………………………………..….. 22
ГЛАВА III. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ………………………………..….. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Фрагмент для ознакомления
2
Основные критерии, по которым оценивается деятельность обучающихся, следующие:
- правильность применения приемов работы,
- рациональная организация труда и рабочего места,
- выполнение установленных норм и требований к конкретному виду работы (рациональное использование оборудование и инструмента, соблюдение правил техники безопасности, степень самостоятельности при выполнении задания).
Также для осуществления контроля при изучении экономических дисциплин широко применяются профессиональные задачи, деловые игры, блиц– игры, правильно подобранные согласно требованиям квалификационной характеристики будущего специалиста. С их помощью представляется возможность наиболее объективно определить уровень готовности обучающегося к практической деятельности, развитость таких важнейших интеллектуальных умений, как анализ и синтез, перенос знаний, сравнение, обобщение, использование знаний в нестандартных ситуациях.
Еще один метод осуществления контроля в процессе изучения экономических дисциплин – стандартизированный контроль, предусматривающий разработку тестов. Тест состоит из двух частей: задания и эталона. Задание выдается обучающимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом обучающегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала [36, с. 32].
Тестовая проверка знаний проводится в виде письменных ответов обучающимися на различные экономические вопросы, выданные на специальных карточках–заданиях. Проверить правильность ответа можно несколькими способами: с помощью безмашинного и машинного контроля.
При безмашинном контроле ответы обучающихся на вопросы заданий кодируются, а проверку ответов проводит педагог посредством различных приспособлений– шаблонов. При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сопоставляются с эталонами, и на основе заданного критерия машина выдает отметку.
Главное преимущество применения тестового контроля при изучении экономических дисциплин состоит в том, что удается проверить всех обучающихся при незначительных затратах аудиторного времени. Но есть и существенный недостаток– ограниченность применения, т.е. с помощью его можно проверить только репродуктивную деятельность обучающихся. Поэтому разумнее применять его в процессе текущего контроля [27, с. 10].
Несмотря на большое разнообразие характера заданий, применяемых при стандартизированном контроле, с точки зрения структуры их можно свести к двум основным типам вопросов: к избирательным, основанных на узнавании, припоминании обучающимися знаний, и к конструируемым, основанных на припоминании и дополнении. Наибольшее распространение при изучении экономических дисциплин в связи с простотой анализа и легкостью технической реализации ввода ответов в контролирующие устройства получили избирательные задания.
Каждый вопрос подобного задания предлагает несколько ответов на выбор, студент среди них должен найти правильный. Избирательные задания подразделяются на альтернативные, множественного и перекрестного выбора. Альтернативные задания применяю в тех случаях, когда на предложенный вопрос обучающийся должен ответить «да» или «нет».
Например, Карлом Марксом разработана и доказана теория прибавочной стоимости: 1. Да. 2. Нет. Так как альтернативные задания содержат большую вероятность угадывания ответа их используют реже других избирательных заданий. Задания множественного выбора предполагают выбор из нескольких ответов одного [27, с. 19–20]. Среди них могут быть подобные: «не знаю», «нет правильного ответа».
Например, Что из нижеперечисленного является определением амортизации:
1. Процесс перенесения стоимости изношенной части основных производственных фондов на создаваемую продукцию или выполняемые работы.
2. Единовременное перенесение стоимости основных производственных фондов на выпускаемые предприятием акции.
3. Замещение устаревшего оборудование новым.
4. Нет правильного ответа.
Данные задания широко применяются в связи с тем, что ответы на них могут быть введены в современные технические средства обратной связи. Большинство контролирующих устройств, применяемых в средних специальных учебных заведениях, рассчитаны на задания именно такого типа. Задания перекрестного выбора, или задания на сопоставления, заключаются в установлении соответствия между несколькими вопросами и несколькими ответами, записанными вразброс. Задания с конструируемыми ответами выполняется путем внесения дополнений, формул, определений и т.п.
В тексте заданий оставляются соответствующие пропуски, куда студенты записывают ответы в словесной формальной либо числовой форме. Тестовый контроль вследствие своей ограниченности не позволяет проверить развернутый смысловой ответ, отражающий продуктивную творческую деятельность обучающегося, уровень его развития, логику профессионального мышления.
Поэтому использовать этот метод в процессе изучения экономических дисциплин нужно в сочетании с устной, письменной и практической проверкой знаний, умений и навыков. Совокупность вышеперечисленных методов контроля позволяет получить достаточно точную и объективную информацию о компетентности в сфере экономики будущих специалистов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баяновская Я.Г., Лепкова Н.С., Кузина Г.В. Активные методы обучения в преподавании экономики в общеобразовательных школах// Международный научный журнал «инновационная наука». 2015. №12. С. 63-66.
2. Деловые игры в экономике: учебное пособие / И.Н. Горелова, Н.С. Морозова. Омск, 2006.74 с.
3. Землинская Е.Н. Экономическое образование в школьной программе // М.: Народное образование. 2002. № 10. С.220-228.
4. Лукьянова Р. Формирование системы практических умений и навыков учащихся на уроках экономики // Народное образование . 2003. № 10. С. 157.
5. Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения: учеб. пособие/ Т.И. Ермакова, Е.Г. Ивашкин; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е.Алексеева. Нижний Новгород. 2013. 158 с.
6. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – 5-е изд. – М.: Вита-Пресс. 2005. 448 с. С. 323-342.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998. 256 с.
8. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие / А.М. Смолкин .М.: Высш. шк. 1991. 207с.
9. Современные технологии обучения [текст]: Метод, пособие по ис- пользованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. СПб.: Полиграф-С. 2002. 79 с.
10. Активные формы обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://engschool16.ru/view_publication.php&id=53
11. Активные формы обучения [Электронный ресурс].Режим доступа: http://kotrpo.ucoz.ru/publ/aktivnye_formy_obuchenija/1-1-0-6
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/
13. Чуканова М.М. Введение в экономику. Учебно-методическое планирование. Книга для учителя. СПб: Вита-Пресс, 2002. 32 с.
14. Шабанова Т.Л. Педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. – М, 2013. – 320 с.
15. Шамова Т. И. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: Учебное пособие / Т. И. Шамова, С.Н. Белова, 80 И.В. Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин– М.: Педагогическое общество России, 2012.
16. Шаталов А.А., Мониторинг и диагностика качества образования [Текст] / А.А. Шаталов, В.В. Афанасьев, И.В. Афанасьева, Е.А. Гвоздева, А.М. Пичугина – НИИ школьных технологий, 2013 г.
17. Щербакова Е.В. Педагогика. Краткий курс [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Щербакова, М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 408 c.
18. Шипилина Л.А., Методология и методы психологопедагогических исследований [Текст]: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по напралению "Педагогика" / Л.А. Шипилина. - М.: Флинта, 2013. - 208 c.
19. Шулика Н.А. Информационные технологии [Текст]/ Н.А. Шулика, Н.П. Табачук. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. унта, 2014. – 98 с.
20. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М., 1985. 350 с.