Фрагмент для ознакомления
2
Кружковые занятия способствуют развитию художественного вкуса у детей как неотъемлемой части материальной и духовной культуры, художественной и творческой деятельности, помочь им овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность обучающихся в классах находит различные формы выражения в производстве различных продуктов. Творческое развитие учеников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок [4, с. 50].
Творческая активная деятельность в процессе обучения формирует у учащихся ряд качеств, которые в результате положительно скажутся на характере школьника. Практика показывает, что для формирования богатого внутреннего мира учеников необходимо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.
Одним из важных педагогических требований к процессу обучения с точки зрения творческого мышления является развитие, а не подавление индивидуальности ученика. Часто бывают педагогические ситуации, когда ученики, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. В таком случае их следует поощрять за попытку использовать интуицию и направить к дальнейшему логическому анализу представленной идеи.
Чтобы ученики развивали творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих способностях, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на провал. Конечно, это убеждение должно быть действительным [9, с. 213].
Также необходимо в полной мере стимулировать желание учащихся выбирать для себя цели, задачи и средства их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творчеству.
Более широкое использование проблемных методов обучения, которые стимулируют создание новых знаний самостоятельно или с помощью учителя, укрепляет веру ученика в его способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают тормозящего воздействия на творчество, как это характерно для знаний, полученных с помощью более традиционных методов.
Важнейшим условием развития творчества учеников является совместная исследовательская деятельность с преподавателем. Это возможно только при решении задачи, на которую ни ученик, ни учитель не знают ответа. В этих условиях задача превращается из образовательной проблемы в реальную научную или производственную проблему, обогащая и усиливая «пыл» мотивов, которые управляют творческой деятельностью. Мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы компетентности имеют особое значение. Для обновления этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личное включение учителя в совместную деятельность с учащимся.
Для формирования творческого потенциала ученики на дополнительных кружковых занятиях используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности:
- репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
- воспроизводящий;
- проблемное изложение;
- частично поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Практические методы имеют большое значение в обучении. Его особенность заключается в том, что в деятельности школьников преобладает применение полученных знаний для решения практических задач. Способность использовать теорию на практике выдвигается на первое место. Этот метод имеет функцию углубления знаний, навыков, а также помогает решать проблемы контроля и коррекции, стимулировать когнитивную и творческую деятельность [21, с. 156].
Познавательная деятельность учащихся на практических занятиях проходит через пять этапов:
1. Этап теоретического осмысления работы (объяснение педагога).
2. Этап инструктажа. Показ.
3. Попытка выполнения.
4. Выполнение работы — этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.
5. Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления.
Практические методы лучше, чем другие, помогают научить обучающихся добросовестно выполнять задачу, развивать такие качества, как экономность, хозяйственность, способность творчески подходить к процессу учения. Ученики развивают привычку тщательно организовывать рабочий процесс (осознание целей предстоящей работе, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).
Конструирование — основной практический метод, который используется в процессе творческого обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике [21, с. 196].
Решение творческих задач — самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, не известных ранее, но необходимых в проектировании, а в дальнейшем и в изготовлении того или иного объекта, решения проблем, содержащих творческие элементы поиска, побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.
Творческие задания способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.
Выделяют пять уровней творческой подготовленности учащихся. На первом уровне ученик может изготовить изделие по предъявленному образцу с внесением частичных изменений в чертеж, схему, которые направлены на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей. На втором уровне учащемуся доступно изготовление изделий с самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему. На третьем уровне ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему. На четвертом уровне ученик выполняет самостоятельно технологическую разработку оригинальной конструкторской идеи изделия и его изготовление. На пятом уровне ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных творческих задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека [17, с. 8].
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность неэффективна. Она может вызвать интерес к той или иной проделанной работе, активировать когнитивную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремлению к изобретательности и рационализации, экспериментальной и исследовательской работе, то есть к развитию творческих качеств личности. Непрерывная и систематическая творческая деятельность учеников на протяжении всех лет обучения в школе обязательно приведет к постоянному интересу к творческой работе и, следовательно, к развитию творческого потенциала.
В процессе развития творческого потенциала рекомендуется опираться на положительные эмоции учеников (удивления, радости, симпатии, переживания успеха). Отрицательные же эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Но творчество — это не только эмоций, но и знания, способности. А эмоции только сопровождают его, одухотворяют человеческую деятельность. При решении любой проблемы происходит акт творчества, находится новый путь или создается что-то новое. Именно здесь требуется развитие особых качеств ума, таких как наблюдение, способность сравнивать и анализировать, находить связи и представлять все, что вместе составляет творческие способности
При организации творческого процесса на кружковых занятиях нужно учитывать следующие условия:
– учебный творческий процесс должен укладываться в определенное время;
– содержание творческой деятельности должно соответствовать уровню знаний, трудовых умений и навыков учеников для определенного возраста;
– для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально-техническая база и подобраны нужные материалы, владеющие методикой творческой работы с учащимися [12, с. 6].
Такие условия необходимы для того, чтобы создать для школьников такой микроклимат, который позволит успешно выполнить поставленную перед ними творческую задачу.
Так как к главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры и всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся, то одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость. С этими задачами по развитию творческих способностей отлично справляется кружковая работа.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байназаров, Р. Т. Воспитательно- образовательное значение кружковой работы школьников. Современная педагогика. 2010, № 3, с.37–40.
2. Баранцева, О. И. Внеурочная деятельность — инструмент творческого развития личности / О. И. Баранцева // Начальная школа. -2013.-№ 6. –с.81–83.
3. Бескова, И.А. Как возможно творческое мышление / И.А. Бескова. - Москва: ИЛ, 2019. - 281 c.
4. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. - №5. - с.49-58.
5. Воронова Ю.С. ТРИЗ: творчество как наука // ЭКО. – 2004. – № 12. – С.140-157.
6. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Организатор кружковой и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности/ М., 1983. – 207 с.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский.-. М.: Просвещение, 2010. — 93 с.
8. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей.-М.:
Просвещение, 1981.-176с.:ил.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер Ком, 1999. – 368 с.
10. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.
11. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.М. Кашапов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 269 c.
12. Колесникова, Н. В. Учим созидать: развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности/Н. В. Колесникова//Народное образование. -2012.- № 4.- с.3–7.
13. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992. № 6.
14. Комарова Т.С. Детское художественное творчество./ М., Просвещение, 2005. – 117 с.
15. Кукалев, С. В. Правила творческого мышления, или Тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие / С.В. Кукалев. - М.: Форум, Инфра-М, 2019. - 416 c.
16. Литова З.А Кружковая работа по технологии/ научно-методический журнал «Школа и производство» №6 2000 М., Школа-пресс
17. Маркина Н. В. Некоторые психологические факторы развития творческих способностей учащихся // Бюллетень. – 2000. - № 4. – с. 7-9.
18. Психологический словарь, / Под ред. В. В, Давыдова, А. В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.: Научн. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
19. Рогалева Е.В. Внеклассная работа по технологии /Е.В. Рогалева. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008. - 160 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1946.№ 2. – С. 32 – 46
21. Техническое творчество учащихся учеб, пособие для пед. ин-тов под ред. Ю. С. Столярова, Д. М. Комского. – М.: Просвещение, 2000. – 229 с.
22. Художественное творчество и ребенок/ под редакцией Ветлугиной Н.А. М., 2000 г.