Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Одной из основных причин высокой заболеваемости у детей в России является низкий уровень двигательной активности.
Привлечение к активной двигательной деятельности, закаливанию, подвижного образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья детей, нужно начинать в раннем возрасте. Плавание является, также, одним из основных средств физического воспитания учащейся молодежи, улучшения ее здоровья, подготовки к будущей профессиональной деятельности.
Плавание, благодаря широкому разнообразию средств, которые составляют его содержание, а также большому воспитательному, гигиенично-оздоровительному и прикладному значению, входит во все программы по физическому воспитанию.
Дети, занимающиеся плаванием, растут здоровыми, закаленными, психически уравновешенными.
Занятия плаванием развивают все основные физические качества человека. Одно из основных физических качеств является выносливость.
Физическое качество «Выносливость» определяют как важнейшее качество, которое проявляется и в профессиональной, и в спортивной, и даже в повседневной жизни людей регулярно и влияет на эффективное выполнение определенной деятельности за определенный интервал времени. Другими словами – это способность организма поддерживать надобную для обеспеченности профессиональной деятельности мощность нагрузки и способность противостоять состоянию утомления, которая возникает в ходе выполнения определенной работы.
Многие ученые занимались вопросом развития выносливости: В. М. Зациорский, 2009; Л. П. Матвеев, 2008; И.А. Германов, 2014; О.В. Кальная, 2017 и др.
Обьект исследования: учебно-тренировочный процесс юных пловцов.
Предметом исследования: развитие общей выносливости у детей, занимающихся плаванием в группе начальной подготовки по плаванию.
Цель работы – проанализировать средства и методы развития общей выносливости у детей, занимающихся в группе начальной подготовки по плаванию.
Задачи курсовой работы:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Определить методы и организацию исследования.
3. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования -теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, сравнение, классификация, обобщение.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _______________________________ факультета, состоит из введения, 3-х разделов, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА 1 ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Выносливость, ее виды
Сегодняшнее понятие о выносливости в теории спорта связывалось с изначальным пониманием этого феномена как способность противостоянию утомления в условиях продолжительного воздействия физических нагрузок, где последнее определение стало основой, на фундаменте которого раскрывается исходное содержание и все то, что с этой дефиницией обусловлено.
Выносливость - это возможности индивидуума, которые обеспечивают человеку продолжительное выполнение какой-то ни было двигательной деятельности без понижения её результативности. Выносливость охарактеризуется единством проявления психических, физиологических и биоэнергетических функций организма индивида, которые позволяют продолжительное время противостоять утомлению в период механической работе.
Общая и специальная выносливость имеют различия в особенностях нервного и мышечного регулирования и энергообеспечения организма при разных видах двигательной деятельности. Общая выносливость будет завесить от функциональных возможностей вегетативных систем, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Иными словами, физиологической основой общей выносливости будут аэробные возможности индивидуума. Данное мнение будет особо справедливо в отношении работы низкой интенсивности, результат которой в очень малой степени зависит от совершенности навыка .
Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов понимают выносливость как способность противостоять физическому утомлению в ходе мышечной деятельности. Таким образом, дефиниция физического качества выносливость в научной литературе у разных авторов сформулирована с некоторыми противоречиями.
В теории и методике физического воспитания выносливость как качество проявляется в 2-х основных формах, которые выражены:
- продолжительностью работы без признаков утомления на определенном уровне мощности;
- скоростью понижения работоспособности при в ходе наступления утомления.
Физическое качество «выносливость» бывает двух типов – общая и специальная.
Общая выносливость – это способность противостоять протяженным нагрузкам со средней интенсивностью при глобальной функциональной активности всей мышечной системы. Основой общей выносливости являются аэробные способности. Отличительная черта этого вида выносливости проявляется в его широкой области охвата, переносу на различные виды спорта. Например, если развивать общую выносливость в беговых упражнениях, то улучшение будут видны и в лыжной гонке и в ходьбе. Успехи тренировки общей выносливости зависят от техники спортсмена (от экономичности выполняемых движений) и от его умений противостоять усталости.
Таким образом, данный вид выносливости определяется как сумма некоторых типов специальной выносливости и обуславливается потенциалами вегетативных систем человека.
Общая выносливость – основополагающая в развитии специальной выносливости и играет ключевую роль в развитии физического состояния человека. В ряде научных исследованиях общая выносливость определяется способностью индивидуума выполнять постоянную динамическую работу умеренной мощности длительное время, она обнаруживается в деятельности, для которой свойственно функционирование всего мышечного аппарата.
Общая выносливость способна играть большую роль в оптимизации жизнедеятельности, представляется важным компонентом физического и психического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой для формирования специальной выносливости. Общая выносливость складывается в форме итогового результата воспитания определенных типов специальной выносливости и определена функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.), в связи с этим общую выносливость ещё именуют общей аэробной .
Ж. К. Холодовым и В. С. Кузнецовым классифицируется специальная выносливость по следующим показателям:
-двигательное действо, при помощи которого осуществляется двигательная задача (к примеру, прыжковая выносливость, статическая выносливость);
-двигательное действо, в условиях которой решается двигательная задача (к примеру, игровая выносливость);
-взаимное действие с другими физическими качествами, которые необходимы для успешного разрешения двигательной задачи (к примеру, силовая, скоростная, координационная и т.д.) .
Специальная выносливость – это умение переносить длительные нагрузки, относящиеся к конкретному виду деятельности. Данный вид выносливости представляет собой многокомпонентное двигательное качество.
Для того чтобы подобрать нагрузку для отдельных компонентов упражнений нужно изменять их параметры, выполняемые в процессе тренировки. Для отдельных профессий или их групп существуют свои сочетания компонентов.
Специальная выносливость означает способность быстро и точно реагировать на внешние воздействия без снижения эффективности профессиональных действий, даже при условии утомления сенсорных систем.
Силовая выносливость может представлять собой способность противостоять усталости в мышечной работе, которая требует огромного силового напряжения, К примеру, о проявлении силовой выносливости можно говорить, если спортсменом выполняются упражнения «до отказа» с внешним отягощением, которое имеет не меньше 30% от индивидуально максимума.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аришин, А.В. Сопряженное совершенствование физической и технической подготовленности высококвалифицированных пловцов в макроцикле подготовки. / А.В. Аришин, А.И. Погребной // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2018. № 4. 210 с.
2. Воротник, А. Н. Повышение физической подготовленности курсантов вузов МВД России средствами и методами развития выносливости / А. Н. Воротник, П. Н. Войнов, А. В. Апальков // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2017. – № 1. – С. 27-31.
3. Гаврилова, А.С. Развитие самоорганизации дошкольников на занятиях по плаванию. / А.С. Гаврилова. // Физическая культура, спорт и здоровье: современное состояние и пути развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21 апреля 2017 года. – Мурманск: МАГУ, 2018. – 187 с
4. Ганчар, И. Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования / И. JI. Гончар. — Одесса: Друк, 2016. – 696 с.
5. Германов, Г. Н. Классификационный подход и теоретическое представление специального, общего в проявлении выносливости: / Г. Н. Германов, И. А. Сабирова., Е. Г. Цуканов // Научно-теоретический журнал Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 2. С. 50–52.
6. Козлов, А. В. Спортивное плавание юных пловцов: монография / А. В. Козлов. — СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2018. – 114с.
7. Кузьмин, В.В. Особенности организации специальной силовой выносливости в тренировочном процессе сборной команды по легкоатлетическому кроссу волгоградской академии МВД России / В.В. Кузьмин, О.С Панова. //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 127- 131.
8. Литвинов, А. А. Азбука плавания (для детей и родителей, бабушек и дедушек) /А.А.Литвинов [и др.] - СПб.: Фолиант, 2015. – 317с.
9. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник/ А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2015. – 544 с.
10. Меныиуткина, Т. Г. Теория и методика плавания в системе оздоровительно-спортивных технологий : учеб.-метод. пособие/ Т. Г. Меныиуткина [и др.]. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2015. – 153с.
11. Плавание. Plavaem.info//Электронный ресурс http://plavaem.info/tehnika_plavaniya_krol.php (дата обращения: 30.04.2021)
12. Строев, С.Ю., Пономарева, М.С. Комплекс упражнений круговой тренировки для развития специальной выносливости боксеров /С.Ю., М.С. Пономарева //Актуальные проблемы подготовки спортсменов в олимпийских и национальных видах спорта на разных этапах многолетнего соврешенствования.-2015.-С.293.
13. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2016.- 480 с.
14. Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. ВГУ им. П.М. Машерова, 2020. – 120 с.