Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Распевание - настройка голоса и слуха, вокальная гимнастика, которая позволяет настроить голосовой аппарат исполнителей и подготовить его к пению.
Главная задача преподавателя - правильно подобрать комплекс упражнений. Каждый руководитель должен четко понимать цели, задачи и технику каждого упражнения, а также уметь правильно объяснить исполнителю все тонкости выполнения упражнений.
Пение - довольно широкое понятие, и для певческих групп различного уровня подготовки заполнение этого вида работы будет полезно. Коллективу, которая находится на начальном этапе работы, целесообразнее включить в этот раздел больше упражнений, направленных на развитие и укрепление певческого дыхания; навык одновременного входа и выхода; формирование единого положения звука голоса; усиление дикции.
Глава 1 Особенности детского фольклорного коллектива
1.1 Общее понятие «детский фольклор»
В российской системе воспитания испокон веков использовались фольклорные тексты, которые являются настоящим кладезем человеческой мудрости, выразителем народного миросозерцания, сокровищницей национальной духовности. Значительную их часть составляет детский фольклор.
Понятие «детский фольклор» вошло в науку сравнительно недавно. Однако новизна термина не связана с поздним происхождением этого вида фольклора. Соответствующим фольклорным текстам присуща глубокая древность.
Детский фольклор - это совокупность образцов устного народного творчества, которая состоит из классических и современных фольклорных форм и функционирует в детской среде или выполняется специально для детей . Итак, детский фольклор, это, прежде всего, образцы устной народной словесности, предназначенные для детей.
Созданные старшими поколениями для младших, такие тексты являются составляющей детского фольклора (например, колыбели).
Другая часть - это произведения, которые функционируют в детской среде, но одновременно бытуют и как образцы определенного фольклорного жанра (например, загадки).
Детский фольклор - также и собственное устное творчество детей, которое возникает, например, в процессе игры и коммуникации. Образцы этого творчества живут лишь в детской среде. Научная заинтересованность проблематикой детского фольклора также начинается в середине XIX в. и развивается сначала на фоне таких известных в фольклористике направлений как мифологического и культурноисторического.
Исследователи и собиратели фольклора давно наблюдали, что все фольклорные жанры делятся на две большие группы:
1) произведения, которые исполняются и бытуют в среде взрослых;
2) произведения, которые бытуют среди детей.
Между этими группами есть существенная разница: устная словесность взрослых не всегда доступна детям, они начинают ее понимать и воспринимать лишь в подростковом возрасте. В свою очередь, детское творчество не всегда интересна для взрослых, которые стараются во всем руководствоваться разумом, и им трудно постичь тексты, созданные детской фантазией, воображением, однако дети их подхватывают, и они распространяются в детской среде .
1.2 Разновидности детского фольклора и его роль в воспитании
Классификация детского фольклора такая :
- образцы устной народной словесности, исполняемые взрослыми для детей;
- разножанровые фольклорные произведения, которые бытуют в детской среде;
- образцы устного творчества, которые возникают и функционируют в результате коммуникативной специфики детского возраста.
Такой классификации придерживались В. П. Аникин, Е. В. Померанцева, В. А. Василенко и др. Часть же исследователей к детскому фольклору причисляют сюда лишь те произведения, которые исполняют сами дети (Г. С. Виноградов, Н.П. Андреев, В. И. Чичеров).
Относительно жанровой специфики, то часть текстов детского фольклора создается на почве «взрослого» фольклора (прибаутки, шутки и тому подобное), а часть - на почве собственно детских жанров (считалки, дразнили и тому подобное).
До середины XIX в. детский фольклор не выделялся в отдельную группу устного народного творчества и специально не записывался. Только от второй половины XIX в. и в ХХ в. растет заинтересованность общества народной жизнью, начинается сбор и появляются публикации образцов устной детской словесности В. Даля, П. Шейна, О. Афанасьева, П. Иванова, С. Исаевича, Г. Виноградова, О. Капицы, М. Мельникова, П. Чубинского, М. Вовчка, Н. Лысенко, В. Василенко, В. Аникина, Д. Яворницкого, В. Верховинца и др.
Научная заинтересованность проблематикой детского фольклора также начинается в середине XIX в. и развивается сначала на фоне таких известных в фольклористике направлений как мифологического и культурноисторического, а П. Шейн впервые создает подробную классификацию детского песенного фольклора и выделяет в нем некоторые жанры (колыбельные, прибаутки и т. п).
В зависимости от условий функционирования, детский фольклор делится на игровой и неигровой. Вследствие возрастной специфики и характера досуга больше всего в традиции устного детского творчества образцов игрового фольклора. Они являются вполне совершенными и функциональными, ведь выражают душевное состояние ребенка в процессе игры.
На самом деле без этих веселых и смешных стихов, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным обладателем, способным выразить любые мысли, ощущения, переживания и тому подобное .
Сейчас среди детей в большем почете, чем другие формы фольклора, считалка. Большинство считалок в детском исполнении звучит как стихи, только «смешные». Дети так и относятся к ним, как к веселым стихам, часто смешивая со скороговорками, утешениями и тому подобное. Основная особенность считалки - четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. Самый распространенный вид народной считалки предназначен непосредственно для расчета игроков. Большая группа считалок указывает на тех, кто будет участником игры. Последний, кто остался после расчета, водит. К этому же к виду считалок относятся такие, где нет прямого словесного указани3я на то, кто водит или выходит после счета. Его заменяет последнее внятное слово. В этой группе особенно выделяются бессмысленные считалки, с абсурдным сюжетом и звуко- и словосочетанием. Похожие считалки существуют в детском фольклоре разных народов.
Глава 2 Теоретические аспекты изучения специфики распевания детского фольклорного коллектива
2.1 Программа детского фольклорного коллектива
Воспитание у детей патриотизма, уважения к народным традициям, обычаям и обрядам, духовным ценностям русского народа являются одними из главных задач, которые стоят перед заведениями внешкольного образования.
Именно фольклорное исполнительство помогает глубже познать особенности внутреннего мира народа, его психологии, секреты народного творчества. Работа фольклорного коллектива имеет много граней. Это, прежде всего, изучение и сохранение народно-песенного творчества, танцевального искусства и игры на народных инструментах, обрядов и обычаев, детского фольклора, народно-прикладного искусства, а также воспроизведение (исполнение) лучших образцов фольклора. Его разножанровость обогащает детей, развивает их самодеятельное творчество и фантазию .
Целью программы является формирование компетентностей личности средствами фольклорного коллектива. Основные задачи заключаются в формировании таких компетентностей:
1. Познавательной, обеспечивающий ознакомление с понятиями и знаниями фольклорного жанра, народнопесенного творчества нашего народа; народной манеры исполнения.
2. Практической, что способствует овладению навыками игры на народных инструментах; исполнению лучших образцов народнопесенного творчества нашего народа.
3. Творческой, что обеспечивает формирование творческих способностей, музыкального мышления, вокального слуха и голоса; формирование чувства ритма, пластики и грации; развитие исполнительского мастерства.
4. Социальной, что способствует воспитанию бережного и уважительного отношения к народным традициям, сценической культуры, национального сознания; формирование эстетического вкуса; популяризации фольклорного жанра.
Детский фольклорный коллектив изучает и пропагандирует лучшие вокальные образцы народного творчества, исполняя их в народно-песенном стиле, который отличается от академического открытым звуком, живым «обнаженным» интонированием слова.
Формирование правильного певческого звука в народной манере исполнения - основная задача вокальной практики каждого воспитанника. Задачей руководителя является не допускать зажатого, резкого, чересчур открытого и крикливого звучания. Пение открытым народным грудным звуком не должно быть чрезмерным и утомительным для учеников .
Предусмотрено научить детей сочетанию пения с движением и игрой, сохраняя при этом качество и силу звучания. У детей необходимо формировать понимание и «чутье» музыки, что поможет им работать самостоятельно, без руководителя.
Обязательной является работа над вокальными навыками участников, постепенным, грамотным расширением их голосового диапазона. Руководитель должен работать над дыханием исполнителей, правильной артикуляцией, четким произношением (дикцией), при этом добиваясь чтобы исполнение было таким же естественным, как и процесс речи.
Руководитель должен обратить особое внимание на подголосковое пение. Возможность исполнения подголосков станет украшением народных произведений. Неуловимые мелодические нюансы, которые почти невозможно передать с помощью нотной записи, самые большие в «живом» исполнении. Поэтому стилевые особенности народной импровизации каждого региона дети по возможности должны перенимать с голоса или с фонозаписи голоса местного исполнителя.
2.2 Распевание участников ансамбля
Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, конечно, следует учитывать, но это относится не к принципам речевого воспитания, а к педагогическим приемам обучения».
Постановка голоса – это начальный этап обучения вокальному искусству - это система упражнений, направленных на приобретение навыков :
- заявления о дыхании;
- развитие артикуляции;
- развитие слуха и т.д.
На занятиях по вокалу для детей в детской школе искусств основной целью является развитие и формирование вокальных и певческих навыков, которые впоследствии используются при работе в народном ансамбле.
При работе в индивидуальных классах, прежде всего, необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу для того, чтобы ребенок
чувствовал себя комфортно, не стеснялся и не был зажат. На занятиях по постановке голоса необходимо найти индивидуальный подход к каждому ученику, поэтому все упражнения и изучаемый материал подбираются с учетом возраста, психологических особенностей и вокальных навыков ребенка.
Чтобы дети не уставали во время занятий, всегда необходимо чередовать занятия с отдыхом, например, между упражнениями.
Проведите беседу о целях и задачах, направлении этого упражнения, а также о некоторых упражнениях, которые мы проводим в игровой форме.
Конечно, вы должны начать учиться петь с объяснения правильной установки пения. Ребенку следует сказать, что при пении тело должно быть расслаблено, плечи должны быть расправлены, ноги должны быть поставлены с опорой на пятки, мышцы лица и шеи должны находиться в спокойном состоянии.
При пении нельзя запрокидывать голову, гримасничать или зажимать нижнюю челюсть. Все должно быть просто и естественно, свободно и непринужденно. Необходимо обеспечить, чтобы процесс пения был таким же
естественным и органичным, как и процесс речи. «Пойте свободно и естественно, не делая ничего лишнего. Пойте, потому что вы хотите петь, потому что сам процесс пения - это весело», - так вы можете сформулировать основное правило пения .
Необходимым условием для проведения упражнений является пример. Классы организованы по принципу от простого к сложному.
Начальным этапом является обучение певческому дыханию, так как именно дыхание является важным вокальным навыком.
Для формирования навыков плавного, равномерного и экономного выдоха во время пения на этом этапе используют такие упражнения, как:
- «Мяч». Положение стоя. Руки кладут на живот или по бокам, вдыхают через нос, при этом важно чувствовать работу диафрагмы, передняя стенка живота должна выступать вперед.
2.3 Упражнения для распевания младших школьников
Упражнения для распевания должны быть хорошо продуманы и даны систематически. Во время распевания руководитель хора должен давать различные упражнения для звуковедения, дикции и дыхания. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, с каждым уроком качество исполнения песнопения будет улучшаться.
Итак, дети готовы петь. Распевание предлагает механическое разогревание мышц лица: легкое постукивание кончиками пальцев по лицу, голове, шее.
Слегка «прикусите» язык, поморщитесь (максимально растягивая губы).
Повторяйте за учителем разные звуки и слоги:
Звук «Н»; «Н-Н»; «Н-Н-Н» произношение этого звука дает ощущение верхнего резонатора.
Слог «ДА»; «ДА-ДА»; «ДА-ДА-ДА» произносится с твердой атакой и толчками мышц живота.
Слоги могут меняться в зависимости от пожеланий учителя.
На одних и тех же слогах можно сыграть «вопрос?» - «ответ!».
Искусство пения, говорили старые мастера, - это искусство вдоха и выдоха. В настоящее время можно четко заявить, что тип вдоха не так важен, как организация выдоха. Но связь между вдохом и выдохом очень существенна. Спокойный, не судорожный, но в то же время довольно активный вдох с последующей мгновенной задержкой обеспечит необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а следовательно, и для мелодичного, плавного звука. Такое пение называется пением на «опоре» .
За этим следуют упражнения для развития правильного дыхания. При ежедневных тренировках организм адаптируется. Вы можете закрепить эти навыки на упражнениях без звука:
1. Малый вдох - произвольный выдох;
2. Малый вдох-медленный выдох на согласные « Ф « или « Б « на счет до шести, до двенадцати;
3. Вдыхайте со счетом для повторения в медленном темпе (считайте за 4, за 6, за 8), затем таким же образом – выдыхайте;
4. Короткий вдох через нос, задержите дыхание на счет 8, короткий выдох через рот.
Эти упражнения можно повторить, поднимая и наклоняя голову - без остановки, а также поворачивая голову вправо и влево. Эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки к правильному дыханию, так и для разогрева голосового аппарата.
Заключение
Одним из основных видов работы по развитию вокальных и певческих навыков является распевание. Пение состоит из специальных вокальных упражнений и является материалом, на котором певцы целенаправленно развивают определенные качества певческого голоса.
Распевание выполняется в начале урока, а также выполняет функцию настройки, подготавливая голосовой аппарат к работе над репертуаром.
Есть определенные требования к самим распевкам, к их отбору. Во-первых, они должны носить универсальный характер, что особенно важно при
коллективных, ансамблевых занятиях. Во-вторых, фундаментальное значение имеет относительная стабильность, постоянство отдельных методик, используемых учителем из года в год. В-третьих, необходимо периодически пополнять группу приемов.
М. Румер предлагала в качестве распевания использовать отрывки из сочинений, которые предусмотрены школьной программой по слушанию, а именно: пропевать главные темы инструментальных или хоровых произведений.