Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе проведем исследование особенности предоставления услуг подтверждения гражданско-правового статуса на примере юридических лиц Федеральной налоговой службой.
Каждому гражданину России основным законом нашего государства дано право на осуществление свободной экономической деятельности [1]. Такое право было дано в связи с переходом из плановой в рыночную экономику и юридическое лицо мыслилось как одно из основных двигательных сил, которое будет обеспечивать возрастающий спрос на услуги и товары населения нашей страны, также ко всему прочему являясь активным участником гражданского оборота. В связи с этим актуальность такой процедуры как регистрация юридического лица и специфика его подтверждения гражданско-правового статуса сохраняется на сегодняшний день.
Государственная регистрация юридических лиц – процесс, необходимый и важный для современной России, которая провозгласила себя правовым, социальным, государством с элементами рыночной экономики. В этой ситуации нужно найти наиболее приемлемый вариант построения системы государственной регистрации, который бы полностью соответствовал поставленным принципам.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
1.1 Понятие и содержание гражданско-правового статуса
и необходимость его подтверждения
Понятие «статус» происходит от латинского слова «status», означающего «положение, состояние».
Рассмотрение вопроса о гражданско-правовом статусе в теоретическом аспекте опосредовано определением состава и содержанием его элементов. По данному поводу различными авторами высказывается множество позиций, влекущих за собой ряд трудностей. Определенную сложность вызывают проблемы соотношения следующих правовых категорий: «правовой статус», «правоспособность» и «правосубъектность» [17, с. 13].
Особый интерес представляет определение такого понятия как «правовой статус», поскольку его нельзя просто сводить к правоспособности или правосубъектности. Правовой статус не исчерпывается правоспособностью или правосубъектностью: он включает в себя содержание этих понятий, но не сводится к нему.
Относительно вопроса соотношения понятий правоспособности, правосубъектности, компетенции и правового статуса представляется возможным выделить несколько основных позиций.
Одни авторы рассматривают правовой статус как наиболее широкое понятие, включающее в себя: правоспособность, компетенцию, юридическую ответственность за результаты деятельности.
Следовательно, одним из элементов правового статуса является правосубъектность, которая определяется, как возможность быть субъектом прав и обязанностей в различных правоотношениях.
В соответствии с другой позицией, правовой статус и правосубъектность – понятия тождественные. Например, А. В. Мицкевич считает, что каждый субъект права в силу самого действия закона, то есть независимо от участия в тех или иных правоотношениях обладает определенным комплексом прав и обязанностей. Все эти права и обязанности составляют содержание правосубъектности или правовой статус данного лица, или организации.
Третьи, полагают, что правовой статус нельзя рассматривать, как простую совокупность элементов.
Правосубъектность представляет собой возможность выступать в качестве субъекта всех прав и обязанностей. Правовой статус – это уже не возможность, а фактическое обладание конкретными правами и обязанностями, соответствующее, сформулированным целям, задачам и т. д. Следовательно, эти понятия не тождественны.
1.2 Органы, предоставляющие услуги подтверждения гражданско-правового статуса
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7] (далее – Федеральный закон № 129) государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее – регистрирующий орган).
Регистрирующим органом, предоставляющим государственные услуги подтверждения гражданско-правового статуса предпринимателей, является Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России).
Государственные услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов России, органами управления государственных внебюджетных фондов России или местными администрациями в рамках их компетенции.
Таким образом, предприниматель (физическое лицо или организация) обязан встать на учет в налоговые органы. Порядок постановки на учет организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП, установлен ст. 84 НК России.
Также предприниматель обязан встать на учет в Пенсионном фонде России (далее – ПФР) и в Фонде социального страхования (далее – ФСС). В настоящее время все сведения, необходимые для регистрации в ПФР и ФСС, предоставляет не сам налогоплательщик, а налоговый орган. На основании этих сведений территориальный орган ПФР и ФСС производит регистрацию организации в качестве страхователя с присвоением регистрационных номеров. Свидетельства о постановки на учет в фондах предприниматель получает в налоговом органе.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
2.1 Оценка действующей системы предоставления услуг подтверждения гражданско-правового статуса юридических лиц Федеральной налоговой службой
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 [9] ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
Также, в соответствии с пунктами 1 и 5.3.1. Положения о ФНС России служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Порядок регистрации юридических лиц в России регулируется Федеральным законом № 129. Это основной правовой акт, некоторые положения которого уточняются компетентными исполнительными органами.
В России большое внимание уделяется государственной регистрации всех юридических лиц. Это происходит по месту нахождения исполнительного органа юридического лица, которое действует на регулярной основе, лица, которое указано в заявке на государственную регистрацию, если этого исполнительного органа нет, то по месту места жительства другого органа или лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица без доверенности [16, с. 127].
Процедура государственной регистрации юридических лиц, закрепленная в соответствующем федеральном законе, включает четыре последовательных этапа:
– подача документов заявителем;
– проверка соответствия заявленных данных законодательству России и фактическим обстоятельствам;
– внесение информации о вновь созданном предприятии в государственные реестры;
– выдача документов, подтверждающих присвоение правового статуса.
Уполномоченными лицами являются следующие лица:
– руководители штатного исполнительного органа зарегистрированного юридического лица или иного лица, которое может действовать от имени юридического лица без доверенности;
– учредители юридического лица при его создании;
– руководители юридического лица, которые принадлежат учредителям юридического лица, которое зарегистрировано;
– руководители комиссии, при ликвидации юридического лица;
– лицо, уполномоченное действовать на основании доверенности.
Перед регистрацией юридического лица, перед обращением в налоговый орган, необходимо провести подготовительные работы: оформить учредительные документы и заполнить регистрационную заявку.
Пошаговое руководство по регистрации юридических лиц размещено на интернет-сайте ФНС www.nalog.ru. Он содержит общие положения, которые предприниматели должны проводить на всех этапах получения официального статуса. Более подробные объяснения в каждом конкретном случае могут дать практикующие юристы.
Указанные этапы государственной регистрации юридического лица актуальны и в случаях, когда предприятие реорганизовано в субъект хозяйственной деятельности России.
В 2016 году на законодательном уровне были введены новые положения в правила регистрации юридических лиц. В целом изменения оказали незначительное влияние на общую процедуру.
Заявка, которая подается в регистрирующий орган, должна быть заверена подписью заявителя. Заявитель должен указать свои паспортные данные или другой документ, удостоверяющий личность, при наличии - идентификационный номер налогоплательщика. Подпись заявителя на заявлении должна быть заверена нотариально.
Процедура государственной регистрации юридического лица происходит в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов. Решение о государственной регистрации является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр, эта запись является моментом государственной регистрации юридического лица. Документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, отправляется в течение одного рабочего дня со дня регистрации.
2.2 Проблемы предоставления услуг подтверждения гражданско-правового статуса Федеральной налоговой службой
Для понимая распространённости описываемой формы организации предоставления услуг подтверждения гражданско-правового статуса обратимся к данным, взятым из отчета ФНС России от 01.01.2021. В 2020 году территории России зарегистрировано 233 056 юридических лица, из них коммерческие организации – 217 400, некоммерческие – 15 656 (приложение А) [22].
Общая динамика показывает уменьшение количества зарегистрированных юридических лиц, так как исходя из временного сравнения подобного отчета от 01.01.2020 [23] количество юридических лиц сократилось примерно на 72 733, что произошло из-за различных факторов, в том силе проблем с правовым регулированием, которые являются, на наш взгляд, значительными (приложение Б). Что касается улучшения условий ведения бизнеса, то ситуация здесь обратна, по сравнению с уменьшением количества юридических лиц в России.
Если опираться на данные рейтинга Всемирного банка doing business, который оценивает условия ведения бизнеса в стране, то Россия повышает свою эффективность в этом вопросе, на что указывает продвижение нашей страны в данном рейтинге с 40–го в 2016 году на 28-е место в 2020 году [21].
Итоги данного рейтинга связывают с принятием Правительством Российской Федерации ряда мер, вносящих изменение в процесс регистрации юридического лица, а именно Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 № 317-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (утратил силу) [10].
Большинство исследователей считают принятия данной меры как положительный шаг к улучшению условий ведения бизнеса в рамках Российского государства. Так как исходя из п.3 ст. 29 НК России: «Представителями юридического лица являются лица, действующие на основании доверенности, которая должна быть оформлена в соответствии с гражданским законодательством». В соответствии со статьей 185.1 пункта 4 ГК России «Доверенность от имени юридического лица подписывается его руководителем или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законом и учредительными документами».
Не смотря на проведение со стороны государства положительных мер для более тщательного контроля за деятельностью юридических лиц и проведения мероприятий по упрощению создания данной формы деятельности организации, всё также остаются проблемы с началом ведения предпринимательской деятельности у граждан Российской Федерации.
Возникновение юридического лица и обретение своей правоспособности происходит с законодательной точки зрения с момента государственной регистрации, то есть с момента внесения записи о регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц согласно статье 49 ГК России. Из этого следует, что данная стадия является значимой при желании граждан реализовать свои возможности и имущество для ведения предпринимательской деятельности, и, вместе с тем, достаточно проблемной, о чем свидетельствует большое расхождение в отчетах Налоговой службы между количеством поданных заявлений на регистрацию юридического лица и фактически выданных свидетельствах о регистрации. На данный момент основными трудностями в вопросе государственной регистрации юридического лица являются:
1) нахождение в черном списке учредителей;
2) корректность сведений об адресе места нахождения юридического лица;
3) предоставление недостоверных документов;
4) указание неправдоподобных данных при подаче заявления [15, с. 149].
В процессе создания и регистрации юридического лица его участники сталкиваются с проблемами в правильности оформления учредительных документов, формировании органов управления, определении фирменного наименования юридического лица, выборе адреса местонахождения, соблюдении требований подачи необходимого пакета документов для регистрации в ЕГРЮЛ и т.д. Одновременно с этим, много трудностей в процессе создания юридического лица и получения отказов в государственной регистрации встречается на стадии представления необходимого пакета документов в регистрирующий орган для государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
3.1 Направления совершенствования предоставления услуг подтверждения гражданско-правового статуса
В ходе исследования выявлены следующие проблемы процедуры государственной регистрации юридических лиц:
– отсутствие необходимости представления в регистрирующий орган документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах. Отсутствие такого требования позволяет учредителям указывать любое местонахождение, даже не имея реальной возможности для его выбора. Это приводит к осложнению поиска данного юридического лица и его органов управления в случаях, когда это необходимо кредиторам данной организации, суду, а также самим его участникам (членам), если речь идет об обществе, товариществе, кооперативе, иной организации с корпоративным устройством.
Отказать в государственной регистрации такого юридического лица невозможно потому, что должностные лица регистрирующих органов не имеют законных прав на проведение содержательной экспертизы представленных документов (т.е. проверку таких документов на их достоверность и соответствие законодательству) и потому что в статье 23 Федерального закона № 129 отсутствует соответствующее основание, которое могло бы быть применено в рассматриваемом случае; сокращение сроков государственной регистрации юридических лиц с одного месяца до пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган необходимого пакета документов;
– ограниченный перечень оснований для отказа в государственной регистрации, установленный в статье 23 Федерального закона № 129;
– отсутствие правовой экспертизы представленных для регистрации учредительных документов;
– подписание заявления о государственной регистрации неуполномоченным лицом.
Подытоживая всё выше сказанное, можно сделать заключение, что вопрос государственной регистрации юридического лица в данное время, не смотря на ряд принятых мер, имеет свои не решенные проблемы.
Законодателям следует обратить внимание: во-первых, на нормативное определение понятия адреса массовой регистрации, которое уже достаточно давно используется налоговыми органами и встречается в нормативно-правовых актах, но так и нашёл закрепление в каком-либо акте; во-вторых, предоставить дополнительные полномочия органам налоговой службы на право про- ведения выездных проверок по месту официального нахождения большого количества компаний вне рамок проведения выездных налоговых проверок до момента принятия решения о государственной регистрации юридического лица; в-третьих также подробнее разъяснить понятие «недостоверность юридического лица».
3.2 Зарубежный опыт предоставления услуг подтверждения гражданско-правового статуса юридического лица
Рассмотрим опыт зарубежных стран в процессе создания юридических лиц. Так, к примеру, процесс регистрации юридического лица в Австрии будет состоять из следующих этапов:
1) Первый этап заключается в получении выписки из Торговой палаты о создании нового предприятия, в рамках которого, если соблюсти требования для подачи формы о создании, можно получить разрешение на налоговые льготы и урегулирование вопроса о необходимости уплаты ново созданным юридическим лицом некоторых пошлин, а именно:
– гербовый и некоторые административные сборы; - налог на передачу недвижимости;
– плата за регистрацию в коммерческом (торговом) и кадастровом реестрах;
– налог за транзакции капитала (1% от уставного капитала);
– на 1 год покрываются некоторые вспомогательные издержки на заработную плату, понесенные работодателем в дополнение к взносам на социальное страхование.
Для того чтобы претендовать на вышеизложенные исключения, юридическое лицо должно получить подтверждение от государственных органов (из торговой палаты или местных администраций) о том, что заявление было подано и решение по его рассмотрению принято позитивное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, гражданско-правовой статус имеет важное значение для определения правовых возможностей субъектов правоотношений. Гражданско-правовой статус должен рассматриваться как совокупность субъективных прав и обязанностей, получивших воплощение в правоспособности как возможности иметь права и обязанности и дееспособности как способности своими действиями реализовывать эти права и обязанности, изменять или прекращать их, а также нести ответственность, предусмотренную законом.
Основным документом, регулирующим гражданские правоотношения и в том числе предпринимательскую деятельность как индивидуальных, так и коллективных предпринимателей (организаций) является ГК России).
Признаки, которые являются ключевыми для признания или непризнания деятельности предпринимательской: самостоятельность, деятельность осуществляется предпринимателем на свой риск, систематичность, регистрация предпринимательской деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) [Текст] // Российская газета. – 2020. – № 144.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 52 (часть 1). – Ст. 5496.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть 1). – Ст. 1.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть 1). – Ст. 3.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] : федер. закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (часть 1). – Ст. 3431.
8. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления 239 государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] : федер. закон от 30.10.2017 № 312-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 45. – Ст. 6586.
9. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей [Текст] : постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 20. – Ст. 1872.
10. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Текст] : постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 40. – Ст. 3961.
11. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (утратил силу, окончание действия документа - 05.02.2016) [Текст] : распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 № 317-р // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 11. – Ст. 1148.
12. Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц [Электронный ресурс] : приказ ФНС от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72. – Режим доступа : Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
13. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств [Электронный ресурс] : Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@. – Режим доступа : Консультант Плюс, в локальной сети вуза.
14. Бычкова, А. А. Государственная регистрация юридических лиц в России : порядок процедуры и необходимая документация [Текст] / А. А. Бычкова // Colloquium-journal. – 2019. – № 14-7 (38). – С. 71-72.
15. Валов, К. Д. О проблемах при регистрации юридического лица в российской федерации / К. Д. Валов [Текст] // Лучшая студенческая статья 2020. сборник статей XXVIII Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза, 2020. – С. 148-151.
16. Коршунова, Н. М. Предпринимательское право [Текст] : учеб. / Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвилли. – М. : Юнити-Дана, 2018. – 535 с.
17. Мамаева, Н. С. Гражданско-правовой статус : понятие и содержание [Текст] // Н. С. Мамаева // Инновационные внедрения в области юриспруденции : сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 13-16.
18. Станкевич, Г. В. Пути совершенствования нормативно-правовых основ создания юридического лица [Текст] / Г. В. Станкевич, Е. Е. Некрасов // Пути повышения уровня правосознания и правовой грамотности в современном гражданском обществе : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию со дня окончания Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). – 2020. – С. 228-239.
19. Чепик, О. В. Современные проблемы и пути совершенствования действующей системы государственной регистрации и учета юридических лиц [Текст] / О. В. Чепик, В. С. Чепик // Научные исследования: теория, методика и практика : сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 263-265.
20. Новикова И. Когда необходимо регистрироваться в качестве ИП или юридического лица? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://acscon.ru/, свободный.
21. Рейтинг стран Всемирного банка doing business [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://russian.doingbusiness.org/ru/rankings, свободный.
22. Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.01.2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/8376083/, свободный.
23. Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.01.2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.nalog.ru/rn21//related_activities/statistics_and_analytics/forms/9558929/, свободный.
24. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/, свободный.