Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психологическая характеристика подростков 5
1.2. Особенности мотивации и познавательный интерес 13
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА ПОДРОСТКОВ 21
2.1. Эмпирическое исследование 21
1.2.Результаты эмпирического исследования, их обсуждение 27
Выводы по второй главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса.
Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе, как указано в Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Математика, как учебный предмет имеет ряд особенностей. Логическая структура его такова, что пробелы в знаниях отдельных тем, разделов сказываются на успешности усвоения дальнейшего материала на данном этапе или значительно позже. Математикой нельзя овладеть путем простого заучивания отдельных фактов. Если нельзя выяснить назначение математических понятий, не видеть взаимосвязей и аналогий, то математика будет, как бесполезное накопление случайных определений, формул и задач. Более того, на уроках мнение ученика часто работает в мире абстрактных понятий, иногда теряя связь с реальной действительностью. По мнению Т.Е. Антоненко [3], отрыв математических знаний от практической жизни и приводит к тому, что математику считают тяжелой, даже не интересной наукой.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики и сделать это можно используя игровые моменты и занимательные задания в обучении.
Объект исследования — изучение математики в подростковом возрасте.
Предмет исследования — формирование интереса к изучению математики.
Цель исследования — определение факторов, влияющих на формирование познавательного интереса на уроках математики у подростков.
В своем исследовании мы исходили из гипотезы о том, что процесс развития познавательного интереса школьников способствуют формированию и развитию интереса подростков к изучению математики, если будут решены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
провести диагностику познавательных интересов;
проанализировать результаты эксперимента.
При выполнении дипломной работы мы использовали следующие методы исследования:
анализ изученной литературы;
систематизация;
метод сравнительного анализа результатов диагностики.
База и выборка эмпирического исследования. В качестве испытуемых выбраны учащиеся подросткового возраста четырех классов общеобразовательной школы.
Структура и объем работы. В соответствии с темой исследования, работа имеет традиционную структуру: введение, теоретическую и практическую главы, заключение и список литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». URL: http://fgosvo.ru/news/3/1642 (дата обращения: 03. 05.2021).
2. Андреев А.М. Девиантное поведение подростков и молодежи: причины, особенности и меры предупреждения // Вестник Российского государственного торговоэкономического университета. 2010. № 4. С. 120-125.
3. Выготский, Л.С. Психология детского возраста (1930) Л.С.Выготский. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - 1008 с
4. Гамезо М. В., Матюхина М. В., Михальчик Т. С. Возрастная и педагогическая психология. М. : Просвещение, 1984. 256 с.
5. Гижицкий В. В. Внутренние и внешние мотивы учебной деятельности как факторы академической успеваемости старшеклассников: дис .... канд . психол . наук. М., 2016. 273 с.
6. Гордеева Т О Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис .... д-ра психол . наук. М., 2013. 444 с.
7. Жаровских А. Понятие преступности несовершеннолетних [Текст] / А. Жаровских // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 838-840.
8. Казаченко И.В., Трель И.Л. Развитие познавательного интереса к математике у учащихся старших классов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-k-matematike-u-uchaschihsya-starshih-klassov (дата обращения: 03.05.2021).
9. Клепач Юлия Владимировна, Рубцова Татьяна Викторовна Особенности мотивации учебной деятельности подростков // Ped.Rev.. 2019. №6 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-podrostkov (дата обращения: 03.05.2021).
10. Комкова Е. И.. Ярославский педагогический вестник .Социальная активность детей с разными уровнями мышления.- 2011 - № 3 - Том П-248с.
11. Ларионов О И Развитие мотивации учебной деятельности школьников подросткового возраста: дис . канд психол наук Саратов, 2004 245 с
12. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М. : Просвещение, 1990 . 192 с.
13. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л . М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. : Педагогика, 1983. 64 с.
14. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 54-60.
15. Остапова Анна Валерьевна Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 03.05.2021).
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002 . 720 с.
17. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М. : Знание, 1983. 96 с.
18. Чугунова, К. А. Познавательный интерес в подростковом возрасте / К. А. Чугунова, Е. В. Якунина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 963-965. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37143/ (дата обращения: 03.05.2021).