Фрагмент для ознакомления
2
Согласно курсу «Окружающий мир» учащиеся должны знать автор Плешаков А. А. выделяет следующие понятия и знания, которые достигнут учащиеся при изучении курса:
понятия «явление», «погода», «осадки», «тело», «вещество», «частица», «клетка», «орган», «организм»;
сезонные явления в неживой и живой природе (ветер, дождь, град, гроза, радуга, туман, роса, иней, снегопад, метель, ледостав, ледоход, оттепель, капель, листопад, сокодвижение, линька, спячка, гнездование, перелеты);
причины природных явлений, перехода воды в разные состояния, круговорота воды в природе;
наблюдаемые свойства воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, вкус, запах, прозрачность, твердость, рыхлость, текучесть) [20].
Учащиеся должны уметь [7]:
- характеризовать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных;
- исторические источники, исторические памятники, старинные предметы быта и орудия труда, занятия крестьян и ремесленников в прошлом, старинные города; изменения, происходящие в жизни людей c течением времени (в течение года, столетий);
- различать органы растения, организма человека, природные явления;
- наблюдать предметы и явления в неживой и живой природе последовательность развития растения и вести дневник наблюдений.
Одним из разделов курса «Окружающий мир» является «Сезонные изменения в природе».
По мнению Х. Х. Бегимова в процессе изучения школьник должен научиться [2]:
— правильно называть изученные объекты и явления;
— соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
— определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его.
Сезонными явлениями называют периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов. В умеренных широтах выражена закономерная повторяемость и последовательность времен года.
Знакомиться с признаками сезонных явлений учащиеся начинают уже в 1 классе, например, в этот период школьники изучают времена года в теме «Когда наступит лето?», раздел «Где и когда?». Учащиеся учатся анализировать схему смены времён года и месяцев, называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы. Учатся характеризовать природные явления в разное время года и наблюдать их в природе. В теме «Где зимуют птицы?» учащиеся знакомятся с понятиями «перелетные» и «зимующие» птицы, почему одни птицы улетают, а другие нет. В теме «Что это за листья?» учащиеся наблюдают осенние изменения окраски листьев на деревьях [22].
Во 2 классе в разделе «Природа» есть несколько тем, посвященных сезонным явлениям. В теме «Явления природы» учащиеся учатся различать объекты и явления природы, рассказываю об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях, приводят примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений. Тема «Что такое погода?» помогает учащимся освоить различные состояние погоды, научиться характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра, приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.) [22].
Смена времен года происходит в результате годового обращения Земли вокруг Солнца при неизменном положении наклона земной оси к плоскости орбиты. Поэтому изменяются высота Солнца над горизонтом, угол падения солнечных лучей на Землю, количество поступающей солнечной радиации. Положение Земли на орбите определяет наступление астрономических 13 времен года. Однако астрономические сроки времен года не совпадают со сроками периодических изменений погоды и живой природы [24]. Знакомство с Солнцем дети начинают еще в 1 классе в разделе «Почему и зачем?» этому сопряжены несколько тем, например, «Почему Луна бывает разной» знакомит учащихся со схемой движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем. При изучении темы «Почему Солнце светит днём, а звёзды — ночью?» учащиеся должны понять, что Солнце - источник света и тепла для всего живого на Земле.
Сезонные изменения в живой природе изучает наука фенология. Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими.
Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений [4].
Сезоны в фенологии соответствуют временам года, однако с разницей: начало и окончание сезона определяется из наблюдений за природой, а не календарём. В каждом сезоне выделяют более короткие периоды — фенологические фазы. Они имеют свой набор природных феноменов (явлений), позволяющих отличить одну фазу от другой [24].
В результате фенологических наблюдений в каждом сезоне года было выделено несколько подсезонов. Подсезон — это характерный период времени, ограниченный рубежными явлениями живой природы. Всего в году выделяют 14 подсезонов. Наблюдения за сезонными явлениями включают наблюдения за изменением продолжительности разных частей суток, температуры воздуха, появлением осадков и их видами. Например, в 2 классе в теме «В гости к весне» наблюдают за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., формулируют выводы о весенних явлениях природы. Также учащиеся знакомятся с другим временным периодом - летом, в теме «Впереди лето» [21].
Основным содержанием наблюдений являются наблюдения за ростом, развитием, а также состоянием растений и животных.
Уже в 1 классе учащиеся знакомятся с особенностями развития и роста растений тема «Как живут растения?» в разделе «Как, откуда и куда?». Уже в самом начале изучения курса «Окружающий мир» учащиеся учатся формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений, учатся ухаживать за комнатными растениями. В теме «Как живут животные?» наблюдают за жизнью животных, рассказывают о своих наблюдениях [22].
В процессе систематических наблюдений ученые отмечают определенные моменты (фенофазы) в жизни наблюдаемых объектов [26]. Так, у деревьев и кустарников это будут начало сокодвижения, набухание почек, начало развертывания листьев, появление бутонов, зацветание, массовое цветение, конец цветения, начало созревания плодов и семян, начало осеннего окрашивания листьев, начало листопада, полное осеннее окрашивание листьев, конец листопада. 3 класс знаменуется изучением растений и животных. В разделе «Эта удивительная природа» тема «Солнце, растения и мы с вами» знакомит учащихся с Условиями, необходимыми для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). В теме «Размножение и развитие растений» учатся характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения, наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. В теме «Размножение и развитие животных» учатся характеризовать животных разных групп по способу размножения; — моделировать стадии размножения животных разных групп.
В 4 классе учащиеся знакомятся с понятием «круговорот воды», изучают в каких состояниях находится вода в природе (тема «Превращение и круговорот воды»).
Фенологические прогнозы, предсказывающие, какими будут предстоящие весна и лето, помогают полеводам выбрать для посева, нужные сорта растений, садоводам — защитить сады от губительного воздействия заморозков.
В 4 классе в разделе «Природа России» учащиеся начинают подробное изучение сезонных явлений. В теме «Природные зоны России» учатся устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон, работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами [20].
Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни [20].
Способы формирования знаний о сезонных явлениях в природе:
— разнообразные уроки в классе и в природе;
— дневники наблюдений;
— экскурсии;
— полевые практикумы;
— домашние работы.
При рассуждении о какой-либо вещи — учитель показывает её в самой натуре или хотя бы на рисунке, особенно, это необходимо делать в начальной школе, так как у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно – образное мышление.
В начальных классах учащиеся должны получить определенную систему знаний о живой и неживой природе. Так как главным методом является наблюдение её различных компонентов, то предъявляются следующие требования к наблюдениям:
― содержание наблюдений должно быть систематизировано;
― все наблюдения должны быть доступны и тесно связаны с курсом природоведения по годам обучения;
― наблюдения с каждым годом должны усложняться, углубляться;
― объекты для наблюдения отбираются учителем в зависимости от природных условий, особенностей изменений в природе в текущем году, степени физической доступности объекта природы.
1.3 Понятие учебно-игровой деятельности младшего школьника
Игра и учёба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Для того чтобы определить, что такое учебно-игровая деятельность, необходимо рассмотреть в отдельности понятия «учебная» и «игровая» деятельность младшего школьника.
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. По мнению О. В. Алексеевой, игра – это особая форма активности, деятельности ребенка. В ней выражается отношение ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе [1].
Игра, по мнению Л. С. Выготского [11], как феномен культуры всегда занимала важное место в деятельности человека. Это прежде всего касалось жизни ребенка. Игра для детей не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности: без игры ребенок не может нормально расти, обучаться, воспитываться и развиваться.
По словам русского писателя Ю. Нагибина, значение детской игры заключается в том, что в игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем [23].
Огромные воспитательные возможности игры объясняются тем, что в процессе игры происходит формирование всех сторон личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, способствующие постепенному переходу к новой, более высокой стадии развития. Несмотря на то, что игровая деятельность в младшем школьном возрасте имеет вспомогательное значение, остается очень важной и существенной, так как позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. Н. В. Фетисова считает, что игра дает возможность младшему школьнику более глубоко познать смысл этих вещей, овладеть высокими общественными мотивами поведения [29].
По мнению Т. Ф. Пожидаевой, синергетическая функция игры заключается в том, что в процессе игры происходит самоорганизация личности ребенка младшего школьного возраста [23].
В руках педагога игра может стать инструментом воспитания, приобщения младшего школьника к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому и отвечают возрастные особенности младших школьников – их эмоциональность, легкая утомляемость от однообразия видов деятельности, тяга к фантазии, творчеству и переключаемость внимания [15].
Игра, являясь наиболее доступным видом деятельности, служит способом переработки полученных впечатлений из окружающего мира. Игра позволяет младшему школьнику реализовать на практике особенности воображения и мышления: эмоциональность, активность, потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном уроке окружающего мира. Но это не значит, что уроки должны проходить только в форме игры [2].
Кандидат педагогических наук, Пожидаева Т. Ф., считает, что игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора [8].
По мнению С. Л. Рубинштейна, в игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть [25].
Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Известный биолог А. Бекетов писал: «Наблюдение есть вовсе не легкая наука; можно долго и по-видимому внимательно осматривать предмет и все-таки не видеть его главных существенных качеств. Для того, чтобы научиться наблюдать глубоко и всесторонне, необходимо долго упражняться под руководством опытного наблюдателя» [3].
Принцип наглядности был раскрыт Я. А. Коменским еще в XVII веке. Он объяснил в «Великой дидактике»: «слова нужно преподавать и изучать не иначе, как вместе с вещами, подобно тому, как… дерево – с корой, плод – вместе с кожицей» [16].
Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Так как современная школа нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку, игра – незаменимый в этом помощник. Игра способствует развитию практических применение полученных естествоведческих знаний.
Большой смысл применения наглядных пособий в обучении естествознанию придавал В. Ф. Зуев. В предисловии к учебнику он писал: «При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или, по крайней мере, по картинке» [14].
Несомненно, всех учителей волнуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими приемами и методами поддерживать интерес к учению.
Многие педагоги [10], [19] сомневаются в том, включать ли игру в процесс обучения на уроках, потому что не всякая игра способна достичь высоких педагогических результатов. Нередко учителя начальных классов переоценивают или же, наоборот, недостаточно включают учебную игру в образовательный процесс. Для того чтобы игра оказывала положительное влияние на формирование личности ребенка, необходимо осознанное применение ее в обучении. Педагоги должны понимать и правильно использовать механизмы воздействия игры.
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые нужно обязательно учитывать при организации игр. Во-первых, не навязывать детям игру, а вовлекать в нее, давая возможность самостоятельно и свободно включаться в игру. Во-вторых, игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими – стоит избегать навязчивого назидательного содержания, либо с избытком информации, например имен, дат, формул и правил.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, О. В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе : учеб. пособие / О. В. Алексеева, А. А. Арасланова. – М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 144 с.;
2. Бегимов, Х. Х. Дидактические основы формирования элементарных знаний по естественным дисциплинам у учащихся начальных классов : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Х. Х. Бегимов; Таджик. гос. пед. ун-т. – Душанбе, 2010. – 23 с.;
3. Бекетов, А. О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях / А. О. Бекетов // Журнал Министерства народного просвещения, 1863, декабрь. — С. 198–220;
4. Блинова, С. В. Методика преподавания естествознания (отдельные вопросы): учебное пособие / С.В. Блинова. - Кемерово: КемГУ, 2014. - 60 с.;
5. Вахрушев, А. А. Мир и человек. Мир глазами человека. Книга для учителя. 1 класс / А. А. Вахрушев и др. — М. : Дрофа, 2000;
6. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. - М. : Просвещение, 1983. - 347 с.;
7. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения : 1–4 классы. / Н. Ф. Виноградов. ‒ М.: Вентана‒Граф, 2005. ‒ 240 с.;
8. Виноградова, Н. Ф. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1–4 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 68 с.;
9. Возрастные возможности усвоения знаний: младшие классы школы / ред. В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1966. – 444 с.;
10. Воробьева, Е. В. Формирование творчества и воображения в учебной деятельности: монография / Е. В. Воробьева. – М.: Физическая культура, 2008. - 240 с.;
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1997. – №6. – С. 61-64;
12. Глушков, В. М. Основы игровой деятельности / В. М. Глушков. – М. : Наука, 2013. – 552 с.;
13. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие / Е. В. Григорьева. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.;
14. Зуев, В. Ф. Педагогические труды / В. Ф. Зуев. - М. : Академия педагогических наук, 1956. - 146 с.;
15. Исакова, О. А. Окружающий мир 2 класс. Поурочные планы / О. А. Исакова. - Волгоград. – 2006;
16. Коменский, Я. А. Учитель учителей / Я. А. Коменский. – М. : Карапуз, 2008. – 288 с.;
17. Лазарева, О. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Теоретические основы методики обучения естествознанию 74 в начальной школе: учеб. пособие / О. Н. Лазарева. – Екатеринбур г: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. – 392 с.;
18. Моисеева, Л. В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Л. В. Моисеева, И. Р. Кастунов // Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 2008. – 148 с.;
19. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования / Л. В. Моисеева – Екатеринбург : Эксмо, 2006. – 12-36 с.;
20. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник 1-4 класс / А. А. Плешакова. – М. : Просвещение, 2013;
21. Плешаков, А. А. Экология для младших школьников / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2015. — 289 с.;
22. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014. — 205 с.;
23. Пожидаева, Т. Ф. Игра как технология личностного развития младшего школьника: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 Ростов-на-Дону, 2006;
24. Полянский, И. И. Сезонные явления в природе. / И. И. Полянский. - Л. : Учпедгиз, 1956;
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб., 2000. - 705 с.;
26. Сезонные явления [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://helpiks.org/1-114321.html (Проверено 01.05.2021);
27. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 2011;
28. Симонов, В. П. Педагогическая практика в школе: Учебно-методическое пособие / В. П. Симонов. — 2000;
29. Фетисова, Н. В. Игровые технологии на уроках естествознания в начальной школе: Методические рекомендации по организации детских игр. / Н. В. Фетисова, О. Н. Лазарева – Екатеринбург : Эксмо, 2011. – 39 с.;
30. Чудинова, Е. В. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя / Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева. - М. : Издательство: Вита-Пресс, 2005;
31. Шептуховский, М. В. Формирование естественно-научных понятий и умственное развитие младших школьников / М. В. Шептуховский // Школьные технологии, 2006.